г. Москва |
|
7 октября 2014 г. |
Дело N А40-47287/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей П.А. Порывкина, Г.Н. Поповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2014
по делу N А40-47287/14, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению ОАО ФСК ЕЭС (ОГРН 1024701893336)
к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (ОГРН 1047707041909)
о признании частично недействительными решений от 04.10.2013 N 81, N 83
при участии в судебном заседании:
от МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - Тарасова В.С. по дов. N 04-13/06710 от 04.06.2014, Киндеева Е.А. по дов. N 04-08/07063 от 16.06.2014
от ОАО ФСК ЕЭС - Бураков Н.В. по дов. N 303-14 от 10.06.2014
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2014 удовлетворено в части заявление ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", признаны недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу РФ, решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 04.10.2013 N 81 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 38 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 15 007 658 руб.по пункту 1.2 и в части предписания внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 2 резолютивной части решения) в соответствующей части, вынесенные в отношении ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 не согласилась с принятым судом решением, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В судебном заседании представитель МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" возражал на доводы апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, представил отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года, в которой заявлено право на возмещение суммы налога на добавленную стоимость в размере 2 101 293 730 руб., по результатам которой был составлен акт от 13.08.2013 N 76.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, с учетом представленных обществом письменных возражений на акт камеральной проверки, инспекцией было вынесено решение от 04.10.2013 N 81 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором обществу отказано в вычете по НДС на сумму 19 664 583 руб.
Одновременно инспекцией было вынесено решение от 04.10.2013 N 38 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, согласно которому обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 19 664 583 руб.
Общество, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России вынесло решение от 09.01.2014 N СА-4-9/81 @, которым решение инспекции от 04.10.2013 N 81 оставило без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В пункте 1.2. решения инспекции от 04.10.2013 N 81 указано, что в нарушение п.9 ст. 167, п.3 ст. 168, п.3 ст. 172 НК РФ обществом неверно определена стоимость услуг по передаче электрической энергии по экспортным операциям, что привело к неверному определению налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 % по которым подтверждена, в связи с чем указано на завышение налогового вычета НДС за 2-й квартал 2011 г. на 15 007 658 руб.
По договорам от 02.05.2006 N 4119 (заказчик - ОАО "ТГК 1") и от 31.12.2009 N 446/П (заказчик - ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС") общество оказывает указанным лицам услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС, включая перемещение электрической энергии через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с условиями договоров, заключенных заказчиками с третьими лицами (иностранными п отребителями).
В уточненной (корректировка N 1) налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2011 г. обществом увеличена сумма налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена, на 2 383 956 руб.
Согласно п.З ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно пп.2.4. п.1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств.
Перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов определен в ст. 165 НК РФ, согласно п.3.4. которой (в редакции, действовавшей в спорный период) при реализации услуг, предусмотренных пп.2.4 п.1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки О процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с российским лицом на оказание указанных услуг;
2) копии актов об оказании услуг по передаче электрической энергии и (или) иных документов, подтверждающих передачу электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 ст. 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 ст. 164 НК РФ.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС предусмотрено ст. 171 НК РФ.
В соответствии с п.З ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных п.п. 1 - 8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном данной статьей, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.
В соответствии с п.9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран в течение сроков, указанных в п.9 ст. 165 НК РФ, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пп.1 п.1 ст. 167 НК РФ, если иное не предусмотрено п.9 ст. 167 НК РФ.
Согласно п.1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно п.6 ст. 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным п. 1 данной статьи.
Порядок ведения раздельного учета НК РФ не определен. Налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок раздельного учета НДС по внутренним и экспортным операциям и закрепить его в учетной политике.
В п.3.3. учетной политики ОАО "ФСК ЕЭС" (утв. приказом от 30.12.2010 N 1017 в редакции приказа от 23.03.2011 N 156) предусмотрено, что суммы НДС, предъявляемые продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, принимаемые к вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 - 172 НК РФ, определяются исходя из доли отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению по ставке 0 %, в общей выручке товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период, уменьшенных на сумму НДС, исчисленного в отношении облагаемых операций.
Обществом исполнены все вышеуказанные требования НК РФ.
Обществом представлен в инспекцию расчет налоговых вычетов, относящихся к экспортной и "внутренней" реализации.
Обществом документально подтверждена реализация услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на экспорт в объеме 1 455 067 170 руб. (указано в декларации на стр. 16 в графе операции 1010405), что подтверждается соответствующими документами (счета-фактуры, приемо-сдаточные акты, выписки банка). Для налоговой проверки обществом были предоставлены все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в соответствии с п.3.4. ст. 165 НК РФ.
Сумма налоговых вычетов, заявленная обществом в уточненной налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2011 г. в части подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 %, составляет 290 191 029 руб., т.е. в пределах суммы НДС по книге покупок, относящейся к экспорту за проверяемый период (373 171 001 руб.).
Ранее, по первичной налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2011 г. Обществом были заявлены "экспортные" налоговые вычеты (в части подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 %) в сумме 287 807 073 руб.
По уточненной (корректировка N 1) налоговой декларации по НДС по сравнению с первичной декларацией за 2-й квартал 2011 г. обществом увеличена сумма налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена, на 2 383 956 руб. Соответствующая сумма отражена на страницах 2 и 3 акта камеральной налоговой проверки от 13.08.2013 N 76. В отношении данной суммы инспекцией не приведены какие-либо аргументы, обосновывающие отказ в возмещении налога в данной части.
Как следует из текста решения от 04.10.2013 N 81, расчет суммы НДС (15 007 658 руб.), в возмещении которого обществу отказано, произведен на основании сведений, содержащихся в первичной налоговой декларации общества по НДС за 2-й квартал 2011 г., с учетом исправления технической ошибки. Вместе с тем исправление технической ошибки (в части занижения суммы вычетов по НДС, относящейся к экспорту) не повлияло на объем налоговых обязательств общества и суммы налоговых вычетов, что подтверждено ФНС России.
По результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2011 г. инспекцией было вынесено решение от N 145, которым обществу было отказано в возмещении НДС в размере 287 807 073 руб. По апелляционной жалобе Общества решением ФНС России от 04.07.2011 N СА-4-9/11019@ указанное решение инспекции было отменено. На стр. 5 данного решения ФНС России указано, что обществом заявлена реализация услуг по передаче по ЕНЭС электрической энергии, поставка которой осуществляется в электрические системы иностранных государств, на сумму 1455 067 170 руб., и что обществом документально подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 % и применение налоговых вычетов в сумме 287 807 073 руб. по первичной декларации.
Приведенный инспекцией в решении от 04.10.2013 N 81 расчет суммы в размере 15 007 658 руб. не основан на данных, содержащихся в уточненной налоговой декларации общества за 2-й квартал 2011 г.
Так, в решении от 04.10.2013 N 81 инспекция указывает, что стоимость экспортной реализации, применение ставки 0% по которой подтверждено, составила 1 434 810 074 руб., в то время как и по первичной и по уточненной налоговым декларациям обществом указана стоимость экспортной реализации, применение ставки 0% по которой подтверждено, в размере 1455 067 170 руб. Данные общества также подтверждены решением ФНС России, принятом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества на решение инспекции по первичной налоговой декларации (решение ФНС России от 04.07.2012 N СА-4-9/11019@, стр.5).
Приведенный инспекцией в апелляционной жалобе расчет не соответствует ни оспариваемому решению, ни данным уточненной налоговой декларации общества по НДС за 2-й квартал 2011 г.
Так, на стр.12 решения от 04.10.2013 N 81 инспекция указывает, что общая стоимость отгрузки общества за 2-й квартал 2011 г. составила 34 207 972 169 руб. А на стр.4 апелляционной жалобы инспекция указывает общую стоимость отгрузки в размере 32 240 196 835 руб. Однако в уточненной налоговой декларации по НДС общая стоимость отгрузки по ставке 18 % указана в размере 32 373 953 277 руб. (строка 010 раздела 3 декларации на стр.13) и указана экспортная реализация, применение ставки 0% по которой подтверждено, в размере 1 455 067 170 руб. (опер. 1010405 стр.16 декларации).
Таким образом, в данной части акт камеральной налоговой проверки от 13.08.2013 N 76 и решение инспекции от 04.10.2013 N 81 не соответствуют требованиям статей 100 и 101 НК РФ, в соответствии с которыми в акте проверки и в решении налогового органа должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а также обстоятельства нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Соответственно, в нарушение ч. 3 ст. 189 АПК РФ инспекцией не доказана правомерность оспариваемых ненормативных актов в части обоснованности расчета суммы НДС (15 007 658 руб.), в возмещении которой обществу отказано.
В обоснование принятия оспариваемых решений инспекция на стр.13 решения от 04.10.2013 N 81 указывает на письмо общества от 31.07.2013 N 06/436, которым по запросу инспекции общество сообщило, что сумма 15 007 658 руб. не учтена в уточненной (корректировка N 1) налоговой декларации общества по НДС за 2-й квартал 2011 г. Однако указанная сумма и не должна быть учтена в уточненной налоговой декларации, т.к. расчет этой суммы не влияет на налоговые обязательства и налоговые вычеты общества за проверяемый период, что подтверждено ранее указанным решением ФНС России 04.07.2012 N СА-4-9/11019@.
Применение расчета инспекции позволяет обществу заявить за проверяемый период налоговый вычет по НДС в части реализации, применение ставки 0 % по которой подтверждено, в размере 336 795 205 руб. в пределах "отложенного" НДС в сумме 436 689 074 руб.
Инспекцией в оспариваемом решении не сформулированы замечания в части документов, представленных обществом в подтверждение реализации, облагаемой по ставке 0 %. При отсутствии каких-либо замечаний к документам, подтверждающим обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов, оснований для отказа в возмещении НДС не имеется.
Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что отказ обществу в возмещении НДС в размере 15 007 658 руб. не обоснован и не соответствует законодательству о налогах и сборах.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит каких-либо новых доводов в подтверждение своей позиции.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.D2014 по делу N А40-47287/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47287/2014
Истец: ОАО ФСК ЕЭС
Ответчик: Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N4, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N4