г. Владивосток |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А51-10218/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-11456/2014
на решение от 15.07.2014
судьи О.Л. Заяшниковой
по делу N А51-10218/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Главфарм" (ОГРН 1097746715593, ИНН 7725671173, адрес регистрации: г.Москва, ул.Ленинская Слобода, 32)
к Департаменту здравоохранения Приморского края (ОГРН 1072540000103, ИНН 2540018454, адрес регистрации: Приморский край, г.Владивосток, ул.1-я Морская, 2)
о взыскании 760527 рублей 75 копеек
по встречному иску Департамента здравоохранения Приморского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "Главфарм"
о взыскании 4118 рублей 35 копеек,
при участии:
от истца представитель не явился;
от ответчика представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Главфарм" (далее - ООО "Главфарм") обратилось в арбитражный суд к Департаменту здравоохранения Приморского края (далее - Департамент) с иском о взыскании 748790 рублей 46 копеек задолженности по оплате товара по государственному контракту от 21.11.2013 N 0120200004713000484, 11737 рублей 29 копеек неустойки в связи с просрочкой платы товара по указанному контракту, а также с заявлением о взыскании 50000 рублей оплаченных юридических услуг.
Департамент заявил встречный иск о взыскании неустойки в сумме 4118 рублей 35 копеек.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2014 исковые требования ООО "Главфарм" удовлетворены, в удовлетворении встречного иска Департамента отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований общества. Указывает, что невыполнение государственным заказчиком условий контракта по своевременной оплате поставленного товара явилось следствием ненадлежащего исполнения истцом обязательств по представлению в установленные сроки акта приема-передачи, поставки товара с нарушением срока, установленного в государственном контракте (27.12.2013 вместо 06.12.2013). Кроме того, как указывает ответчик, по условиям государственного контракта в случае ненадлежащего исполнения поставщиком его условий заказчик производит оплату по контракту после перечисления поставщиком неустойки.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв ООО "Главфарм" на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с доводами ответчика о просрочке оплаты поставленного товара по вине истца, указывает на оплату неустойки непосредственно после получения сведений о расчетных реквизитах Департамента для оплаты неустойки. Указывает на наличие вины ответчика в задержке сроков оплаты товара, который не выставил счета на оплату неустойки и не сообщил платежные реквизиты. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Истец и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 21.11.2013 по итогам открытого аукциона в электронной форме (протокол от 01.11.2013) ООО "Главфарм" (поставщик) и Департамент (государственный заказчик) заключили государственный контракт 0120200004713000484, по условиям которого поставщик обязался поставить государственному заказчику лекарственные средства (товар) в соответствии с характеристиками, установленными в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение N 1), а государственный заказчик - оплатить и принять товар. Пунктом 1.2 контракта срок поставки товара установлен в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно пункту 4.1 контракта его цена составляет 748790 рублей 46 копеек. В соответствии с пунктом 4.3.1 контракта оплата производится государственным заказчиком по факту выполнения поставщиком поставки товара в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента предоставления счета/счета-фактуры на оплату.
В соответствии с пунктами 3.6, 3.7 контракта по факту выполнения контракта поставщик обязан предоставить государственному заказчику акт приема-передачи товара с приложением товарной накладной, а заказчик обязан подписать указанный акт в течение пяти календарных дней либо направить рекламацию в письменном виде в перечнем претензий.
Во исполнение принятых обязательств по контракту поставщиком по товарной накладной от 25.11.2013 N 4510 поставлен товар (лекарственные средства) на сумму 748790 рублей 46 копеек.
Приняв поставленный истцом товар, ответчик не произвел его оплату, ссылаясь на пункт 4.5 контракта, которым установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, государственный заказчик производит оплату по контракту после перечисления поставщиком соответствующего размера неустойки (пункт 5.2 контракта) в полном объеме.
Ссылаясь на данное условие контракта, Департамент полагает, что у него не возникло обязательство по оплате поставленного товара до момента оплаты поставщиком неустойки.
В то же время в соответствии с приказом Департамента финансов Приморского края от 09.12.2013 N 150 "Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению краевого бюджета в 2013 году и обеспечения получателей бюджетных средств наличными деньгами" документы, служащие основанием для осуществления кассового расхода, необходимо было предоставить в ГКУ Приморское казначейство не позднее 25.12.2013, чего сделано не было, в связи с чем денежные средства, выделенные на оплату государственного контракта на 2013 год, как неиспользованные бюджетные средства были возвращены на счет бюджета.
Таким образом, ООО "Главфарм" обратилось с рассматриваемым иском в арбитражный суд за взысканием 748790 рублей 46 копеек задолженности за поставленный по государственному контракту товар и начисленной на задолженность пени.
В свою очередь Департамент обратился со встречными требованиями о взыскании неустойки за нарушения срока поставки товара в размере 4118 рублей 35 копеек, начисленной в соответствии с пунктом 5.2 контракта.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный договором срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
Согласно статье 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки.
Из содержания статьи 513 ГК РФ следует, что покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 государственного контракта срок поставки всей партии товара установлен в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта; место поставки товара: Приморский край, г.Владивосток, Партизанский проспект, 44 ОАО "Фармация".
Пунктом 3.1 государственного контракта установлено, что государственный заказчик принимает от поставщика товары по количеству, ассортименту и внешним параметрам качества; принятие товара производится в течение трех рабочих дней с момента фактического поступления товаров на склад.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Отпуск (приемка) товара по договору поставки оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, - накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой.
Факт получения ответчиком товара с соблюдением установленным контрактом сроков подтверждается представленной в материалы дела товарной накладной от 25.11.2013 N 4510, подписанной представителями истца и ОАО "Фармация" и скрепленными печатями организаций; товарная накладная подписана сторонами без замечаний по количеству и качеству поставленного товара. Таким образом, товар на спорную сумму был поставлен истцом и принят уполномоченным лицом грузополучателя 25.11.2013, что опровергает доводы Департамента о просрочке поставки.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 государственного контракта по факту выполнения поставки поставщик обязан предоставить государственному заказчику акт приема-передачи товара с приложением товарной накладной, а заказчик обязан подписать акт приема-передачи в течение пяти календарных дней либо направить рекламацию в письменном виде с перечнем претензий.
Пунктом 4.3.1 государственного контракта установлено, что оплата по контракту производится по факту выполнения поставщиком поставки товара в течение 30 календарных дней с момента предоставления счета/счета-фактуры на оплату; факт выполнения поставки подтверждается подписанным с обеих сторон актом приема-передачи товара и товарной накладной.
Таким образом, по условиям государственного контракта акт приема-передачи товара фактически служит лишь основанием для оплаты товара Департаментом и дополнительно подтверждает факт поставки, но не является единственным документом, подтверждающим поставку.
В материалы дела истцом представлена копия акта приема-передачи N 4510, подписанного от имени грузополучателя представителем ОАО "Фармация", подписавшим товарную накладную. Акт датирован 25.11.2013 со стороны ООО "Главфарм" и 07.12.2013 со стороны ОАО "Фармация".
В связи с изложенным подлежат отклонению Доводы Департмента о фактической поставке товара 27.12.2013, что, как указал ответчик, подтверждается его ответом от 19.05.2014 на претензию ООО "Главфарм".
Ответчиком в материалы дела представлена копия акта приема-передачи N 4510, подписанного со стороны ОАО "Фармация" 27.12.2013. Однако данный экземпляр акта противоречит представленному истцом акту приема-передачи, подписанному получателем товара ранее, и Департаментом не дано пояснений относительно подписания акта приема-передачи 07.12.2013, не заявлено о его фальсификации.
Таким образом, учитывая наличие в материалах дела акта приема-передачи, датированного самим получателем товара 07.12.2013, наличие у получателя возможности подписать второй экземпляр акта более поздней датой, а также представление Департаментом в материалы дела счета-фактуры от 25.11.2013 N 4510, на котором имеется отметка "к оплате 24.12.2013", суд считает доказанным истцом факт поставки представителю ответчика товара на спорную сумму 07.12.2013, то есть при отсутствии просрочки.
Пунктом 1.2 контракта срок поставки товара установлен в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта, из чего следует, что товар должен был быть поставлен истцом не позднее 06.12.2013. Таким образом, просрочка по акту приема-передачи товара составляет 1 календарный день, однако товарной накладной от 25.11.2013 N 4510 подтверждается факт поставки и принятия товара в пределах установленного сторонами срока.
Согласно статьям 454, 516 ГК РФ покупатель обязан оплатить принятый товар с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Поскольку доказательств оплаты Департаментом поставленного товара до настоящего времени не имеется, взысканию в пользу ответчика подлежит 748790 рублей 46 копеек задолженности по оплате товара по государственному контракту.
ООО "Главфарм" также заявлены требования о взыскании 11737 рублей 29 копеек неустойки в связи с просрочкой платы товара по контракту.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 5.4 контракта установлено, что при нарушении государственным заказчиком сроков оплаты, предусмотренных пунктом 4.3 контракта, государственный заказчик выплачивает поставщику неустойку в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки платежа.
Поскольку ответчик в нарушение условий договора допустил просрочку оплаты поставленного товара, соглашение о неустойке в виде пени и её размере сторонами в договоре достигнуто, требования истца о взыскании пени являются обоснованными.
Как указывалось выше, пунктом 4.3.1 государственного контракта установлено, что оплата по контракту производится по факту выполнения поставщиком поставки товара в течение 30 календарных дней с момента предоставления счета/счета-фактуры на оплату.
Поскольку на счете-фактуре от 25.11.2013 N 4510 имеется отметка Департамента об оплате от 24.12.2013, а доказательств направления указанного счета в адрес ответчика ранее истцом не представлено, суд считает, что счет-фактура получен ответчиком 24.12.2013, а оплата товара должна быть произведена не позднее 29.01.2014.
Расчет пени, предъявленный истцом, проверен судом и признан обоснованным и подтвержденным материалами дела. Таким образом, взысканию с Департамента в пользу ООО "Главфарм" подлежит также 11737 рублей 29 копеек неустойки на основании статьи 330 ГК РФ.
Встречные исковые требования Департамента к обществу основаны на доводах о просрочке поставки товара и неустойка рассчитана за период с 07.12.2013 по 26.12.2013.
Пунктом 5.2 государственного контракта установлено, что при несоблюдении срока поставки, установленного пунктом 1.2 контракта, поставщик выплачивает государственному заказчику неустойку в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от стоимости не исполненных надлежащим образом обязательств за каждый день просрочки их исполнения.
Однако судом установлено отсутствие просрочки поставки по государственному контракту, в связи с чем встречные требования не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного подлежат отклонению и доводы Департамента о наличии вины общества в просрочке платежа в связи с неоплатой неустойки, предусмотренной пунктом 4.5 государственного контракта, оплата которой является условием перечисления стоимости товара поставщику.
Таким образом, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Приморского края не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2014 по делу N А51-10218/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10218/2014
Истец: ООО "Главфарм"
Ответчик: Департамент здравоохранения Приморского края