город Воронеж |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А08-3137/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АПЕК-ИНВЕСТ": Ягодина С.В. представитель по доверенности от 02.11.2011;
от Администрации Белгородского района Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Белгородского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2014 по делу N А08-3137/2014 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АПЕК-ИНВЕСТ" (ОГРН 1073123013358) к Администрации Белгородского района Белгородской области (ОГРН 1023100508090) о признании недействительным распоряжения от 14.03.2014 N 578 в части установления стоимости земельного участка и обязании установить стоимость в размере кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АПЭК-ИНВЕСТ" (далее - ООО "АПЕК-ИНВЕСТ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать недействительным распоряжение Администрации Белгородского района Белгородской области (далее - Администрация) N 578 от 14.03.2014 в части установления стоимости земельного участка и обязать установить стоимость земельного участка в размере его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2014, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено. Распоряжение Администрации Белгородского района Белгородской области от 14.03.2014 N 578 в части п. 3, которым устанавливается стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:15:0306002:154 в сумме 183 800 рублей, признано недействительным. Администрация обязана устранить допущенные нарушения путем установления стоимости указанного объекта недвижимости в размере кадастровой стоимости названного земельного участка, в сумме 15 909,84 рублей. С Администрации Белгородского района Белгородской области в пользу Общества взыскано 4000 рублей в качестве возмещения расходов за уплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права Администрация Белгородского района Белгородской области обратилась с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить.
Настаивает на том, что в соответствии с нормами действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка определяется исходя из его рыночной стоимости, в связи с чем, оспариваемое распоряжение Администрации не противоречит нормам действующего законодательства.
Обращает внимание апелляционной инстанции на то, что суд области преждевременно принял решение от 30.06.2014 по делу N А08-3137/2014, поскольку в Арбитражном суде Белгородской области в настоящее время находится на рассмотрении дело N 08-4396/2014 по исковому заявлению Администрации к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:15:0306002:154 в размере 183 800 руб., и что в свою очередь, решение по данному делу будет иметь преюдициальное значение для дела N А08-3137/2014.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Общество с ограниченной ответственностью "АПЕК-ИНВЕСТ" в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. Настаивает на том, что решение по делу N 08-4396/2014 не будет иметь никакого правого значения для дела N А08-3137/2014.
Указывает, что спорный объект недвижимости уже имеет соответствующую установленную кадастровую стоимость, следовательно, в данном случае нормы, определяющие порядок установления стоимости земельного участка на основании его рыночной стоимости не применяются.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.09.2014 по 23.09.2014.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим изменению в части распределения расходов по уплате государственной пошлины
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что общество с ограниченной ответственностью "АПЭК-ИНВЕСТ" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке и осуществляет деятельность, определенную соответствующим учредительным документом.
ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание складское, общей площадью 235,1 кв.м: Лит Б, инвентарный номер 17777, кадастровый номер 31:15:03 06 002:0078:017777-00/001:1001/Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 31-АБ 667552 от 23.06.2009.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке площадью 342 кв.м., кадастровый номер 31:15:0306002:154 по адресу: 308570, Белгородская область, Белгородский район, село Беломестное, улица Нагорная 22.
29.06.2011 ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" обратилось в Администрацию Белгородского района Белгородской области с заявлением о формировании соответствующих земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 31:15:0306002:154 для дальнейшего их приобретения в собственность.
Посчитав, что Администрация допускает бездействие по рассмотрению указанного заявления, Общество обратилось в Арбитражный суд Белгородской области за защитой прав и законных интересов.
По результатам рассмотрения данного заявления Арбитражным судом Белгородской области было принято решение от 25.11.2013 по делу N А08-5941/2013 об удовлетворении заявленных ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" требований в полном объеме. Данное решение вступило в законную силу.
После возбуждения исполнительного производства для принудительного исполнения решения арбитражного суда от 25.11.2013 по делу N А08-5941/2013 ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" были направлены проекты договоров купли-продажи земельных участков, в том числе и оспариваемое в части распоряжение от 14.03.2014 N 578 о предоставлении ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" земельных участков в собственность, в соответствии с которым стоимость земельного участка площадью 342 кв.м., с кадастровым номером 31:15:0306002:154 составляла 183 800 рублей (исходя из отчета ЗАО "ТПК "ПСВ" от 19.02.2014).
Вместе с тем, кадастровая стоимость данного земельного участка, сведения о которой внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, составляет 15 909,84 рублей, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области от 26.03.2014.
Посчитав, что распоряжение Администрации от 14.03.2014 N 578 в части установления стоимости запрашиваемого объекта недвижимости не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление Администрацией Белгородского района Белгородской области выкупной цены земельного участка в соответствии с произведенной оценкой рыночной стоимости противоречит нормам действующего законодательства.
Апелляционная инстанция с выводами арбитражного суда соглашается, вместе с тем, считает необходимым обжалуемое решение изменить в части взыскания с Администрации в пользу ООО ""АПЭК-ИНВЕСТ" суммы в счет уплаты государственной пошлины в размере 4000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Таким образом, право на приобретение в собственность вышеуказанного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет ООО "АПЭК-ИНВЕСТ", как собственник объекта недвижимости, расположенного на этом земельном участке.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение решения Арбитражного суда Белгородской области от 25.11.2013 по делу N А08-5941/2013 Администрацией издано распоряжение N 578 от 14.03.2014 о предоставлении в собственность Обществу земельного участка площадью 342 кв.м., с кадастровым номером 31:15:0306002:154 по адресу: Белгородская область, Белгородский район, село Беломестное, улица Нагорная 22, в адрес ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" был направлен соответствующий договор купли-продажи недвижимости.
При этом, в пункте 3 оспариваемого распоряжения цена земельного участка была установлена равной его рыночной стоимости, согласно отчету ЗАО "ТПК "ПСВ" от 19.02.2014 (об оценке рыночной стоимости земельного участка) в размере 183800 рублей.
Такая же цена установлена в пункте 2.1 проекта договора купли-продажи запрашиваемого земельного участка.
Между тем, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 15 909,84 рублей, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости, представленной в материалы дела.
В соответствии с п.1.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости" (п. 1.2. ст. 36 Земельного кодекса).
В Белгородском районе порядок определения цены земельных участков, их оплаты установлены Постановлением Правительства Белгородской области от 03.12.2012 N 492-пп "О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области или государственная собственность на которые не разграничена" и Решением Муниципального Совета Белгородского района Белгородской области от 27.03.2013 N 574 "Об утверждении порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района "Белгородский район" Белгородской области, при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".
В соответствии с указанными нормативными актами цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области или государственная собственность на которые не разграничена и цена земельных участков находящихся в муниципальной собственности муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (далее - земельные участки), устанавливается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, но не выше кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
При определении цены земельного участка в соответствии с положениями п. 5 установленного Порядка, если рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиком, превышает его кадастровую стоимость, сведения о которой внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, то цена земельного участка устанавливается равной его кадастровой стоимости.
С учетом изложенных норм, суд области пришел к правомерному выводу о том, что установление Администрацией выкупной цены испрашиваемого земельного участка в соответствии с произведенной оценкой рыночной стоимости противоречит нормам действующего законодательства.
Довод заявителя жалобы о том, что кадастровая стоимость земельного участка определяется исходя из его рыночной стоимости, отклоняется апелляционной коллегией как основанный на неверном понимании норм действующего законодательства.
Ссылка на ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку содержащиеся в ней нормы регулируют определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Довод о преюдициальности решения арбитражного суда по делу N 08-4396/2014 для настоящего дела, отклоняется апелляционным судом, за несостоятельностью.
Согласно абзаца четвертого пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" (далее - письмо от 30.05.2005 N 92), где разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица), применительно к рассматриваемому делу - распоряжения Администрации Белгородского района Белгородской области от 14.03.2014 N 578.
В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, оценил приведенные доводы и правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта по существу заявленных требований не имеется.
Однако, апелляционная инстанция, изменяя судебный акт суда области учитывает следующее. При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Из заявленных ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" требований следует, что Общество просило арбитражный суд признать недействительным распоряжение Администрации от 14.03.2014 N 578 в части установления выкупной стоимости и совершить действия направленные на восстановление прав, нарушенных указанным ненормативным актом, что с учетом указанной нормы составляет одно взаимосвязанное требование.
В соответствии с пп.2.1 п.1 ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии размер государственной пошлины составляет для организаций 2 000 рублей.
Между тем, суд первой инстанции необоснованно взыскал с Администрации Белгородского района Белгородской области в пользу ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" 4000 рублей в счет суммы уплаченной государственной пошлины.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Белгородской области в части взыскания с Администрации в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей следует изменить, указав на взыскание в пользу Общества 2000 рублей. Излишне уплаченную госполшину в сумме 2000 рублей, следует возвратить Обществу, о чем выдать справку.
В остальной части апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 3 ч.1 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.06.2014 по делу N А08-3137/2014 изменить.
Изложить абзац 4 резолютивной части решения следующим образом: "Взыскать с Администрация Белгородского района Белгородской области в пользу ООО "АПЭК-ИНВЕСТ" (ИНН 3123154430, ОГРН 1073123013358) 2000 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины".
В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.06.2014 по делу N А08-3137/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законе порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-3137/2014
Истец: ООО "АПЭК-ИНВЕСТ"
Ответчик: Администрация Белгородского района