г. Пермь |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А50-10288/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е. О.
судей Голубцовой Ю.А., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Пермской краевой общественной организации "Федерация спортивной гимнастики": Полежаева Н.Б., удостоверение, доверенность от 06.05.2014,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: Чухно А.А., удостоверение, доверенность от 14.01.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, представителя ни явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
Пермской краевой общественной организации "Федерация спортивной гимнастики",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 июля 2014 года
по делу N А50-10288/2014,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по заявлению Пермской краевой общественной организации "Федерация спортивной гимнастики" (ОГРН 1065900048257, ИНН 5904147239)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379),
заинтересованные лица: Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Перми (ОГРН 1065902057583, ИНН 5902293386), Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820),
о признании незаконным решения,
установил:
Пермская краевая общественная организация "Федерация спортивной гимнастики (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее Департамент) о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта: специализированной школы спортивной гимнастики в Индустриальном районе г. Перми по ул. Карпинского,77, примерной площадью 22 347 кв.м, изложенного в письме от 24.03.2014 N И-21-01-09-4952, обязании выдать акт выбора земельного участка по вышеуказанному адресу и предварительно согласовать место размещение объекта - специализированной школы спортивной гимнастики в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА), Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В апелляционной жалобе, ссылаясь на положения Земельного кодекса, регулирующие порядок предоставления земельных участков для строительства, указывает, что заявителем был представлен соответствующий пакет документов, однако ДЗО никаких действий, мер, по определению вариантов размещения объекта строительства не принял. Считает, что с учетом уставной деятельности заявителя специализированная школа спортивной гимнастики является также и специализированным (коррекционным) учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем, полагает, что отказ по указанному основанию является необоснованным. Полагает, что доказательства обременения участка правами третьих лиц, в деле отсутствуют. Считает, что при рассмотрении заявления должно применяться законодательство, определенное на момент возникновения правоотношения. Полагает, что каких-либо ограничений в использовании земельного участка не имеется, а использование земельного участка, в данном случае, ограничивается только видами и составом территориальных зон.
Заинтересованные лица, Департамент земельных отношений администрации города Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, представили письменные отзывы, в которых отклонили доводы апелляционной жалобы.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал. Просил решение отменить, жалобу удовлетворить. Заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств.
Апелляционный суд, рассмотрев заявленное ходатайство заявителя жалобы о приобщении дополнительных доказательств, приходит к выводу о том, что документы приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку приведенные заявителем жалобы обстоятельства невозможности предоставления в суд первой инстанции указанных документов, не свидетельствуют о наличии уважительных причин невозможности представления данных документов в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем подлежат возвращению заявителю жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по тем доказательствам, которыми располагал суд первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.02.2014 заявитель обратился к Департаменту с заявлением о выборе земельного участка площадью 22347 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - специализированная школа спортивной гимнастики по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 77.
Письмом от 24.03.2014 Департамент отказал в оформлении акта о выборе земельного участка для строительства, со ссылкой на полученные заключения ДГА и КФКиС с выводами о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Полагая, что принятое ДЗО решение является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок обжалования предусмотрен главой 24 АПК РФ, который предусматривает наличие совокупности обстоятельств, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с положениями ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 3.1.2. Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных органов: управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управления внешнего благоустройства администрации города Перми, территориального органа администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в пункте 3.1.2 Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляются запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений, в том числе в комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми (далее - КФКиС) - в случае выбора земельного участка для строительства объектов физической культуры и массового спорта, имеющих общественное значение для городского округа,
В силу п. 4.2. Регламента ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям функциональных органов и территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В заключении ДГА указано, что территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, имеет ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства по условиям сохранения образовательных учреждений.
Суд первой инстанции, исходя из наличия ограничений в отношении территории по ул.Карпинского, 77, по условиям сохранения образовательных учреждений, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, учитывая Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, пришел к выводу о том, что земельный участок площадью 22347 кв.м. в Индустриальном районе города Перми не может быть предоставлен для целей размещения объекта капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод суда правомерным исходя из следующего.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГрК РФ).
Из п.7 ст. З Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, следует, что для каждого земельного участка или объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам в том числе, градостроительным регламентам в части ограничений по условиям сохранения образовательных учреждений.
В статье 54.2. Правил содержится описание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных ограничениями по условиям сохранения образовательных учреждений.
Зоны действия ограничений по условиям сохранения образовательных учреждений выделяются в целях: стабилизации сети муниципальных образовательных учреждений и доступности для населения города качественных образовательных услуг; предупреждения и предотвращения изменения существующего использования образовательных учреждений.
Земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах зон, обозначенных на карте статьи 51.2 настоящих Правил, запрещается использовать любым способом, за исключением действующего назначения:
дошкольные учреждения (детские сады, ясли, прочие),
общеобразовательные школы (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования),
специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Перечень видов использования, указанных в статье 54.2 Правил, является исчерпывающим.
Объект, под строительство которого испрашивается земельный участок, не относится к объектам, поименованным в статье 54.2 Правил.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что с учетом уставной деятельности заявителя, специализированная школа спортивной гимнастики является также и специализированным (коррекционным) учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в отсутствии допустимых доказательств, является несостоятельным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок накладывается на земельный участок, предоставленный по договору аренды от 10.02.2006 под автостоянку, а также предоставленный в бессрочное пользование по государственному акту А-I N 541174, что исключает принятие положительного решения по заявлению заявителя с учетом положений п.2.6.1 Положения по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении заявления должно применяться законодательство, определенное на момент возникновения правоотношения, подлежит отклонению.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми (далее - Положение).
В связи с принятием решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11, пункт 4.2. Положения, предусматривающий возможность предварительного согласования места размещения объектов, в том числе для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа, утратил силу.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Устава города Перми администрация города либо уполномоченные органы осуществляют предоставление и изъятие земельных участков в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Пермского края и города Перми.
Согласно п. 4. ст. 9 Устава города Перми нормативные правовые акты, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, подлежат обязательному официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством не установлен иной срок, и вступают в силу только после такого опубликования.
Согласно пункту 6 статьи 9 Устава города Перми муниципальные правовые акты, принятые в пределах полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории города, применяются к отношениям, возникшим после их вступления в силу. Действие муниципальных правовых актов может распространяться на отношения, возникшие до их принятия, только в случаях, когда это прямо предусмотрено этими правовыми актами в рамках действующего законодательства.
Учитывая, что особый порядок вступления в силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 не установлен, изменения в пункт 4.2. Положения вступили в силу с момента их опубликования. При этом ссылки в решении Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 о том, что действие правового акта может распространяться на правоотношения, возникшие до его принятия, отсутствует.
Указанный нормативный акт опубликован в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 7 от 07.02.2014, оснований для применения пункта 4.2. Положения, утратившего свою законную силу на момент принятия отказа, у Департамента не имелось.
При этом, не смотря на тот факт, что заявление было рассмотрено Департаментом с нарушением установленного срока, а именно 24.03.2014, оснований для принятия решения о выборе земельного участка (при условии соблюдения Департаментом срока рассмотрения), то есть не позднее 07 марта 2014 года (после вступления в законную силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11), не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что ДЗО никаких действий, мер по определению вариантов размещения объекта строительства не принял, апелляционным судом признан несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса предусмотрена возможность определения вариантов размещения объекта по обращению заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном случае, обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 22347 кв. метров, заявитель просил предоставить ему определенный земельный участок указанного размера в указанном месте (указан адресный ориентир объекта, участок определен на схеме с приложением каталога координат). При таких условиях у ДЗО не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать заявителю другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка, в том числе ее уменьшения.
Таким образом, вывод заявителя жалобы о том, что ДЗО не осуществил мероприятия по выбору земельного участка, не соответствует действующему законодательству и установленным судом обстоятельствам.
Учитывая вышеизложенное, указанные выше основания для отказа в выборе земельного участка, являются достаточными в соответствии с действующим законодательством, положениям земельного законодательства не противоречат, оснований для признания отказа не соответствующему закону не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены (изменения) судебного акта (ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда отмене (изменению) не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по жалобе подлежат отнесению на заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края 25 июля 2014 года по делу N А50-10288/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10288/2014
Истец: Пермская краевая общественная организация "Федерация спортивной гимнастики"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации города Перми
Третье лицо: Департамент градостроительства и архетиктуры администрации г. Перми, Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Перми