г. Хабаровск |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А16-840/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Карагай": представитель не явился;
от Управления лесами Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карагай"
на решение от 18.08.2014
по делу N А16-840/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Кривощековым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карагай" (ОГРН 1107901001757, ИНН 7901537450, место нахождения: 679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, пр-к 60-летия СССР, 22Б)
к Управлению лесами Правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1107901000063, ИНН 7901535607, место нахождения: 679015, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Советская, 111)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карагай" (далее - ООО "Карагай"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным постановления Управления лесами Правительства Еврейской автономной области (далее - административный орган, Управление; Управление лесами) от 16.06.2014 N 143 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.25, частям 1, 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Заявление общества на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 18.08.2014 в удовлетворении заявленных требований общества отказано по мотиву установления факта административного правонарушения и вины общества в его совершении (имея реальную возможность для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, но проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие меры по их соблюдению: не выполнил устройство и содержание 3 мест отдыха и курения на пожарный сезон в срок до 01.04.2014; не выполнил устройство и содержание 2 пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Карагай" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
Заявитель жалобы не согласен с решением суда, поскольку, по его мнению: Управлением лесами не доказано событие вменяемого административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 8.32 КоАП РФ, так как особый противопожарный период длился с 14.04.2014 по 13.05.2014, однако правонарушение, согласно протоколу, выявлено должностным лицом 06.06.2014, то есть за пределами особого противопожарного режима; при этом служебная записка от 16.05.2014 является ненадлежащим доказательством по настоящему делу, так как составлена за пределами особого противопожарного режима в лесах, с ее содержанием не был ознакомлен представитель ООО "Карагай"; проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ): общество не было уведомлено о проведении проверки; проверка проведена без распоряжения или приказа руководителя, зам. руководителя административного органа; отсутствует акт проверки (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ); протокол об административном правонарушении составлен без надлежащего уведомления ООО "Карагай"; суд не выяснил обстоятельства, связанные с признанием правонарушения малозначительным.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Управление лесами Правительства ЕАО отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Карагай" является арендатором лесных участков на основании договоров аренды от 21.10.2011, от 16.03.2012 и проектами освоения лесов, утвержденными приказами управления лесами Правительства Еврейской автономной области от 09.12.2011 N 586 и от 15.11.2012 N 665.
По результатам проведенной административным органом проверки соблюдения обществом договорных обязательств в части охраны лесов от пожаров (основанием для проведения которой послужила собранная информация о выполнении арендаторами лесных участков мероприятий, направленных на охрану лесов от пожаров в 2014 году, предусмотренных проектами освоения лесов и договорами аренды лесных участков по состоянию на 08.04.2014, отраженная в служебной записке заместителя начальника отдела Управления лесами от 16.05.2014) на территории Кульдурского лесничества (лесной фонд ЕАО в квадрате 170, выделы 15-20, 22, 24, 25, в квадрате 176 выделы 5, 6 Кульдурского участкового лесничества), установлено, что:
- не выполнено устройство и содержание 3 мест отдыха и курения на пожароопасный сезон в срок до 01.04.2014;
- не выполнено устройство и содержание 2 пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря в срок до 01.04.2014.
03.06.2014 в отношении общества составлен протокол N 63/2014 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, частями 1, 3 статьи 8.32 КоАП РФ (извещение от 16.05.2014 N 05-05/1546-4 с информацией о времени и месте составления протокола (протоколов) об административных правонарушениях получено обществом по юридическому адресу 21.05.2014).
По результатам рассмотрения материалов проверки (о месте и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении общество извещено 06.06.2014, что подтверждается уведомлением о вручении определения административного органа N 123 от 03.06.2014 - л.д. 52), Управлением вынесено постановление от 16.06.2014 N 143 о привлечении ООО "Карагай" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного (административных правонарушений, предусмотренных) частью 4 статьи 8.25, частями 1, 3 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания (с учетом обстоятельств, указанных в части 2 статьи 4.4 КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- ЛК РФ) одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 1 статьи 52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно частям 2 и 3 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов; правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров - подпункт "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Противопожарное обустройство лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов; обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов - пункт 5 Правил пожарной безопасности в лесах; статья 53.1 ЛК РФ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 договоров аренды лесных участков от 21.10.2011 и от 16.03.2012 арендатор - ООО "Карагай" обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов.
Так, договором аренды лесного участка от 21.10.2011 предусмотрено устройство и содержание мест отдыха и курения - 2 шт. ежегодно на пожароопасный сезон, устройство и содержание пункта сосредоточения противопожарного инвентаря - 1 шт. ежегодно до 01 апреля и содержание в течение пожароопасного сезона; договором аренды лесного участка от 16.03.2012 предусмотрено устройство и содержание мест отдыха и курения - 1 шт. до 01 апреля и содержание в течение пожароопасного сезона, устройство и содержание пункта сосредоточения противопожарного инвентаря - 1 шт. ежегодно до 01 апреля и содержание в течение пожароопасного сезона; арендатор обязан сдавать выполненные работы по акту приема-передачи не позднее 10 дней с момента их фактического выполнения (подпункт "з" пункта 11 указанных договоров).
По распоряжению губернатора ЕАО от 05.06.2014 N 300-рг начало пожароопасного сезона на территории Еврейской автономной области установлено с 07.04.2014, а Постановлением губернатора ЕАО от 14.04.2014 N 121 на территории Еврейской автономной области установлен особый противопожарный режим, который был отменен постановлением губернатора ЕАО от 13.05.2014 N 147.
Материалами дела подтверждается, установлен судом первой инстанции и не опровергнут обществом, факт невыполнения последним устройства и содержания, предусмотренных договорами аренды лесных участков местами отдыха и курения, а также пунктами сосредоточения противопожарного инвентаря на пожароопасный сезон в срок до 01.04.2014.
Согласно части 4 статьи 8.25 КоАП РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.
Части 1 и 3 статьи 8.32 КоАП РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предусматривают административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима в виде наложения административного штрафа на юридических лиц, - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей, и от ста тысяч до двухсот тысяч рублей соответственно.
Факт административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе: служебной запиской от 16.05.2014 заместителя начальника отдела Управления лесами, карточкой учета мероприятий по охране лесов от пожаров, выполняемых лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование в 2014 году, протоколом об административном правонарушении от 03.06.2014 N 63/2014.
Вина общества выражается в несоблюдении условий договоров аренды лесных участков, поскольку ООО "Карагай", как арендатор (пользователь) лесного участка, не предприняло всех возможных мер для выполнения условий договоров и возложенных на него действующим законодательством обязанностей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 8.32 и частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о недоказанности события вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, так как особый противопожарный режим длился до 13.05.2014, правонарушение же выявлено 06.06.2014, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку нарушение правил безопасности установлено по состоянию на 08.04.2014, о чем свидетельствует служебная записка от 16.05.2014.
Кроме того, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным довод общества о нарушении административной органом положений Федерального закона N 294-ФЗ, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 1 указанного Федерального закона, его положения не применяются к мероприятиям контроля, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на указанных лиц не возлагается обязанность представлять информацию и исполнять требования органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Довод заявителя жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен без надлежащего уведомления общества, также не принимается судом, поскольку опровергается документальными доказательствами, имеющимися в материалах дела - извещение от 16.05.2014 N 05-05/1546-4 с информацией о времени и месте составления протокола (протоколов) об административных правонарушениях получено обществом по юридическому адресу 21.05.2014 (л.д. 53, 54).
Суд первой инстанции посчитал, что правонарушения в области правил пожарной безопасности в лесах не могут быть отнесены к малозначительным правонарушениям (основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют), и суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для несогласия с данным решением суда.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Карагай".
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 18 августа 2014 года по делу N А16-840/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-840/2014
Истец: ООО "Карагай"
Ответчик: Отдел федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора управления лесами правительства ЕАО, Отдел федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора Управления лесами Правительства Еврейской автономной области, Управление лесами Правительства Еврейской автономной области