г. Пермь |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А50-10583/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гуляковой Г. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от заявителя Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12 с углубленным изучением немецкого языка" г. Перми (ОГРН 1025900907042, ИНН 590401001) - Кочетова Е.А., удостоверение, доверенность от 26.05.2014;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532) - Срыбных Т.В., удостоверение, доверенность от 31.12.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2014 года
по делу N А50-10583/2014,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12 с углубленным изучением немецкого языка" г. Перми
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
об оспаривании решения,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 12 с углубленным изучением немецкого языка" г. Перми (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление, страховщик) об оспаривании решения от 20.03.2014 года N 30 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2011-2012 г.г. на суммы по 21 489 руб. компенсаций работникам организации в части стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, а также в части обложения страховыми взносами ежемесячной денежной выплаты кандидатам наук за 2012 год в сумме 19 445 руб., соответствующих сумм пени и штрафа по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Пермского края заявленные требования удовлетворены. Решение Управления от 20.03.2014 года N 30 признано недействительным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что частичная компенсация стоимости санаторно-курортного лечения произведена в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, и указанные выплаты не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ; выплаты за ученую степень рассчитываются исходя из объема учебной нагрузки или ставки, то есть являются дополнительным вознаграждением за труд лицам, имеющим более высокую квалификацию.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы жалобы поддержал, представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело выездную проверка заявителя по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.10 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт от 14.02.14 N 20 и 20.03.14 года страховщиком принято решение N 30 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах". Согласно данному решению образовательному учреждению начислены страховые взносы в сумме 20 326,11 руб., пени в сумме 4 283,11 руб., оно привлечено в ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в виде штрафа в размере 4 065,23 руб.
Основаниями для доначисления страховых взносов послужили выводы проверяющих о неправомерном неисчислении страховых взносов в 2011 году с суммы 21 489 руб. - компенсации на санаторно-курортное лечение, выплаченной Брезгиной М. В., в 2012 году с суммы 21 489 руб. - компенсации на санаторно-курортное лечение Вахотиной Т.П., в 2012 год с суммы денежной выплаты 19 445 руб., произведенной Липину Ю. Н. за ученую степень кандидата наук. По мнению проверяющих, образовательным учреждением также неправомерно не включены в облагаемую базу в 2010, 2011 г. г. суммы материально помощи, предоставленной своим работникам.
Не согласившись с указанным решением в части не включения в базу для исчисления страховых взносов сумм компенсаций на санаторно-курортное лечение и выплат, произведенных работнику, имеющему научную степень кандидата наук, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что данные выплаты подпадают под категорию необлагаемых выплат, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для него, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы заинтересованного лица о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на суммы частичной оплаты стоимости санаторно-курортного лечения двух работников. Сумма указанных расходов заявителя составила 42 978 руб.
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Обеспечение работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края, работающих в сферах образования, санаторно-курортным лечением и их оздоровление предусмотрено Законом Пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ (в ред. от 27.11.2012) "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление".
Предоставление указанной категории граждан санаторно-курортных путевок осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2007 N 113-п (в ред. от 30.09.2011) "О порядке обеспечения работников государственных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оказания финансовой помощи на санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений", Постановлением Администрации г. Перми от 22.04.2008 N 292 (ред. от 19.03.2013) "Об утверждении Порядка обеспечения работников муниципальных учреждений города Перми путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление на 2008-2013 годы".
Согласно п. 3.6 Порядка обеспечения работников муниципальных учреждений города Перми путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление на 2008-2013 годы, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 22.04.2008 N 292, образовательное учреждение заключает муниципальный контракт (договор) с санаторно-курортной организацией либо организацией, осуществляющей реализацию путевок на санаторно-курортное лечение. Оплата стоимости путевки производится образовательным учреждением в размере 90% от стоимости путевки, работников в размере 10% от ее стоимости.
Финансирование расходов бюджетного учреждения осуществляется за счет средств бюджета города и краевого бюджета путем предоставления им ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ и указанным Постановлением администрации г. Перми.
Финансовая помощь местным бюджетам оказывается в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных Законом о бюджете, на основании Соглашения о предоставлении субсидий на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений, заключенного между Министерством социального развития Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края (п. 5.4 Порядка обеспечения работников государственных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оказания финансовой помощи на санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2007 N 113-п).
На основании буквального содержания вышеизложенных норм апелляционный суд считает, что частичная оплата стоимости приобретаемой путевки производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поскольку понесенные работником затраты не связаны с выполнением им трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, рассматриваемые случаи не поименованы в ст. 165 ТК РФ, выплаченные компенсации не могут быть отнесены к составной части заработной платы.
Таким образом, компенсация стоимости санаторно-курортных путевок, приобретенных для работников образовательных учреждений, не относится к выплатам, произведенным в рамках трудовых договоров, заключенных этими работниками с образовательным учреждением, а является частью публичных обязательств Пермского края перед работниками бюджетной сферы в области образовательной деятельности.
Указанные компенсации являются безвозмездными и не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, в связи с чем, у заинтересованного лица отсутствовали основания для начисления страховых взносов пени, штрафных санкций, что правомерно было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные выплаты произведены в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Также решением управления пенсионного фонда заявителю доначислены страховые взносы на сумму выплат, произведенных педагогическому работнику за ученую степень кандидата наук.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" установлено право на получение выплаты работниками образования имеющих ученую степень кандидата наук и доктора наук и работающие в образовательных учреждениях на территории Пермского края постоянно или по совместительству за счет средств бюджета Пермского края в установленном размере.
Таким образом, Законом Пермского края, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам, имеющим ученую степень кандидата наук и доктора наук, установлены выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Оценив основание и назначение спорных выплат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что спорные выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выплаты за ученую степень рассчитываются исходя из объема учебной нагрузки или ставки, то есть являются дополнительным вознаграждением за труд лицам, имеющим более высокую квалификацию, не принимается в связи со следующим.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона).
Спорные выплаты не входят в заработную плату педагогического работника, т.е. не входят в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату.
Такие выплаты произведены также не по трудовому договору, а в силу требований Закона Пермского края, что не образует объекта обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае выплаты учреждение произвело вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, а в силу закона.
Соответственно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2014 года по делу N А50-10583/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10583/2014
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 12 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА" Г. ПЕРМИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ