г. Саратов |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А06-5619/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Краевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 июля 2014 года по делу N А06-5619/2013 (судья Цепляева Л. Н.)
по иску открытого акционерного общества "Аэропорт Астрахань" (г. Астрахань, ИНН 3017004560, ОГРН 1023000819379)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Астраньэнерго" (г. Астрахань),
третье лицо: Служба по тарифам Астраханской области (г. Астрахань, ИНН 3015068720, ОГРН 1053000020204),
о взыскании задолженности в размере 438 102,55 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 43 750,56 руб.,
при участии в судебном заседании: до перерыва, от истца - представитель Кашаев К.В., по доверенности от 10.03.2014 г., иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, приложенные к материалам дела,
после перерыва, от ответчика - представитель Матвеева С.М., по доверенности от 25.12.2013 г., иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, приложенные к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Астрахань" (далее - истец, ОАО "Аэропорт Астрахань") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ОАО "МРСК Юга") (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 438102 руб. 55 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 43750 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 июля 2014 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Аэропорт Астрахань" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обосновании жалобы, истец указывает на то, что ответчиком пропущен срок направления в адрес ОАО "Аэропорт Астрахань" уведомления о смене тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год.
А также, заявитель в апелляционной жалобе ссылается на решение арбитражного суда Астраханской области от 24.01.2014 г. по делу N А06-5613/2013, указывая на его преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
В судебном заседании представитель ОАО "Аэропорт Астрахань" поддержал доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
ОАО "МРСК Юга" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Служба по тарифам Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющееся в материалах дела почтовые уведомления.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления указанных лиц, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Проверив законность вынесенного судебного акта в, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2010 г. N 05-80-412/2011, который ежегодно пролонгируется.
По условиям договора, истец обязан оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек отпуска, а ответчик своевременно их оплачивать.
Согласно расчету истца стоимость оказанных услуг за период январь-июнь 2013 года составила 1 035 126 руб. 27 коп. Стоимость услуг определена истцом исходя из двухставочного тарифа.
Акты, счета и счета-фактуры вручены ответчику, что подтверждается сопроводительными письмами и оттисками входящей корреспонденции ОАО "МРСК-Юга" - "Астраханьэнерго".
Акты за январь 2013 г. - июнь 2013 г. подписаны ответчиком с протоколом разногласий, либо возвращены без подписания с приложением претензий.
Ответчиком перечислена часть суммы долга, оставшаяся сумма задолженности в размере 438 102, 55 руб. погашена не была, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 этого Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок исполнения такого договора устанавливается в Правилах N 861.
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей государственному ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил N 861).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Как следует из подпункта "б" пункта 13 Правил N 861 в редакции, действовавшей до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, ранее объем обязательств сетевой организации по передаче электроэнергии определялся величиной заявленной мощности, согласованной сторонами в договоре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения на розничном рынке электроэнергии, внесены изменения, в том числе в порядок расчета объема взаимных обязательств сторон договора по передаче электроэнергии. Так, из пункта 15(1) Правил N 861, а также из пункта 81 Основ ценообразования следует, что по новым правилам обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг. Стоимость услуг зависит от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии тарифа на эти услуги. Объем услуг рассчитывается в зависимости от выбранного потребителем тарифа на эти услуги и определяется исходя из фактического объема потребления электроэнергии (при одноставочном тарифе) или из фактического объема потребления электроэнергии и величины фактической мощности (при двухставочном тарифе).
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 вступило в силу с 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 48 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации).
По общим правилам тарифное решение принимается до начала периода тарифного регулирования.
Из пункта 81 Основ ценообразования N 1178 (в редакции от 04.05.2012) следует, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочном и одноставочном. При этом потребители услуг вправе самостоятельно выбрать вариант тарифа путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений регулирующего органа об установлении соответствующих тарифов.
Факт оказания истцом ответчику услуг по передаче электрической энергии в январе - июне 2013 года подтверждается подписанными сторонами сводными ведомостями объемов передачи электроэнергии.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами имеются разногласия по варианту тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии (одноставочный, двухставочный). При расчете стоимости оказанных услуг истец применил двухставочный тариф. По мнению ответчика, при расчетах за оказанные услуги в 2013 году должен применяться одноставочный тариф.
Для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, входящим в единую (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе к объектам, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) в предусмотренных настоящим документом случаях выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) обязаны в течение 5 дней со дня получения соответствующего уведомления потребителя направить информацию о выбранном варианте тарифа в сетевую организацию, с которой заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах данного потребителя.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Как установлено пунктом 9.4 договора от 30.12.2010 г. любые изменения и дополнения к договору действительны только при условии оформления их в письменном виде и подписания обеими сторонами. Данное условие предусмотрено также частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из данных правовых норм буквально следует, что потребитель услуг по передаче электроэнергии вправе выбрать вариант тарифа на очередной календарный год. Для реализации этого права потребитель (в данном случае территориальная сетевая компания) должен письменно уведомить территориальную сетевую организацию о своем решении в течение одного месяца с даты принятия тарифного решения. В этом случае достаточно одностороннего волеизъявления потребителя услуг.
Таким образом, порядок расчетов стороны вправе определить в одностороннем порядке с соблюдением вышеприведенных правил.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком в адрес истца были направлены письма от 28.11.2012 г. N А7/1503/2707 (т.1 л.д.100-101) и 28.01.2013 г. NА7/1503/130 (т.2 л.д.24) об изменении варианта тарифа с двухставочного на одноставочный, а также предложение о заключение нового договора на поставку электроэнергии.
Следовательно, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что для расчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии в 2013 году, истец не вправе применять двухставочный тариф, поскольку ответчиком были направлены соответствующие письма с предложением о внесении изменений в договор, касающихся варианта тарифа или подписания договора на новый отчетный период.
Довод апеллянта о том, что ответчиком пропущен срок, предусмотренный действующим законодательством для направления уведомления о смене тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год, судебной коллегией отклоняется.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между открытым акционерным обществом "Аэропорт Астрахань" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" на 2012-2014 годы установлены распоряжением службы по тарифам Астраханской области от 13.06.2012 г. N 26 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между открытым акционерным обществом "Аэропорт Астрахань" и филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (в редакции распоряжения службы по тарифам Астраханской области от 19.12.2012 г. N 77 "О внесение изменений в распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 13.06.2012 г. N 26").
Согласно пункту 81 Основ ценообразования N 1178 (в редакции от 04.05.2012), потребители услуг вправе самостоятельно выбрать вариант тарифа путём направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений регулирующего органа об установлении соответствующих тарифов.
Решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии было опубликовано службой по тарифам Астраханской области на официальном сайте 10.01.2013 г., что подтверждается выпиской с сайта.
Письмом от 28.01.2013 г. N А7/1503/130, ответчик уведомил истца об изменении варианта тарифа с двухставочного на одноставочный в 2013 году.
Следовательно, ответчиком не пропущен месячный срок, предусмотренный для направления уведомления о смене тарифа.
Ссылка апеллянта на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.01.2014 г. по делу N А06-5631/2013, имеющего, по мнению истца, преюдициальное значение для рассмотрения данного дела, судебной коллегией не принимается.
В рамках дела N А06-5631/2013 рассматривался спор между филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" и открытым акционерным обществом "Аэропорт Астрахань" об обязании заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Данным решением в удовлетворении заявленных филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" исковых требований отказано, однако, суд первой инстанции в рамках рассмотрения дела N А06-5631/2013 не давал оценку правомерности выбора тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, подлежащего применению между сторонами.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 июля 2014 года по делу N А06-5619/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5619/2013
Истец: ОАО "Аэропорт-Астрахань"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", ОАО "МРСК Юга" в лице филиала ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", ОАО "МРСК-Юга" в лице филиала ОАО "МРСК-Юга"-"Астраханьэнерго"
Третье лицо: Служба по тарифам Астраханской области