г. Вологда |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А52-3539/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Мурахиной Н.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области Михайлова С.А. по доверенности от 31.10.2013 N 19/1355, от закрытого акционерного общества "Лайн 3" Михайлова А.С. по доверенности от 30.04.2014 N 3/2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лайн 3" на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-3539/2014 (судья Героева Н.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Лайн 32 (ОГРН 1116027010450; 180007, г. Псков, ул. Максима Горького, д. 1; далее - ЗАО "Лайн 3") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области (далее - УГИБДД, управление) по аннулированию регистрационных действий в отношении автомобилей "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D", государственный регистрационный знак К823КА60, и "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 209D", государственный регистрационный знак К824КА60, а также о возложении на ответчика обязанности по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем восстановления регистрационного учета автомобилей "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D", государственный регистрационный знак К823КА60, и "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 209D", государственный регистрационный знак К824КА60, с производством всех необходимых регистрационных действий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Пилот" (далее - ООО "Пилот").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года требования заявителя удовлетворены.
С судебным решением УГИБДД не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на то, что оспариваемые действия УГИБДД об аннулировании регистрационных действий в отношении указанных выше транспортных средств являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Общество в отзыве и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы, приведенные управлением в жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, общество на основании договора купли-продажи от 24.09.2012 N 004 приобрело у третьего лица транспортное средств "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER", VIN WDB9061111J318004, паспорт транспортного средства 60 НН 110487, выданный МОГТО АСИРЭР г. Пскова 20.09.2012, свидетельство о регистрации транспортного средства 60 01 N 301690; на основании договора купли-продажи от 24.09.2012 N 798 - транспортное средство "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER", VIN WDB9062331N301798, паспорт транспортного средства 60 НН 110488, выданный МОГТО АСИРЭР г. Пскова 20.09.2012, свидетельство о регистрации транспортного средства 60 01 N 301691.
В материалах дела усматривается, что до продажи указанных выше транспортных средств заявителю ООО "Пилот" 20.08.2012 обращалось в УГИБДД с заявлениями о внесении изменений в конструкцию транспортных средств, а именно: о замене кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB6013621P346283) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" (VIN WDB90611111J318004) и о замене кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB60147710821490) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" (VIN WDB9062331N301798).
Также третье лицо обращалось в управление с заявлениями и о замене двигателей указанных транспортных средств.
Из материалов дела следует, что кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER", VIN WDB90611111J318004, и кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER", VIN WDB9062331N301798, ввезены на территорию Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью "Лайн 4" 27.12.2011 по грузовой таможенной декларации N 10225030/271211/0007902. ООО "Пилот" приобрело указанные кузова по договорам купли продажи от 14.08.2012 N 14/08/01 и 14/08/3.
В материалах дела имеются положительные экспертные заключения от 22.08.2012 N 1395/12 и от 22.08.2012 N1396/12, составленные по результатам проведения технических экспертиз о возможности внесения изменений в конструкции указанных транспортных средств (том 1, листы 65-66; том 2, листы 26-27), на основании которых и решений УГИБДД от 20.08.2012 (том 1, лист 64; том 2, лист 22) произведены работы по внесению изменений в конструкцию транспортных средств: замена кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB6013621P346283) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" (VIN WDB90611111J318004), а также замена кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB60147710821490) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" (VIN WDB9062331N301798).
На основании заявления ООО "Пилот" декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортных средств от 29.08.2012 (том 1, листы 67-68; том 2, листы 24-25) третьим лицом 05.09.2012 получены свидетельства о соответствии конструкции транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и паспорта транспортных средств 60НН110487, 60НН110488, где в графах "Особые отметки" внесены соответствующие записи о замене кузова с указанием номеров свидетельств о соответствии транспортного средства требованиям безопасности.
Согласно указаниям Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 ответчиком проведена проверка по факту совершения регистрационных действий с автомобилями.
По результатам указанной проверки составлены заключения от 06.09.2013 и 03.09.2013, утвержденные начальником УГИБДД, о необходимости аннулировать регистрационные действия, связанные с заменой кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB6013621P346283) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" ( VIN WDB90611111J318004), а также заменой кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB60147710821490) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" (VIN WDB9062331N301798).
В связи с аннулированием регистрационных действий 11.09.2013 в карточки учета транспортных средств внесены записи о снятии указанных автомобилей с учета ввиду признания недействительной регистрации.
Заявитель оспорил данные действия управления в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае в установленном законом порядке внесены изменения в конструкцию транспортных средств, поэтому действия УГИБДД не являются правомерными.
Суд апелляционной инстанции не согласен с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что требования общества удовлетворению не подлежат.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу пункта 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок), установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 3 Порядка базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - это агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Из приведенных положений следует, что замена кузова не является реконструкцией транспортного средства, поскольку данное действие носит восстановительный характер, не влечет изменение конструкции технического средства. При изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документами.
Вместе с тем из материалов дела следует, что на транспортных средствах - автобусах "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D", государственный регистрационный знак К823КА60 и "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 209D", государственный регистрационный знак К824КА60, принадлежащих заявителю, находящихся в эксплуатации на территории РФ, произведены замена кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB6013621P346283) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" (VIN WDB90611111J318004), а также замена кузова "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D" (VIN WDB60147710821490) на кузов "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER" (VIN WDB9062331N301798).
Следовательно, в рассматриваемом случае замена кузовов автотранспортных средств влечет ликвидацию их как базовых транспортных средств, которые, согласно паспортам транспортных средств, имеют номерные кузова, соответствующие идентификационным номерам (VIN), и при этом не имеют номерных рам (шасси).
Ввиду этого в данном случае замена кузовов транспортных средств не может рассматриваться как изменение конструкции транспортных средств в соответствии с Порядком, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
В свидетельствах о регистрации транспортных средств, выданных УГИБДД, после внесения указанных выше изменений идентификация автомобилей возможна только по кузовам.
Таким образом, подразделением ответчика при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузовов фактически присвоены идентификационные номера иных транспортных средств, которые не эксплуатировались на территории Российской Федерации.
В данном случае свидетельства о соответствии конструкции транспортных средств требованиям безопасности получены на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Между тем, как указанно выше, в рассматриваемом случае замена кузовов не является внесением изменений в конструкцию транспортных средств.
Таким образом, следует признать, что по спорным транспортным средствам не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
В связи с этим у УГИБДД отсутствовали основания для выдачи свидетельств о соответствии конструкции транспортных средств требованиям безопасности в связи с заменой кузовов транспортных средств на основании представленных заявителем документов.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены в том числе Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в данном случае в связи с заменой основных агрегатов фактически создано новые транспортные средства: автомобили "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER", VIN WDB9061111J318004; "МЕРСЕДЕС БЕНЦ SPRINTER", VIN WDB9062331N301798, то их выпуск в обращение без документов, подтверждающих их соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Учитывая данные положения, управление правомерно аннулировало действия по регистрации указанных транспортных средств.
Вместе с тем аннулирование регистрации в рассматриваемом случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортных средств - при условии установления их соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемых действий управления незаконными в данном случае не имеется. Ввиду этого в силу части 4 статьи 201 АПК РФ на управление не может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем восстановления регистрационного учета автомобилей "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D", государственный регистрационный знак К823КА60 и "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 209D", государственный регистрационный знак К824КА60 с производством всех необходимых регистрационных действий.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
В удовлетворении требований общества следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-3539/2013 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Лайн 3" о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области по аннулированию регистрационных действий в отношении автомобилей МЕРСЕДЕС БЕНЦ 208D, государственный регистрационный знак К823КА60 и МЕРСЕДЕС БЕНЦ 209D, государственный регистрационный знак К824КА60, отказать.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3539/2013
Истец: ЗАО "Лайн 3"
Ответчик: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел РФ по Псковской области
Третье лицо: Общество с ограниченной ответсвенностью "Пилот", ООО "Пилот", МВД России