город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А53-10970/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 24.04.2014, Красов В.Г., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 18.12.2013, Любочко Ю.М., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "ВЕСТА-А" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2014 по делу N А53-10970/2014, принятое судьей Грязевой В.В.,
по заявлению ООО "ВЕСТА-А",
к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Куйбышевскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веста-А" (далее - заявитель, общество, ООО "Веста-А") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Куйбышевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 28.04.2014 N 3214 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявитель не является надлежащим субъектом совершенного административного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.03.2014 прокуратурой Куйбышевского района Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства ООО "Веста-А" на предмет соблюдения обществом требований земельного законодательства в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Куйбышевский район, с. Куйбышево, по пер. Дорожному в 200 м от ул. Пролетарской; кадастровый номер 61:19:0010198:1, общей площадью 864 кв. м, вид разрешенного использования - земли населенных пунктов. Складские.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что общество использует указанный земельный участок не по целевому назначению в связи с его принадлежностью к той или иной категории и разрешенным видом использования, что является нарушением статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно общество осуществляет деятельность по транспортированию, приему, хранению и реализации сжиженного углеводородного газа, заправке автомобилей, используя для этих целей автозаправочную станцию, состоящую из сосуда объемом 10 куб. м, с рабочим давлением 1.8 Мпа, насосного оборудования, счетчиков.
11.04.2014 прокурором Куйбышевского района Ростовской области в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании статей 23.29, 25.11, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении ООО "Веста-А" передано в Куйбышевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области для принятия решения по существу.
28.04.2014 должностным лицом Управления в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 32-14, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Копия постановления вручена представителю общества 28.04.2014.
Не согласившись с действиями административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи.
Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими - водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).
Предметом правонарушения является конкретный, соответствующий земельный участок, по определению статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации - земельный участок в качестве объекта земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого определены и описаны в установленном порядке. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Использованием земель не по целевому назначению, то есть не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков, осуществление непредусмотренных видов деятельности.
Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла или неосторожности.
Субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
На основании Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.06.2011 N 318 (далее - Административный регламент) государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок соблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований земельного законодательства, охраны и использования земель по вопросам, отнесенным к компетенции Росреестра (его территориальных органов).
Проверки соблюдения земельного законодательства проводятся федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра и территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля.
Действующее земельное законодательство устанавливает различный правовой режим использования земельных участков в зависимости от его принадлежности к категории земель и вида разрешенного использования.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Между тем, в нарушение указанных норм земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, Куйбышевский район, с. Куйбышево, по пер. Дорожному в 200 м от ул. Пролетарской; кадастровый номер 61:19:0010198:1, общей площадью 864 кв. м обществом используется не по целевому назначению в связи с его принадлежностью к той или иной категории и разрешенным видом использования, а именно, общество осуществляет деятельность по транспортированию, приему, хранению и реализации сжиженного углеводородного газа, заправке автомобилей, используя для этих целей автозаправочную станцию, состоящую из сосуда объемом 10 куб. м, с рабочим давлением 1.8 Мпа, насосного оборудования, счетчиков.
Довод общества о том, что субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является собственник земельного участка - ОАО "Таганрогмежрайгаз", судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Использование земельного участка в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование участка в целях, установленных при его предоставлении, что согласуется с правовой позицией Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа изложенной в постановлении от 22.12.2005 N Ф04-9113/2005 (18027-А70-29)
В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Это земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Поскольку вышеуказанный земельный участок не относится ни к одному из вышеперечисленных, следовательно, все действия, производимые с ним, должны соответствовать градостроительному регламенту в соответствии с видом разрешенного использования, установленного для земельного участка при его предоставлении.
Таким образом, специальные нормы земельного и градостроительного законодательства прямо предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7, статьи 16, пункта 3 статьи 20, статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлена необходимость учета изменений в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования; в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление.
Согласно Письму Минэкономразвития России от 20.08.2009 N Д23-2696 для изменения сведений ГКН в орган кадастрового учета должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 529, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении ГКН").
ООО "Веста-А" не предприняло каких-либо мер по недопущению выявленных нарушений, по изменению разрешенного использования земельного участка и приведению его в соответствие с фактическим использованием, хотя в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 20, 22 Закона о кадастре установлена необходимость приведения фактического использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, либо изменение вида разрешенного использования, чего ООО "Веста-А" сделано не было.
Таким образом, ООО "Веста-А" допущен факт нецелевого использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования.
Поскольку обществом не представлены никакие документы в подтверждение обстоятельств, на которые заявитель ссылается при рассмотрении настоящего судебного дела, вышеуказанные доводы о невиновности общества не могут быть приняты во внимание и отклоняются судом апелляционной инстанции, как несоответствующие обстоятельствам дела.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2014 по делу N А53-10970/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10970/2014
Истец: ООО "ВЕСТА-А"
Ответчик: Управление федеральной службы гос.регистрации,кадастра и картографии по РО (Куйбышевский район), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: управление федеральной службы гос регистрации кадастра и картографии по ро (куйбышевский район)