город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2014 г. |
дело N А32-225/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представители по доверенности от 03.09.2014 Орлов Борис Степанович; по доверенности от 22.08.2014 Трифонов Олег Игоревич;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Трофимюк Марины Борисовны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2014 по делу N А32-225/2014, принятое судьей Шкира Д.М., по заявлению индивидуального предпринимателя Трофимюк Марины Борисовны к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Трофимюк Марина Борисовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (далее - административный орган) от 19.12.2013 N 581789 о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 250 000 рублей. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного. Вместе с тем суд посчитал возможным снизить размер назначенного административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляющего 250 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления в полном объеме, сославшись на то, что проверка проведена в отсутствие распоряжения на проверку, а также иных установленных законом оснований; рейдовые мероприятия на спорном строительном объекте проводились неуполномоченными лицами; осмотр территории осуществлялся с нарушением требований части 3 статьи 27.8 КоАП РФ; из объяснений иностранного гражданина не следует, что его к трудовой деятельности привлек предприниматель Трофимюк М.Б., которой строительные работы на объекте не выполнялись, для осуществления строительства ею были заключены договоры субподряда. Законных оснований для вмешательства в предпринимательскую и связанную с ней деятельность субподрядчиков заявитель не имела. Проверочные мероприятия проводились на территории строительного объекта, в пределах которой одновременно осуществлялось строительство нескольких жилых домов различными генеральными подрядчиками.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители индивидуального предпринимателя поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представитель предпринимателя в судебном заседании ходатайствовал об отложении судебного заседания до рассмотрения кассационной жалобы по делу N А32-185/2014 с целью единообразия судебной практики.
Суд, проверив сведения с официального сайта "Картотека арбитражных дел", установил, что на дату рассмотрения апелляционной жалобы соответствующая жалоба не принята судом кассационной инстанции к своему производству, в связи с чем основания для отложения судебного разбирательства отсутствуют.
Также представитель предпринимателя ходатайствовал о приобщении к материалам дела приложений к апелляционной жалобе в письменном виде, которые ранее были представлены в материалы дела на электронном носителе. Суд приобщил указанные документы к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, в ходе рейдовых мероприятий на объекте капитального строительства - жилого дома N 13 в микрорайоне жилой застройки разной этажности по ул. Луначарского в г. Геленджике ("Столичный квартал") установлен гражданин Таджикистана Каримова Рамзиёр Насриддинович, 16.04.1984 года рождения, который осуществлял трудовую деятельность в качестве разнорабочего, не имея разрешения на работу.
По результатам проверки административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 06.12.2013 N 581789.
Рассмотрев материалы проверки, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 19.12.2013 N 581789 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении на него административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что материалами дела подтверждается факт наличия в действиях предпринимателя состава вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Перечень категорий иностранных граждан, на которых вышеназванные положения не распространяются, закреплен указанной нормой Закона.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу -документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Как видно из материалов дела, при проведении проверки на строительстве объекта административным органом установлено, что предприниматель на основании договора подряда N 1/13 ведет строительство объекта.
При этом административным органом было установлено, что на строительстве объекта предприниматель привлек к трудовой деятельности гражданина Таджикистана Каримова Рамзиёр Насриддинович, 16.04.1984 г.р., в качестве разнорабочего, при отсутствии у него разрешения на работу. Тем самым предприниматель нарушил пункт 4 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом от 23.01.2013 N 581514 об административном правонарушении в отношении гражданина Таджикистана Каримова Р.Н., объяснением гражданина Таджикистана Каримова Р.Н., договором генерального подряда от 29.05.2013 N1/13, актом проверки от 30.09.2013 N 31/45 и другими материалами дела.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не допущено.
Довод о том, что проверка проведена в отсутствие распоряжения на проверку, а также иных установленных законом оснований; рейдовые мероприятия на спорном строительном объекте проводились неуполномоченными лицами, не принимается судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении возбуждено на основании определения от 08.10.2013 N 89 в порядке статьи 28.1 КоАП РФ; внеплановая документарная проверка проведена уполномоченными лицами отделения иммиграционного контроля отдела организации противодействия незаконной миграции УФМС России по Краснодарскому краю; поводом для проведения внеплановой документарной проверки послужили сведения, направленные отделом МВД РФ по городу Геленджику, выявленные в ходе рейдовых мероприятий. Указанные рейдовые проверочные мероприятия проводились сотрудниками полиции вне рамок административного производства. Ссылка на участие в рейдовых мероприятиях неуполномоченных лиц в лице казачьей дружины не принимается судом, поскольку доказательства совершения последними каких-либо действий, имеющих юридическое значение, отсутствуют.
Осмотр территории осуществлялся также вне рамок производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем оснований для предъявления у указанным проверочным мероприятиям требований части 3 статьи 27.8 КоАП РФ не имеется.
Довод о том, что из объяснений иностранного гражданина не следует, что его к трудовой деятельности привлек предприниматель Трофимюк М.Б., не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку согласно письменным объяснениям, изложенным в протоколе, иностранный гражданин работал в 13 доме на спорном объекте капитального строительства. Согласно договору от 29.05.2013 Трофимюк М.Б. является генеральным подрядчиком на объекте строительства - жилой дом N 13 по адресу спорного объекта строительства.
Иными материалами дела об административном правонарушении также подтверждается факт привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности предпринимателем Трофимюк М.Б.
Также заявитель ссылается на следующие обстоятельства. Трофимюк М.Б. строительные работы на объекте не выполнялись; для осуществления строительства ею были заключены договоры субподряда; проверочные мероприятия проводились на территории строительного объекта, в пределах которой одновременно осуществлялось строительство нескольких жилых домов различными генеральными подрядчиками.
Между тем суд апелляционной инстанции установил следующее.
Индивидуальным предпринимателем Трофимюк М.Б. как генеральным подрядчиком были заключены договоры с подрядчиками (договор N 13П от 29.05.2013 с ИП Малыш Г.В., договор N 4 от 08.07.2013 с ООО "Прораб", договор N 6 от 18.07.2013 с ИП Любчак А.Н., договор N 20 от 22.08.2013 с ИП Панин С.В., договор N 15 от 01.08.2013 с ИП Белоусов С.Ю.
В указанные договоры подряда генеральный подрядчик Трофимюк М.Б. включила условия, идентичные условиям пункта 4.1.26 договора генерального подряда от 29.05.2013 N 1/13, заключенного с заказчиком ООО "Нега-Юг".
В соответствии с пунктом 4.1 договора генерального подряда от 29.05.2013 N 1/13 генподрядчик (предприниматель Трофимюк М.Б.) обязан возвести объект в соответствии с действующим законодательством РФ.
Пунктом 4.1.26 договора генерального подряда от 29.05.2013 N 1/13 установлено, что генподрядчик (предприниматель Трофимюк М.Б.) обязан использовать на строительстве квалифицированных рабочих, имеющих разрешение на работу в РФ, а также допуски на производство специальных работ, Генподрядчик гарантирует, что его персонал и подрядчики обладают необходимым опытом и квалификацией для производства работ по договору и для успешной сдачи объекта в эксплуатацию.
При привлечении указанных в настоящем пункте специалистов генподрядчик обязан самостоятельно, без привлечения заказчика выполнить все требования миграционного законодательства в тех случаях, когда это необходимо. За нарушение п. 4.1.26 Генподрядчик несет полную ответственность перед УФМС и другими государственными органами.
В силу пункта 4.1.27 Генподрядчик обязан обеспечить соблюдение своим персоналом и персоналом привлеченных им подрядчиков норм трудового и административного законодательства РФ.
Таким образом, повторно изучив материалы дела, исследовав представленные предпринимателем договоры подряда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что с учетом положений договора генерального подряда от 29.05.2013 N 1/13, договоры подряда не освобождают предпринимателя Трофимюк М.Б. от ответственности за допущение к строительным работам на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешение на работу на территории России.
Возложение соответствующей ответственности и обязанности по получению необходимых разрешений на подрядчиков не заменяет и не исключает обязанности предпринимателя Трофимюк М.Б. как генерального подрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на территории России.
В целях соблюдения возложенных на него обязанностей предприниматель должен был осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает доказанным материалами дела виновное совершение предпринимателем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2014 по делу N А32-225/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-225/2014
Истец: Трофимюк М Б, Трофимюк Марина Борисовна
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3715/16
14.04.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3452/16
08.02.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-225/14
27.01.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9088/14
07.10.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12944/14
30.06.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-225/14