г. Пермь |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А60-15971/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
от заявителя открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово" (ОГРН 1026605419202, ИНН 6608000446): представители не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1046603151935, ИНН 6659107821): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июля 2014 года по делу N А60-15971/2014,
принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Кольцово"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово" (далее - заявитель, ОАО "Аэропорт Кольцово", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 19.03.2014 N 151 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на наличие в действиях ОАО "Аэропорт Кольцово" состава административного правонарушения, при этом ссылается на то, что полоса радиочастот 163,2-164,2125 МГц используется станциями сухопутной подвижной службы ОАО "Аэропорт Кольцово" для обеспечения технологической и внутриаэродромной связи гражданской авиации, а не для оказания услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, следовательно, по мнению административного органа, получение разрешения на использование радиочастот или радиочастотных линий должно производится в соответствии с положениями ст.24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", то есть должно быть выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, с Министерством обороны РФ Общество могло только согласовать использование указанных полос частот.
Приложенные к апелляционной жалобе и к дополнениям к апелляционной жалобе копии документов (копия письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу от 05.08.2014 N 7962-05/66, копия ответа Управления специальной связи и информации в Уральском федеральном округе от 12.08.2014, копия уведомления о направлении законного представителя от 30.01.2014, копия сопроводительного письма от 30.01.2014 N 721-05/66, копия отчета об отправке факса от 31.01.2014, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела от 05.03.2014, копия отчета об отправке факса от 05.03.2014, копия определения об отложении рассмотрения дела от 17.03.2014, копия отчета об отправке факса от 18.03.2014) приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку соответствующее ходатайство административным органом не заявлено; кроме того, часть документов (копия уведомления о направлении законного представителя от 30.01.2014, копия сопроводительного письма от 30.01.2014 N 721-05/66, копия отчета об отправке факса от 31.01.2014, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела от 05.03.2014, копия отчета об отправке факса от 05.03.2014, копия определения об отложении рассмотрения дела от 17.03.2014, копия отчета об отправке факса от 18.03.2014) в материалах дела имеется; а также административным органом не указано уважительных причин невозможности представления в суд первой инстанции копии письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу от 05.08.2014 N 7962-05/66, копии ответа Управления специальной связи и информации в Уральском федеральном округе от 12.08.2014 (ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ОАО "Аэропорт Кольцово" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку радиостанция ОВЧ диапазона на частотах 164,200375 МГц используется на основании разрешений, выданных уполномоченным органом; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу при рассмотрении материалов радиоконтроля, проведенного ФГУП "Радиочастотный центр Уральского федерального округа", выявлено использование ОАО "Аэропорт Кольцово" 13.01.2014 с 13:00 до 14:00 радиоэлектронного средства - базовой станции сети технологического назначения, установленного по адресу; Екатеринбург, пл.Бахчиванджи, д. 1, на частоте 164, 200375 МГц без специального разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, что является нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
По данному факту Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу в отношении ОАО "Аэропорт Кольцово" составлен протокол об административном правонарушении от 03.02.2014 N 074-Пр/5 (л.д. 62-63), и вынесено постановление от 19.03.2014 N 151 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 14-17).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности административным органом состава административного правонарушения в действиях заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения влечет предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Как следует из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, ОАО "Аэропорт Кольцово" вменяется в вину нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", выразившееся в том, что Общество использует РЭС базовую станцию сети технологического назначения по адресу: г. Екатеринбург, пл.Бахчиванджи, д. 11, на частоте 164,200375 МГц без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
Между тем, ОАО "Аэропорт Кольцово" в материалы дела представлено разрешение от 15.04.2003 N 1/2003 на право эксплуатации радиостанции ОВЧ диапазона на частоте 164,200 МГц, назначением оперативная технологическая радиосвязь с машинами и дежурными СОПП, выданное Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации без указания срока действия (л.д. 65), а также временное разрешение на использование радиочастот от 29.10.2013 N 37-2013, сроком действия до 29.10.2014, выданное Министерством обороны РФ (л.д. 67).
Согласно ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
В полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения, а в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется государственной комиссией по радиочастотам с учетом заключений о возможности такого выделения, представленных членами государственной комиссии по радиочастотам.
В полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств, обеспечивающих органы государственной власти, оборону страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка, осуществляется в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1049-34 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" установлено, что полоса радиочастот 163,2-168,5 МГц относится к категории совместного использования (СИ).
Согласно распоряжению Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р общество "Аэропорт Кольцово" относится к аэродромам совместного базирования, в силу чего находится на радиочастотном обеспечении Министерства обороны.
В п. 4.3 Положения о порядке выделения полос радиочастот в РФ для радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, утвержденного решением Государственной комиссии по радиочастотам (далее - ГКРЧ) от 30.07.2001 (Протокол 11/1), установлено, что министерства, ведомства и организации, находящиеся на радиочастотном обеспечении Минобороны России и ФАПСИ, радиочастотные заявки на выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств правительственного применения в полосах радиочастот категорий "СИ" и "ГР" представляют в ГКРЧ через Минобороны России или ФАПСИ по принадлежности их радиочастотного обеспечения.
ОАО "Аэропорт Кольцово" получено временное разрешение службы РЭБ ЦВО Объединенного стратегического командования Минобороны России от 29.10.2013 N 37-2013 (л.д. 67).
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что 15.04.2003 ОАО "Аэропорт Кольцово" Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации (Уральским ОМТУ ВТ Минтранса России) было выдано разрешение N 1/2003 на право эксплуатации радиостанции ОВЧ диапазона на частоте 164,200 МГц назначением - оперативная технологическая радиосвязь с машинами и дежурными СОПП без указания срока действия (л.д. 65). В силу п. 23 Положения о Федеральной авиационной службе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 994 (действовало на момент выдачи разрешения) во исполнение задач и функций Федеральная авиационная служба России участвует в разработке и реализации планов частотного обеспечения. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" вступил в действие с 01.01.2004, то есть после выдачи указанного разрешения, при этом данный Федеральный закон не устанавливает ограничений действия разрешений, выданных до вступления его в силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом, суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Между тем из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что в нем изложено только описание выявленных обстоятельств, причинно-следственная связь между действиями заявителя и отраженным нарушением не установлена, обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности административным органом не исследованы и не отражены.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности административным органом в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Аэропорт Кольцово" привлечено к административной ответственности за использование на радиоэлектронном средстве радиочастотного спектра на частоте 164, 200375 МГц без специального разрешения 13.01.2014 с 13:00 до 14:00 (протоколы измерений ФГУП "Радиочастотный центр Уральского федерального округа" технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 13.01.2014, л.д. 41-61). При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в приказе от 21.01.2014 N 62-НД о проведении внеплановой документарной проверки (л.д.90) указано, что информация ФГУП "Радиочастотный центр Уральского федерального округа" о нарушении порядка использования радиочастотного спектра без специального разрешения поступила в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу 16.01.2014 вх. N 297/66. В связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что проведение Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу внеплановой документарной проверки на основании приказа от 21.01.2014 N 62-НД, составление акта проверки от 05.02.2014, а также указание в протоколе об административном правонарушении от 03.02.2014 на то, что данный факт установлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу 30.01.2014 при рассмотрении материалов радиоконтроля, проведенного ФГУП "Радиочастотный центр Уральского федерального округа", не свидетельствует об обратном и не продляет установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.
Между тем оспариваемое постановление о привлечении ОАО "Аэропорт Кольцово" к административной ответственности принято административным органом 19.03.2014, то есть после истечения установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, что на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2014 года по делу N А60-15971/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15971/2014
Истец: ОАО "Аэропорт Кольцово"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу