г. Челябинск |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А07-16113/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Центр торговли и развлечений "Мир" на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2014 по делу N А07-16113/2014 (судья Кузнецов Д.П.).
Закрытое акционерное общество "Центр торговли и развлечений "Мир" (далее - ЗАО "ЦТИР "Мир", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, д. 4/1 в размере их рыночной стоимости: земельного участка общей площадью 12 607 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010617:52 в размере 20 772 370 руб.; земельного участка общей площадью 5 484 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010617:51 в размере 10 528 750 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2014 (резолютивная часть от 25.08.2014) исковое заявление ЗАО "ЦТИР "Мир" оставлено без рассмотрения.
С указанным определением не согласилось ЗАО "ЦТИР "Мир" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апеллянт считает, что, делая вывод о необходимости соблюдения досудебного порядка оспаривания кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, судом первой инстанции не исследовано обстоятельство создания подобных комиссий. Судом приобщен отзыв Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, который поступил в суд 25.08.2014, и истец не имел возможности с ним ознакомиться.
Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" противоречит ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции, которой определены количественный и качественный составы комиссии. Таким образом, действующая комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не легитимна и не вправе рассматривать споры о результатах определения кадастровой стоимости.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились, истец просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЦТИР "Мир" на праве общей долевой собственности (доля в праве 10757/12607) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:55:010617:52, общей площадью 12 607 кв. м, разрешенное использование: под торговое помещение, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, д. 4/1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АБ 892438 от 07.04.2009, т. 1 л.д. 54-55).
На основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N М14-09 от 25.02.2009, оформленного между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (арендодатель) и ЗАО "ЦТИР "Мир" (арендатор), последнему на праве аренды принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010617:51, общей площадью 5484 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, д. 4/1, разрешенное использование: для размещения бомбоубежища и парковки машин, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка (т. 1 л.д. 31-36).
Срок договора аренды установлен с 29.12.2008 по 29.12.2018 (п. 3.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается отметкой органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в договоре (т. 1 л.д. 34).
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках от 27.05.2011 N 02/11/1-133865 и от 27.05.2011 N 02/11/1-133826 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010617:51 составляет 171 826 881 руб. 60 коп., земельного участка с кадастровым номером 02:55:010617:52 - 418 519 621 руб. 80 коп. (т. 1 л.д. 14-30, 37-53).
Кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 и определенной по состоянию на 01.01.2011.
Из отчета N 9843 от 31.07.2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, пр. Октября, д. 4/1, кадастровый номер 02:55:010617:51, следует, что величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 10 528 750 руб. (т. 2 л.д. 1-116).
Из отчета N 9844 от 31.07.2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, пр. Октября, д. 4/1, кадастровый номер 02:55:010617:52, следует, что величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 20 772 370 руб. (т. 3 л.д. 1-102).
Руководствуясь нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определённая по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, применив новую редакцию ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), учитывая, что истец обратился в суд после вступления в силу указанной нормы, пришел к выводу, что в данном случае оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков до обращения в суд должно осуществляться в соответствующей комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Поскольку истцом досудебный порядок обжалования кадастровой стоимости не соблюден, суд оставил требования общества без рассмотрения.
Проверив законность и обоснованность определения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 1 ст. 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в ГКН вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В ранее действовавшей редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ нормой статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" была установлена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
В диспозиции названной статьи было закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, обязательное досудебное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости действовавшим на тот момент законодательством об оценочной деятельности не требовалось.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившим в силу 22.07.2014 за исключением отдельных положений, глава 3.1. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" была изложена в новой редакции.
На основании новой редакции ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
На основании изложенных правовых норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) вводит для юридических лиц при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков обязательное предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13839/13 от 11.02.2014, защита прав заинтересованного лица в таком случае осуществляется в порядке оспаривания на основании главы 24 АПК РФ решений таких комиссий.
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "ЦТИР "Мир" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков 04.08.2014 (штамп Арбитражного суда Республики Башкортостан, т. 1 л.д. 9), то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, которым были внесены вышеизложенные изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, истцу до обращения в арбитражный суд надлежало обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно отзыву Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в Республике Башкортостан при Управлении создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (т. 3 л.д. 103-107).
Вместе тем доказательств обращения истца в данную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании изложенного, учитывая несоблюдение установленного обязательного для юридических лиц при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков обязательного предварительного обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд первой инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ пришел к правильному выводу о наличии оснований для оставления исковых требований общества без рассмотрения.
Доводы подателя апелляционной жалобы о необходимости исследования обстоятельств создания таких комиссий, нелегитимности действующей при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отклонятся апелляционным судом как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора. Истец не лишен возможности в случае несогласия с решениями комиссии обжаловать их в установленном законом порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13839/13 от 11.02.2014) и при рассмотрении такого спора названные обстоятельства подлежат исследованию как юридически значимые.
Доводы апеллянта о позднем поступлении в суд отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, с которым истец не имел возможности ознакомиться, являются несостоятельными, поскольку не повлияли на правильность вынесенного судом определения (ч. 3 ст. 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2014 по делу N А07-16113/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Центр торговли и развлечений "Мир" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16113/2014
Истец: ЗАО "Центр торговли и развлечений "Мир"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан