г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2014 г. |
Дело N А56-47398/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Воспенников П.В. по доверенности от 09.01.2014
от ответчика: Ожеговой К.В. по доверенности от 17.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18463/2014) ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2014 по делу N А56-47398/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
к Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N25 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, Инспекция) от 29.07.2013 N 13170311 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в Межрайонную ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу обращением гр. Севостьянова А.С., Инспекцией проведена проверка прохождения (зачисления) платежей организациями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг на территории Петроградского района Санкт-Петербурга.
В Инспекцию представлен "Счет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг", согласно которому плательщик-физическое лицо - Базиленко И.В. осуществило внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком - ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района". Оплата счета плательщиком (Базиленко И.В.) произведена через пункт приема платежей ЗАО "Петроэлектросбыт" за наличный расчет с оформлением чека контрольно-кассовой техники.
В ответ на запрос Инспекции (исх. N 17-06/10160 от 27.05.2013) ЗАО "Петроэлектросбыт" представило копию договора N 54 от 01.03.2012 между "принципалом" - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" и "агентом" - ЗАО "Петроэлектросбыт", согласно которому (пункты 1.1 и 2.1 договора N 54) ЗАО "Петроэлектросбыт" осуществляет от имени и за счет ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" "юридические и иные действия, связанные с приемом платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги по платежным бланкам "Счет". Принятые в пользу ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" платежи перечисляются на его счет не позднее рабочего дня после приема платежей от плательщиков (пункт 2.2.8 договора N 54).
В ответ на запрос Инспекции (исх. N 17-06/11372 от 11.06.2013) от ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" получена копия договора N 522/1-6/09 от 23.07.2008 между "агентом" - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" и "принципалом" - ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района", согласно которому (пункт 2.1 договора N 522/1-6/09) ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" осуществляет от имени и за счет ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" юридические и фактические действия (расчет, сбор и перечисление) в отношении платежей:
- за жилое помещение (жилищные услуги) ("плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", пункт 1.5 договора);
- коммунальные услуги ("плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение..., отопление..., иные коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством", пункт 1.6 договора);
- прочие услуги ("плата за услуги связи (телетрансляция, радио, иные услуги), техническое обслуживание домофонов, иные услуги, не включаемые в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги", пункт 1.7 договора).
Полученные ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" денежные средства перечисляют либо на счет ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (пункт 3.2.1 договора N 522/1-6/09), либо на счета ресурсоснабжающих организаций (пункт 3.2.6 договора) каждого 5, 10, 20, 25 числа и в последний банковский день текущего месяца.
Перечисление денежных средств ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" осуществляется на банковский счет ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" N 40702810190100000069 в ОАО "Банк "Санкт-Петрбург" (письмо ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" N 3436 от 19.06.2013).
В ответ на запросы Инспекции (исх. N N 17-06/12258 и 17-06/12259 от 24.06.2013) от ОАО "Банк "Санкт-Петербург" получена информация, что за период с 13.05.2013 по 24.06.2013 на счет N 40702810190100000069 ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" поступили денежные средства как "платежи населения за жилищные услуги по договору N 522/1-6/09 от 23.07.2008": 13.05.2013 (2 платежа), 20.05.2013 (2 платежа), 27.05.2013 (2 платежа), 31.05.2013 (2 платежа), 05.06.2013 (2 платежа), 06.06.2013, 10.06.2013, 20.06.2013 (2 платежа). Платежи за коммунальные услуги отражены отдельно. Кроме того, банком сообщено об отсутствии специальных банковских счетов "платежный агент, банковский платежный агент (субагент), поставщик" у ООО "Жилкомсервис N2 Петроградского района" в указанный период времени.
В ходе проверки было выявлено, что ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района", являясь поставщиком жилищных и некоторых коммунальных услуг, не использовало специальный банковский счет и получало денежные средства, принятые платежным агентом (ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство") в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, что является нарушением части 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).
Усматривая достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, 12.07.2013 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол N 13170311 об административном правонарушении по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 29.07.2013 N 13170311 ООО "Жилкомсервис N2 Петроградского района" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 рублей. Определением N 13170311 от 16.08.2013 исправлена опечатка в резолютивной части постановления о назначении административного наказания.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что Общество является субъектом административного правонарушения и материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества ввиду следующего.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Состав указанной нормы является сложным, административная ответственность по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ наступает в том числе за неиспользование платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В рассматриваемом случае объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является неиспользование Обществом, являющимся поставщиком коммунальных услуг, специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей за коммунальные услуги.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ, что следует из статьи 1 названного закона.
Деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
В статье 2 Закона N 103-ФЗ приведены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Обязанность поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет установлена в части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, согласно которой поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться операции, в том числе по списанию денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика (пункт 4 части 16 Закона N 103-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 8 данного Закона прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 названного Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного Федерального закона, не допускаются.
Исходя из логического толкования вышеперечисленных норм, Общество является поставщиком в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 103-ФЗ, как лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из логического толкования положений статей 2 - 4 Закона N 103-ФЗ также следует вывод о том, что если денежные средства получены поставщиком от платежного агента (оператора по приему платежей либо платежного субагента), за исключением кредитной организации, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет поставщика.
Действительно, в силу пункта 4 части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке. Но в рассматриваемом случае денежные средства, уплаченные физическим лицом не в кредитную организацию, а внесенные оператору по приему платежей (платежному агенту или платежному субагенту) являются наличными расчетами в смысле, придаваемом таким расчетам названным Законом. Оператором по приему платежей и платежным агентом в силу закона и договора N 522/1-6/09 является ГУП ВЦКП "Жилищное агентство".
Доводы подателя жалобы о том, что ГУП ВЦКП "Жилищное агентство" не является платежным агентом в смысле Закона N 103-ФЗ, так как оказывает и иные услуги в рамках заключенных договоров, основаны на неправильном применении и толковании положений Закона N 103-ФЗ, так как в отношении денежных средств, поступивших от физического лица либо от платежного субагента в качестве платы за коммунальные услуги ГУП ВЦКП "Жилищное агентство" выполняет функцию платежного агента, а следовательно, должно действовать в соответствии с правилами, установленными законом и зачислять такие денежные средства на специальные банковские счета и в дальнейшем перечислять на специальные банковские счета поставщиков коммунальных услуг. Денежные средства от остальных услуг, в том числе агентское вознаграждение, зачисляются на иные счета, не являющиеся специальными в силу Закона N 103-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, и отказал в признании незаконными оспариваемых постановления и представления Инспекции.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, наказание назначено заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с учетом характера и степени вины.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2014 по делу N А56-47398/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" из федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины, уплаченной платежным поручением от 22.07.2014 N 896.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47398/2013
Истец: ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N25 по Санкт-Петербургу