г. Челябинск |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А07-10986/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс - Первомайский" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2014 по делу N А07-10986/2014 (судья Харисов А.Ф.).
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс - Первомайский" (далее - ООО "ТК-Первомайский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:030140:48 общей площадью 653 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 65/1; обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030140:48 общей площадью 653 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 65/1, в собственность заявителя; обязании направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030140:48 общей площадью 653 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 65/1, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 02.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 72-74).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2014 (резолютивная часть от 13.08.2014) в удовлетворении заявления общества отказано.
С указанным решением суда не согласилось ООО "ТК-Первомайский" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неприменение закона, подлежащего применению.
Апеллянт считает, что судом не исследован вопрос о законности резервирования земельного участка согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ N 561 от 22.07.2008. Судом не учтено, что согласно сведениям кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, равно как и сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним какие-либо зарегистрированные обременения в отношении земельного участка отсутствуют. Таким образом, в отсутствие государственной регистрации обременения земельного участка наличие такого обременения не может считаться возникшим и тем самым препятствовать приватизации земельного участка. Таким образом, резервирование земельного участка произведено незаконно и не может являться основанием для отказа в приобретении земельного участка в собственность.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились, заявитель просит рассмотреть дело без участия его представителя.
В отсутствие возражений и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТК-Первомайский" является собственником 4-этажного здания, общей площадью 1 621,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 65, корп. 1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АД 717676 от 18.10.2013, л.д. 45).
Указанный объект расположен на земельном участке площадью 653 кв.м, кадастровый номер 02:55:030140:48, предоставленном истцу на праве аренды на срок до 01.01.2015 (договор N 585-13 аренды земельного участка от 10.06.2013, л.д. 11-14).
17.03.2014 ООО "ТК-Первомайский" обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:030140:48, общей площадью 653 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 65/1 (л.д. 42).
Письмом N 6525 от 02.04.2014 Управление но земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю о невозможности предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка, сославшись на то, что данный участок зарезервирован для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 32/15 от 23.12.2010, а также расположен в границах красных линий.
Несогласие с указанным отказом послужило поводом для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для приватизации испрашиваемого заявителем земельного участка отсутствуют, поскольку земельный участок находится в границах красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд в установленном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 27 ЗК РФ установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (абз. 2 п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
В силу подп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков на основании правил ст. 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Из материалов дела следует, что заявителем в собственность испрашивается земельный участок с кадастровым номером 02:55:030140:48, общей площадью 653 кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 65/1, на котором расположено принадлежащее обществу 4-этажное здание, общей площадью 1 621,3 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 65, корп. 1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АД 717676 от 18.10.2013, л.д. 45).
Однако решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур сроком до 01.01.2015 зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением N 1 к настоящему решению (л.д. 61-63).
Согласно выкопировке из приложения N 2 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 (в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/10) испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:030140:48 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель (л.д. 63).
Из выкопировки N 1 к решению Совета следует, что земельный участок частично (со стороны ул. Свободы) расположен в границах зарезервированных земель, а также в границах красных линий (л.д. 59).
Указанное решение опубликовано в выпуске газеты "Вечерняя Уфа" от 29.12.2010 N 249 (11647).
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/10 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" опубликовано в выпуске газеты "Вечерняя Уфа" от 25.12.2013 N 244-245 (12392-12393).
На основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с названным Законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Аналогичный запрет содержится в п. 12 ст. 85 ЗК РФ.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 02:55:030140:48 частично со стороны ул. Свободы находится в зоне резервирования для муниципальных нужд и в границах красных линий, в силу закона он не подлежит приватизации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Администрации в приватизации испрашиваемого заявителем земельного участка является правомерным, в связи с чем правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что судом не исследован вопрос о законности резервирования земельного участка согласно положениям ЗК РФ и Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ N 561 от 22.07.2008 (далее - Положение), являются необоснованными, поскольку соответствующих требований обществом не заявлялось, ввиду чего данные требования применительно к ч. 7 ст. 268 АПК РФ являются новыми.
Между тем апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Норма ст. 49 ЗК РФ регламентирует случаи изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.
В силу указанной нормы изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
В силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В свою очередь разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм ст. 8, 9, 18 ГрК РФ относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 3 ст. 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, из системного толкования указанных норм и норм ч. 1 и п.п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ, а также изложенной правовой позиции следует, что разработка красных линий с последующим резервированием земельных участков для их изъятия для публичных нужд в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности.
Из сообщения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа от 20.06.2014 (л.д. 52) следует, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован в связи с разработкой и утверждением проекта планировки и межевания территории квартала ул. Свободы - Черниковской - Кремлевской - Первомайской в Калининском районе г. Уфа (л.д. 52).
В дело представлены чертёж межевания и чертёж планировки указанного района (л.д. 75-76).
На основании указанных документов территориального планирования было принято решение о резервировании в том числе земельного участка, испрашиваемого заявителем.
При изложенных обстоятельствах оснований для критической оценки решения о резервировании земельного участка с точки зрения процедуры, оснований и порядка его принятия апелляционный суд не усматривает, в то время как заявителем не приведено конкретных доводов, обстоятельств и подтверждающих их доказательств в обоснование заявленного требования о незаконности проведённого резервирования.
Доводы апеллянта о том, что зарегистрированные обременения в отношении земельного участка в виде резервирования земель отсутствуют, в силу чего обременения не может считаться возникшим и тем самым препятствовать приватизации земельного участка, подлежат отклонению.
Из общего смысла норм ст. 27, 56.1 ЗК РФ следует, что государственной регистрации подлежит не сам по себе факт резервирования земельного участка как ограничение оборотоспособности земельного участка, а ограничения правообладателя данного земельного участка, ввиду чего отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним обременение не свидетельствует о незаконности резервирования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда законно и обоснованно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2014 по делу N А07-10986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс - Первомайский" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс - Первомайский" из федерального бюджета 1 000 рублей - сумму излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10986/2014
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС-ПЕРВОМАЙСКИЙ"
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Главное управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН