г. Челябинск |
|
06 октября 2014 г. |
Дело N А76-12239/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЕЛЕНА", Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, закрытого акционерного общества "Феникс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 августа 2014 года по делу N А76-12239/2014 (судья Бастен Д.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЕЛЕНА" - Климкин Д.В. (паспорт, доверенность N 18 от 25.06.2014);
Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - Мартынова А.М. (служебное удостоверение, доверенность N 1/142 от 19.05.2014); Божко Ю.В. (служебное удостоверение, доверенность N 1/139 от 19.05.2014);
закрытого акционерного общества "Феникс" - Голышева А.А. (паспорт, доверенность от 27.06.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "ЕЛЕНА" (далее - заявитель, общество, ООО "ЕЛЕНА") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, министерство, административный орган) о признании незаконным возврата проектной документации "Дополнение к рабочему проекту "Отработка и рекультивация Еленинского месторождения мрамора. Отработка фланговых запасов. Техническое перевооружение", оформленного письмом от 23.04.2014 N 2/6270, и обязании рассмотреть по существу проектную документацию (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1, л.д. 3-6, 83-84).
Определением суда от 01.07.2014 (т. 1, л.д. 52-53) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Феникс" (далее - третье лицо, ЗАО "Феникс").
Решением суда от 01 августа 2014 года заявленные требования ООО "ЕЛЕНА" удовлетворены - действия министерства, выразившиеся в возращении письмом от 23.04.2014 N 2/6270 обществу заявления о согласовании проектной документации пользователя недр и документов, представленных с данным заявлением, признаны незаконными, как противоречащие нормам действующего законодательства; министерство обязано рассмотреть заявление о согласовании проектной документации пользователя недр ООО "ЕЛЕНА" от 17.04.2014 N 43 и приложенные к нему документы, представленные в административный орган 17.04.2014, в сроки, предусмотренные п. 20 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение N 118), со дня вступления настоящего решения в законную силу; с министерства в пользу общества взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб. за обращение в суд.
Не согласившись с таким решением, лица, в нем участвующие, обратились с апелляционными жалобами в соответствующих частях.
ООО "ЕЛЕНА" в жалобе просит решение суда изменить в части порядка его исполнения, так как в силу ч. 7 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) решение суда подлежит немедленному исполнению. Однако, суд воспользовался правом, предоставленным абзацем 3 ч. 5 ст. 170 АПК РФ, что является нарушением процессуальных норм и прав, законным интересов заявителя при осуществлении экономической деятельности.
В своей жалобе министерство просит судебный акт отменить полностью, поскольку п. 16 Положения предусмотрено, что к заявлению пользователя недр прилагается копия заключения государственной экспертизы проектной документации, чего общество к своему заявлению не приложило.
Заявителем в нарушение ч. 4 ст. 200 АПК РФ не доказано нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ЗАО "Феникс" полагает, что совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается обеспечение ООО "ЕЛЕНА" существующими запасами полезного ископаемого в объеме 4 177 тыс. куб.м. вплоть до 31.12.2028. Спорный рабочий проект является дополнением к существующему техническому проекту, а не самостоятельным техническим проектом. Поэтому третье лицо в своей жалобе поддерживает позицию министерства о том, что заявитель в нарушение ст. 65 Кодекса не доказал нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
До судебного заседания министерство представило письменный отзыв на апелляционную жалобу общества, по мотивам которого не согласилось с ней.
В дело до судебного заседания поступили письменные отзывы ЗАО "Феникс" на жалобу административного органа и заявителя, которыми третье лицо поддержало министерство и не согласилось с ООО "ЕЛЕНА" соответственно.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.09.2014 по 30.09.2014. Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2014.
В судебном заседании представители заинтересованного и третьего лиц поддержали доводы своих жалоб и возражали против удовлетворения жалобы заявителя, представитель которого поддержал доводы своей жалобы и возражал против удовлетворения жалоб заинтересованного и третьего лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЕЛЕНА" имеет лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча мрамора для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении (т. 1, л.д. 80-82).
Общество 17.04.2014 обратилось к административному органу с заявлением о рассмотрении и согласовании рабочего проекта отработки и рекультивации Еленинского месторождения мрамора (отработка фланговых запасов), расположенного в Карталинском районе Челябинской области (т. 1, л.д. 29).
Министерство письмом от 23.04.2014 N 2/6270 вернуло представленные документы, указав на отсутствие копии заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (т. 1, л.д. 30).
Считая действия заинтересованного лица по возращению указанных документов незаконными и нарушающими права заявителя, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку добыча полезных ископаемых запроектирована только открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных, либо надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, проектная документация, представленная заявителем в министерство, не может являться объектом государственной экспертизы; письмом от 23.04.2014 N 2/6270 проектная документация пользователя недр возвращена лишь в связи с отсутствием государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимость представления которой отсутствует.
Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Для признания незаконными решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями ч. 1, 2, 3 ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользование недрами осуществляется в соответствии с техническими проектами, подготовленными, согласованными и утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "в" п. 16 Положения N 118 в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к заявлению пользователя недр о согласовании проектной документации прилагаются копии заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Частью 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства обязательно за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу п. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Проанализировав положения ч. 5.1 ст. 6, ст. 48.1 и ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство при добыче полезных ископаемых в карьере при отсутствии на нем объектов капитального строительства (подземных и/или надземных), у административного органа не имелось законных оснований требовать у общества заключения государственной экспертизы.
Отсутствие на месторождении мрамора объектов капитального строительства подтверждается материалами дела, а именно подп. 7.1, 7.2 раздела Архитектурно-строительные решения рабочего проекта, и пояснениями представителя заявителя, согласно которым на месторождении не рассматривается вопрос капитального строительства.
Доказательств обратного министерством в материалы дела не представлено.
Пунктом 18 Положения N 118 предусмотрено возвращение заявителю материалов только лишь при несоответствии требованиям п. 15-17 данного Положения.
Поскольку добыча полезных ископаемых запроектирована только открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных, либо надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, проектная документация, представленная заявителем в министерство, не может являться объектом государственной экспертизы, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Письмом от 23.04.2014 N 2/6270 проектная документация пользователя недр - ООО "ЕЛЕНА", возвращена лишь в связи с отсутствием государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимость представления которой отсутствует.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о незаконности действий министерства по возвращению обществу заявления с приложенными к нему документами без рассмотрения по существу.
Это соответствует сложившейся судебной практике (А76-1186/2013).
Доводы апелляционных жалоб министерства и ЗАО "Феникс" подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам и основаниям, а также в связи со следующим.
Не соответствующие действующему законодательству решение, действия (бездействие) государственного органа априори нарушают соответствующие права и законные интересы заявителя. В данном случае суд верно отметил, что признанные незаконными действия министерства нарушают права общества на рассмотрение министерством указанного заявления и представленных с ним документов.
Жалоба ООО "ЕЛЕНА" в части сроков исполнения принятого судебного акта также не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд, с учетом положений п. 18, 20 Положения N 118, в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд, посчитал возможным обязать заинтересованное лицо рассмотреть заявление о согласовании проектной документации пользователя недр общества с ограниченной ответственностью "ЕЛЕНА" от 17.04.2014 N 43 и приложенные к нему документы, представленные в министерство 17.04.2014, в сроки, предусмотренные п. 20 Положения N 118, именно со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В ч. 7 ст. 201 Кодекса закреплено, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Поэтому суд, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого спора, руководствуясь абзацем 3 ч. 5 ст. 170 АПК РФ (если арбитражный суд установил порядок исполнения решения или принял меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения), правомерно установил в резолютивной части решения иной (общий) срок исполнения судебного акта, право на что суду предоставлено в ч. 7 ст. 201 Кодекса.
При этом, суд в обжалованном решении привел мотивировку этому.
Следовательно, нарушений действующего процессуального законодательства арбитражным судом первой инстанции по настоящему делу не допущено, что не может нарушать прав и интересов общества.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы заявителя, заинтересованного и третьего лиц удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, государственная пошлина, подлежащая уплате юридическими лицами, составляет 1 000 руб.
Таким образом, сумма государственной пошлины в размере 1 000 руб., излишне уплаченная заявителем и третьим лицом при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возвращению этим лицам соответственно из федерального бюджета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 августа 2014 года по делу N А76-12239/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЕЛЕНА", Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, закрытого акционерного общества "Феникс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЕЛЕНА" (ОГРН 1027400700876, ИНН 7407000102, КПП 740701001) из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 318 от 05.08.2014 по апелляционной жалобе.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Феникс" (ОГРН 1027402230789, ИНН 7446027355, КПП 740701001) из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 845 от 11.08.2014 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12239/2014
Истец: Директор ООО "ЕЛЕНА" - Прохоров Алексей Александрович, ЗАО "Феникс", ООО "ЕЛЕНА"
Ответчик: Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области
Третье лицо: ЗАО "Феникс"