город Воронеж |
|
9 октября 2014 г. |
Дело N А35-2228/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс": Суминой М.А., заместителя генерального директора; доверенность N 545 от 23.12.2013;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (ОГРН 1064632034510; ИНН 4632063370) на решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2014 по делу N А35-2228/2014 (судья Матвеева О.А.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 04-02-52-2013 об административном правонарушении от 03.03.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" (далее - ООО "ГазСпецРесурс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области) о признании незаконным и об отмене постановления УФАС по Курской области о назначении административного наказания по делу N 04-02-52-2013 об административном правонарушении от 03.03.2014.
Решением суда от 05.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что обязанность установки приборов учета возложена действующим законодательством не только на ресурсоснабжающую. Организацию, но и на собственников жилых помещений, и на управляющую компанию в зависимости от решения, принятого собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Договор между ООО "Управляющая компания Курского района" и ООО "ГазСпецРесурс" не заключался. В рамках дел N А35-1370/2013 и А35-1369/2013 обязанность установить общедомовые приборы учета возлагается на собственников многоквартирных домов и управляющую компанию. В ООО "ГазСпецРесурс" не было ни одного письменного обращения от собственников жилых домов или лиц, уполномоченных представлять их интересы, а также управляющей компании с просьбой произвести установку приборов учета. Данные дома не подлежат обязательному оснащению общедомовыми приборами учета, так как максимальный объем потребления тепловой энергии этих домов составляет менее чем две десятых гикакалории в час.
В отзыве на жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области указывает, что обязанности ресурсоснабжающих организаций по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета в период с 01.07.2012 по 01.07.2013 подтверждается сложившейся арбитражной практикой. Положения ч.12 ст.13 ФЗ "Об энергосбережении" возлагают обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета в срок до 01.07.2013 в случае их отсутствия на ресурсоснабжающую организацию, независимо от наличия обращений управляющих организаций либо собственников жилых помещений.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещео надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 18.11.2013 в Курское УФАС России поступило заявление ООО "УК Курского района" с жалобой на действия ООО "ГазСпецРесурс", выразившиеся в неисполнении обязанности по оснащению многоквартирных жилых домов N 7 5-го квартала и N 18 4-го квартала пос. им. Маршала Жукова Курской области коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и тепловой энергии.
В ходе проверки антимонопольным органом был сделан вывод о том, что ООО "ГазСпецРесурс" как организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению, сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования подлежащих оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды жилых домов N 7 5-го квартала и N 18 4-го квартала пос. Маршала Жукова Курской области, в силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2013 года обязано было совершить действия по оснащению прибором учета горячей воды объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
21.01.2014 специалистом-экспертом отдела естественных монополий УФАС по Курской области Краснослободцевой А.В. был составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-52-2013, в котором отражен факт совершения ООО "ГазСпецРесурс" административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением руководителя УФАС по Курской области Комова Ю.А. N 04-02-52-2013 от 03.03.2014 ООО "ГазСпецРесурс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб.
ООО "ГазСпецРесурс" не согласилось с постановлением о назначении административного наказания по делу N 04-02-52-2013 об административном правонарушении от 03.03.2014 и оспорило его в арбитражном суде.
Считая вынесенное постановление незаконным, Общества с ограниченной ответственностью "ГазСпецРесурс" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении, Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами и должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Из материалов дела видно, что многоквартирные жилые дома N 7 5-го квартала и N 18 4-го квартала пос. им. Маршала Жукова Курской области находятся в управлении ООО "Управляющая компания Курского района".
Горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов N 7 5-го квартала и N 18 4-го квартала пос. Маршала Жукова Курской области осуществляет ООО "ГазСпецРесурс".
По состоянию на 01.07.2013 указанные многоквартирные дома не были оснащены ООО "ГазСпецРесурс" коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и тепловой энергии.
В жилых домах N 7 5-го квартала и N 18 4-го квартала пос. Маршала Жукова Курской области отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета горячей воды по состоянию как на 01.07.2013 года, так и по состоянию на 28.02.2014.
Сети инженерно-технического обеспечения ООО "ГазСпецРесурс" имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных жилых домов N 7 5-го квартала и N 18 4-го квартала пос. Маршала Жукова Курской области, а границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности являются наружные стены указанных жилых домов.
В соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч.5 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч.12 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения собственников жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, ООО "ГазСпецРусурс", являясь ресурсонабжающей организацией, в силу положений ч.ч.9, 12 ст.13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", несет обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет; при этом оно обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Обязанность по оснащению приборами учет коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений ч. 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
ООО "Управляющая компания Курского района" является управляющей организацией многоквартирного дома N 7 квартала 5 поселка им. Маршала Жукова на основании протокола общего собрания собственников помещений в жилом доме от 05.12.2012 N 4.
ООО "Управляющая компания Курского района" является управляющей организацией многоквартирного дома N 18 квартала 4 поселка им. Маршала Жукова на основании протокола общего собрания собственников помещений в жилом доме от 03.12.2012 N 5.
ООО "Управляющая компания Курского района" осуществляет функции управляющей организации, в обязанности которой входит, в том числе - заключение в интересах собственников договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Из анализа положений ст. 162 ЖК РФ, ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что управляющая организация (ООО "Управляющая компания Курского района") не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и собственниками многоквартирного дома - непосредственными потребителями коммунальных ресурсов.
Таким образом, управляющая организация не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и собственниками многоквартирного дома - непосредственными потребителями коммунальных ресурсов.
Вместе с тем, положения ч.ч. 9, 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергетических ресурсов, возложена на организации, которые осуществляют снабжение данными энергетическими ресурсами, в том числе водой.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений ч.ч. 9, 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, следует, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды, возложена на ресурсоснабжающую организацию - заявителя по настоящему делу.
При этом ссылка заявителя на обязательность инициативы собственников многоквартирных домов на установку приборов учета основана на неверном понимании положений действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд области пришел к верному выводу о том, что Общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, в силу положений ч.ч. 9, 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", несет обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет; при этом оно обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Ни в ходе проведения проверки антимонопольным органом, ни в ходе рассмотрения настоящего спора по существу, ООО "ГазСпецРусурс" не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом мер, направленных на своевременное оснащение спорного многоквартирного дома, тепловой энергией и горячим водоснабжение которого осуществляет заявитель, коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия Общества, выраженные в неоснащении в установленный федеральным законодательством срок жилых домов N 7 5-го квартала и N 18 4-го квартала пос. Маршала Жукова Курской области коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды, являются нарушением положений ч. 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области о назначении административного наказания по делу N 04-02-54-2013 об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2014 по делу N А35-2228/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2228/2014
Истец: ООО "ГазСпецРесурс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области