г. Пермь |
|
6 октября 2014 г. |
Дело N А50-4837/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2014.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Балдина Р.А., Дружиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мастель Я.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, администрации Щучье-Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.06.2014,
принятое судьей Антоновой Е.Д.,
по делу N А50-4837/2014
по иску администрации Щучье-Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (ОГРН 1055907572665, ИНН 5951041663, п. Щучье Озера Октябрьского района Пермского края)
к ООО "Октябрьскагропромхимия" (ОГРН 1025902305373, ИНН 5943040070, пгт. Октябрьский Пермского края)
о признании недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ,
при участии
от истца: Могильников В.А., распоряжение от 24.09.2012 N 35, Безруких О.С., доверенность от 29.09.2014,
от ответчика: Кузвесов А.В., доверенность от 11.08.2014,
установил:
администрация Щучье-Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО "Октябрьскагропромхимия" (далее - общество "Октябрьскагропромхимия", ответчик) о признании недействительным дополнительного соглашения от 23.07.2013 N 1 к муниципальному контракту от 22.07.2013 N 0156300021713000002-0261823-01.
Решением арбитражного суда от 26.06.2014 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что именно администрация обратилась к обществу "Октябрьскагропромхимия" с просьбой о замене материала, поскольку в представленной истцом книге исходящей корреспонденции не зарегистрировано такое письмо, согласно техническому заданию к контракту работы должны выполняться подрядчиком из его материала.
По его мнению, указав в актах о приемке выполненных работ и справках о стоимости выполненных работ и затрат на выполнение работ с использованием железобетонных плит, стороны создали документальную видимость выполнения работ с целью их оплаты.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд не применил положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), регулирующие правоотношения сторон, в частности части 5 и 6 статьи 9 названного Закона.
Изложенные в решении выводы о том, что проверка контрольно-счетной комиссией Октябрьского муниципального района, оформленная актом от 27.12.2013, проводилась без вызова представителя общества "Октябрьскагропромхимия", а также о том, что истцом не доказана возможность исполнения контракта без заключения дополнительного соглашения, не основаны на законе. Нормативно-правовые акты не обязывают контрольно-счетные органы муниципального образования вызывать подрядные организации при проведении контрольных мероприятий. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации невозможность исполнения контракта должен доказать ответчик.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что им заявлялось ходатайство об отводе судьи в связи с тем, что он уже рассмотрел дело N А50-679/2014 по тому же контракту и, соответственно, не мог принять иное решение по данному делу и рассматривать последнее.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 30.09.2014 отказано в удовлетворении ходатайства истца о приобщении к делу копии протокола судебного заседания от 26.08.2014 и CD-R диска с аудиозаписью судебного заседания от 26.08.2014 по делу N А50-679/2014, поскольку они являются новыми, возникшими после принятия обжалуемого судебного акта, а не дополнительными доказательствами, возможность принятия которых предусмотрена частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией (заказчик) и обществом "Октябрьскагропромхимия" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 22.07.2013 N 0156300021713000002-0261823-01, по условиям которого (пункт 1.1) заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению ремонта тротуаров по улицам: Базарная, Новошкольная, Школьная, Гагарина, 8 Марта, Озерная пос. Щучье-Озеро; Деткина, Братьев Новиковых с. Тюинск Октябрьского муниципального района Пермского края.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик выполняет работы в соответствии с условиями настоящего контракта, утвержденного заказчиком локально-сметного расчета, являющегося неотъемлемой частью настоящего контракта.
Сроки выполнения работ: 25 календарных дней со дня, следующего за датой заключения контракта (пункт 1.5 контракта).
Стоимость работ по контракту составляет 841 372 руб. (пункт 4.1 контракта).
В соответствии с пунктом 5.1 контракта подрядчик принял на себя обязательство обеспечить объект материалами, оборудованием.
Техническим заданием на ремонт тротуаров, входящим в состав документации по открытому аукциону в электронной форме, предусмотрены следующие работы: разборка тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель, устройство бетонных плитных тротуаров из материала подрядчика с заполнением швов цементным раствором.
Сторонами контракта заключено дополнительное соглашение от 23.07.2013 N 1 к названному контракту, согласно которому стороны пришли к соглашению: пункт 2 локально-сметного расчета "Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов цеметным раствором" исключить; пункт 2 локально-сметного расчета читать в следующей редакции: "Устройство тротуаров из асфальтобетонной смеси с укаткой катком вручную".
Заказчиком и подрядчиком подписаны акты от 29.07.2013 N 1, от 06.08.2013 N 2, от 12.08.2013 N 3, от 15.08.2013 N 4 о приемке выполненных работ, справки от 29.07.2013 N 1, от 06.08.2013 N 2, от 12.08.2013 N 3, от 15.08.2013 N 4 о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 841 372 руб., в которых указано, что подрядчиком выполнены работы по разборке тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель, устройству бетонных плитных тротуаров из материала подрядчика с заполнением швов цементным раствором.
Во исполнение пункта 4.2 контракта администрацией перечислены подрядчику средства бюджета Щучье-Озерского сельского поселения в сумме 211 400 руб., о чем свидетельствуют платежные поручения от 26.08.2013 N 775, от 26.08.2013 N 776.
В ноябре-декабре 2013 года аудитором контрольно-счетной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края проведена проверка администрации по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета поселения на дорожное хозяйство, в ходе которой установлено, что в нарушение части 5 статьи 9, части 3 статьи 38 Закона N 94-ФЗ сторонами изменен предмет контракта, то есть набор работ в локально-сметном расчете, являющемся неотъемлемой частью контракта; подрядчик изначально не имел намерения выполнять обязательства на условиях аукционной документации и контракта; фактически работы, указанные в актах о приемке выполненных работ, не выполнены; в данном случае имеет место осуществление расходов бюджетных средств за невыполненные работы по ремонту тротуаров из бюджета Щучье-Озерского сельского поселения в сумме 211 400 руб. на основании недостоверных записей в актах приемки выполненных работ, а оплата администрацией подрядчику оставшейся суммы в размере 629 972 руб. за счет средств краевого бюджета повлечет осуществление расходов бюджетных средств за невыполненные работы на основании недостоверных (фиктивных) записей в актах приемки выполненных работ.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.12.2013, подписанном аудитором и главой администрации.
Полагая, что оспариваемым соглашением изменены условия контракта, оно противоречит требованиям части 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ и является ничтожным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
До принятия судом первой инстанции обжалуемого судебного акта решением арбитражного суда от 26.05.2014 по другому делу N А50-679/2014 с администрации в пользу общества "Октябрьскагропромхимия" взыскано 629 972 руб. долга и 13 582 руб. 03 коп. неустойки по контракту. Названное решение не вступило в законную силу. Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 производство по делу N А50-679/2014 приостановлено до вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении иска по рассматриваемому делу, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что стороны согласовали необходимость замены одного материала на другой, контрольно-счетной палатой проведена проверка без вызова представителя подрядчика, использованный при выполнении работ щебень соответствует требованиям ГОСТ 8267-93, материалы дела не свидетельствуют об отсутствии потребительской ценности выполненных работ, непригодности результата работ для использования, не доказаны невозможность исполнения контракта без оспариваемого соглашения и изменение контракта на сумму более чем 10% от цены контракта.
Между тем указанные обстоятельства не имеют правового значения, судом первой инстанции не применены регулирующие отношения участников спора положения Закона N 94-ФЗ, подлежащие применению при рассмотрении дела, в рассматриваемом случае статья 744 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую сослался суд, применению не подлежит.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения от 23.07.2013 N 1, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 3 статьи 38 действовавшего на момент совершения оспариваемой сделки Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Дополнительным соглашением от 23.07.2013 N 1 изменены условия контракта, касающиеся его предмета. При этом это изменение не относится к случаям, предусмотренным частями 6 - 6.7 и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 названного закона.
Следовательно, оспариваемое соглашение является недействительным (ничтожным) как противоречащее части 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ.
В связи с вышеизложенным решение арбитражного суда от 26.06.2014 следует отменить на основании пункта 4 части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск - удовлетворить, признав упомянутое соглашение недействительным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о рассмотрении дела судьей, подлежащим отводу ввиду его участия в другом деле N А50-679/2014 в качестве судьи, отклонен апелляционным судом, поскольку заявление администрации об отводе судьи рассмотрено и правомерно отклонено в определении суда первой инстанции от 27.05.2014 со ссылками на пункт 5 части 1 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствие обстоятельств, которые могут вызывать сомнение в беспристрастности судьи.
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение иска (4 000 руб.) и апелляционной жалобы (2 000 руб.), от уплаты которой освобождена администрация, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.06.2014 по делу N А50-4837/2014 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным дополнительное соглашение от 23.07.2013 N 1 к муниципальному контракту от 22.07.2013 N 0156300021713000002-0261823-01, заключенное между администрацией Щучье-Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и ООО "Октябрьскагропромхимия".
Взыскать с ООО "Октябрьскагропромхимия" в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4837/2014
Истец: Администрация Щучье-Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края
Ответчик: ООО "Октябрьскагропромхимия"