г.Москва |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А40-19618/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Идеал С"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.06.2014 по делу N А40-19618/14 (2-128)
по заявлению ООО "Идеал С" (ИНН 7723002490)
к Департаменту здравоохранения г.Москвы
о признании незаконными действий Департамента здравоохранения г.Москвы, выраженных в проведении внеплановой проверки от 18.11.2013 N 2013, признании недействительным предписания от 03.12.2013, недействительными распоряжения Департамента здравоохранения г.Москвы на проведение проверки от 18.11.2013 N 1303, акта проверки юридического лица от 03.12.2013 N 1303-р, решения о согласовании Департаментом здравоохранения г.Москвы с Прокуратурой города Москвы от 19.11.2011 проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Идеал-С"
при участии:
от заявителя: |
Соколов В.Л. - генеральный директор; Кислянских М.В. по дов. от 23.01.2014; |
от ответчика: |
Шумкина Л.И. по дов. от 31.12.2013 N 92-15-180; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Идеал С" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением (в порядке ч.1 ст.49 АПК РФ) о признании незаконными действий Департамента здравоохранения г.Москвы (далее - ответчик, Департамент), выраженных в проведении внеплановой выездной проверки на основании заявления Тумановой М.М. (вх. N 01-30-2625/5 от 11.11.2013), на основании Распоряжения на проведение проверки N 1303-р от 18.11.2013, акта проверки Департаментом здравоохранения г.Москвы юридического лица от 03.12.2013 N 1303-р, уведомления от 22.11.2012, решения о согласовании Прокуратурой города Москвы от 19.11.2013 в отношении ООО "Идеал-С", признании недействительными материалов внеплановой выездной проверки Департамента здравоохранения г.Москвы, проведенной в отношении ООО "Идеал-С" на основании заявления Тумановой М.М. (вх. N 01-30-2625/5 от 11.11.2013), в частности, Распоряжения на проведение проверки N 1303-р от 18.11.2013, акта проверки Департамента здравоохранения г.Москвы юридического лица от 03.12.2013 N 1303-р, решения о согласовании Департаментом здравоохранения г.Москвы с Прокуратурой города Москвы от 19.11.2013 проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Идеал-С"; признании недействительным предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе мероприятий по контролю, проведенного на основании распоряжения Департамента здравоохранения города Москвы от 18.11.2013 N 1303-р.
Решением суда от 25.06.2014 заявление общества о признании незаконными действий Департамента здравоохранения г.Москвы, выраженных в проведении внеплановой проверки от 18.11.2013, о признании недействительным предписания от 03.12.2013 оставлено без удовлетворения.
В части требований о признании недействительными распоряжения Департамента здравоохранения г.Москвы от 18.11.2013 N 1303 на проведение проверки, акта проверки юридического лица от 03.12.2013 N 1303-р, решения о согласовании Департаментом здравоохранения г.Москвы с прокуратурой города Москвы от 19.11.2013 проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Идеал-С" производство по делу прекращено.
Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в признании незаконными действий Департамента здравоохранения г.Москвы, выраженных в проведении внеплановой проверки от 18.11.2013, и признании недействительным предписания от 03.12.2013, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В отзыве на жалобу ответчик просит отказать обществу в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в части первого абзаца резолютивной части решения и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 13.01.2005 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ООО "Идеал-С" выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности N 77-01-000434 сроком до 2015 года с правом осуществления следующих видов работ и услуг, перечисленных в Приложении N 1 к лицензии N 77-01-000434 от 13.01.2005: доврачебная помощь: рентгенология, сестринское дело, стоматология ортопедическая; амбулаторно-клиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: ортодонтия, стоматология, стоматология ортопедическая, стоматология хирургическая.
03.12.2013 Департаментом здравоохранения г.Москвы на основании Распоряжения N 1303-р от 18.11.2013 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности ООО "Идеал-С" по адресу: 109382, г.Москва, ул.Верхние Поля, д.11. корп.1.
Из п.5 Распоряжения о проведении проверки от 18.11.2013 усматривается, что целью проверки явилось осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении медицинской помощи ООО "Идеал-С" в связи с обращением Тумановой М.М. (вх. N 01-30-2625/5), содержащем сведения о грубых нарушениях лицензионных требований.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных лицензионных требований и условий, установленных подп."в", "г", "д", "и" п.4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а именно:
- отсутствие у Генерального директора ООО "Идеал-С", действующего на основании приказа N 08-к от 05.09.2012, высшего медицинского образования;
- отсутствие у заместителя генерального директора по лечебной работе ООО "Идеал-С", действующего на основании Приказа N 09/К от 16.09.2012, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- отсутствие у Рябовой О.И. на момент проведения проверки подтверждения стажа работы по специальности "стоматология хирургическая" не менее 5 лет;
- отсутствие и непредставление трудового договора и копии документов об образовании на врача ортодонта;
- отсутствие Приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии, плана-графика заседаний врачебной комиссии, журнала учета решений врачебной комиссии и протоколов решений врачебной комиссии.
По результатам проверки составлен акт N 1303-р от 03.12.2013, в котором отражены выявленные нарушения.
Обществу выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований и условий от 03.12.2013 N 1303-р в срок до 01.05.2014.
05.12.2013 ответчиком при участии законного представителя общества - Генерального директора ООО "Идеал-С" Соколова В.Л. составлен протокол об административном правонарушении N 1303-р.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий Департамента здравоохранения г.Москвы, выраженных в проведении внеплановой проверки от 18.11.2013, о признании недействительным предписания от 03.12.2013 суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст.15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации" лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, а также фармацевтической деятельности передано для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п.4.3.1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП, Департамент здравоохранения г.Москвы является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере охраны здоровья, в том числе по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что указанная внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в отношении ООО "Идеал-С" проведена на основании распоряжения Департамента здравоохранения г.Москвы от 18.11.2013 N 1303-р.
В п.5 указанного распоряжения имеется ссылка на обращение Тумановой М.М. вх. N 01-30-2625/5 от 11.11.2013, содержащим сведения о грубых нарушениях лицензионных требований.
О предстоящей проверке общество было уведомлено надлежащим образом (уведомление от 22.11.2013 N 104, получено генеральным директором на руки 22.11.2013).
На основании ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП главным специалистом управления лицензирования и аккредитации Департамента здравоохранения г.Москвы Амалицкой С.М., составлен протокол об административном правонарушении N 1303-р от 21.11.2013 по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При проведении проверки и составлении протокола присутствовал законные представитель общества - генеральный директор ООО "Идеал-С" Соколов В.Л. (приказ N 08-к от 05.09.2012), что подтверждается его подписью в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении.
Материалы проверки с соответствующим заявлением направлены в Арбитражный суд г.Москвы.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2014 по делу N А40-180007/2013 ООО "Идеал-С" привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Проведение внеплановых выездных проверок по основаниям, указанным в п.2 ч.10 ст.19 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований) может быть проведено лицензирующим органом только после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований согласно ч.11 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В силу п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и подп."а" и "б" п.5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
К административным процедурам (действиям) органа по контролю и надзору в сфере образования относятся подготовка приказа о проведении внеплановой выездной проверки, оформление заявления о согласовании проверки с органом прокуратуры в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и направление их в органы прокуратуры.
Таким образом, поскольку в адрес Департамента здравоохранения г.Москвы поступило обращение Тумановой М.М. от 11.11.2013 (вх.N 01-30-2625/5) о нарушении лицензионных требований ООО "Идеал-С", то в силу норм п.2 ч.10 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом норм ч.1 ст.19 этого Закона, подп."а" п.2 ч.2, ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Департаментом здравоохранения г.Москвы направлено заявление в Прокуратуру г.Москвы о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
В свою очередь Прокуратурой г.Москвы принято решение о согласовании проведения внеплановой проверки от 19.11.2013 N 7/31-08-1386-2013/155296.
В соответствии со ст.17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обществу выдано предписание.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы общества о нарушении ответчиком требований п.2 ч.2, ст.10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку нарушение требований п.4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является основанием в соответствии с п.2 ч.10 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.2 ч.2, ст.10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, поступившее обращение Тумановой М.М. является основанием для проведения внеплановой проверки Департаментом здравоохранения г.Москвы, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ нарушение лицензионных требований создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и в случае неустранения этих нарушений впоследствии станет причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таких данных, учитывая, что организация и проведение внеплановой выездной проверки общества осуществлено ответчиком при наличии предусмотренных законом оснований, и обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о грубых нарушениях, допущенных ответчиком при осуществлении внеплановой проверки (ч.2 ст.20 Федерального закона N 294-ФЗ), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Департамента здравоохранения г.Москвы, выраженных в проведении внеплановой проверки от 18.11.2013, о признании недействительным предписания от 03.12.2013 правомерен.
Кроме того, суд также правомерно прекратил производство по делу в части требований общества о признании недействительными распоряжения Департамента здравоохранения г.Москвы от 18.11.2013 N 1303 на проведение проверки, акта проверки юридического лица от 03.12.2013 N 1303-р, решения о согласовании Департаментом здравоохранения г.Москвы с Прокуратурой г.Москвы от 19.11.2013 проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Идеал-С", поскольку данные акты не влекут правовых последствий, являются лишь доказательствами по делу об административном правонарушении, которым может быть дана оценка в ходе обжалования постановления по делу об административном правонарушении, и ни АПК РФ, ни КоАП РФ не предусмотрена возможность их обжалования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Нормы материального права применены судом правильно.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.06.2014 по делу N А40-19618/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19618/2014
Истец: ООО "Идеал С", ООО ИДЕАЛ-С
Ответчик: Департамент здравоохранения г. Москвы, Департамент здравоохрнения города Москвы, Департамент Здравоохрнения Москвы