г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А21-1757/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17482/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Самбия" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2014 по делу N А21-1757/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Самбия"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Самбия" (ОГРН 1063905023082; 236004, г. Калининград, ул. Октябрьская, д. 73; далее - ООО "УК "Самбия") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду (ОГРН 1043905000017; 236006, г. Калининград, ул. Дачная, д. 6; далее - Инспекция) от 27.02.2014 N 81/15.1Ю по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.05.2014, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "УК "Самбия" с принятым решением суда первой инстанции не согласилось, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание то, что специальный счет был открыт ООО "УК "Самбия" до проведения проверки Инспекции. По мнению ООО "УК "Самбия", совершенное обществом правонарушение не нанесло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло каких-либо вредных последствий, не нарушило права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для квалификации совершенного им административного правонарушения как малозначительного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
От Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Инспекции в ходе проведенной на основании поручения от 18.02.2014 N 1118 проверки соблюдения ООО "УК "Самбия" требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), требований Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ") за период с 01.01.2014 по 27.01.2014 установлено, что в соответствии с договором от 21.04.2009 года N 676/9 (далее - Договор) о приеме платежей ООО УК "Самбия" (Заказчик) поручило ФГУП "Почта России" (Исполнитель) производить прием платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения через сеть почтовых отделений связи Калининградской области. Все суммы платежей, принятые Исполнителем в пользу Заказчика за вычетом комиссионного вознаграждения, перечисляются на р/счет указанный в извещениях-квитанциях в срок 3-х банковских дней (пункт 3.1 Договора). Реквизиты для перечисления указаны в пункте 5 Договора: р/счет N 40702810120230101702 в Калининградском отделении N 8626 СБ РФ.
Согласно выписке банка об операциях на счетах ООО УК "Самбия" от 30.01.2014 года N 12171, являющегося поставщиком услуг, получены денежные средства принятые платежным агентом ФГУП Почта России (договор от 21.04.2009 года N 676-9 о приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения через сеть почтовых отделений связи Калининградской области) в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом N 40702810120230101702 за период с 01.01.2014 года по 27.01.2014 года на сумму 144 018 рублей 86 копеек.
Согласно выписке банка об операциях на счетах налогоплательщика ООО УК "Самбия" от 30.01.2014 года N 12416, являющегося поставщиком услуг, по специальному банковскому счету N 4082180020230000017 оборот (сумма операций) составляет 0 рублей 00 копеек за период с 01.01.2014 года по 27.01.2014 года. Специальный банковский счет N 4082180020230000017 для осуществления расчетов не используется.
По факту правонарушения, выразившегося в неиспользовании специального банковского счета, в отношении ООО "УК "Самбия" составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2014, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 27.02.2014 N 81/15.1Ю ООО "УК "Самбия" за допущенное нарушение привлечено к ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "УК "Самбия" оспорило его в апелляционном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении ООО "УК "Самбия" к административной ответственности согласно указанной квалификации и об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Применительно к обстоятельствам данного дела объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является неиспользование специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей денежных средств.
ООО "УК "Самбия", по мнению Инспекции, является поставщиком, а, следовательно, - субъектом правонарушения.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) (пункт 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 данного Закона определены основные понятия:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В силу части 4 статьи 8 данного Закона прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 названного Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного Федерального закона, не допускаются.
Пунктом 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО УК "Самбия" получены денежные средства, принятые платежным агентом ФГУП Почта России в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги на банковский счет N 40702810120230101702, не являющийся специальным банковским счетом, за период с 01.01.2014 года по 27.01.2014 года на сумму 144 018 рублей 86 копеек.
Исходя из буквального толкования понятия "поставщик", употребляемого в Законе N 103-ФЗ, поставщиком коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Поставщиками коммунальных услуг могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы, деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО УК "Самбия" события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО УК "Самбия" не представлено доказательств невозможности использования специального счета для осуществления расчетов. Вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, установлена административным органом.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
ООО УК "Самбия" привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Доводы ООО УК "Самбия" о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным получили надлежащую оценку суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным в силу следующего.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обоснованно принял во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения, в том числе то, что ООО УК "Самбия" не предприняло необходимые и достаточные меры по выполнению обязанности в сфере охраняемых правоотношений, пренебрежительно отнеслось к исполнению публично-правовой обязанности, допустило в деятельности своего филиала прием платежей от платежного агента без открытия и использования специального банковского счета.
Обстоятельства, на которые ООО УК "Самбия" не свидетельствуют о том, что совершенное правонарушение не повлекло существенного вреда или не создало угрозу причинения вреда охраняемым правоотношениям в сфере финансового регулирования.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание степень общественной опасности совершенного правонарушения с учетом объекта посягательства, строгости предусмотренного санкцией части 2 статьи 15.1. КоАП РФ наказания, а также конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Совершение правонарушения впервые о малозначительности деяния не свидетельствует. Данное обстоятельство в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2014 по делу N А21-1757/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Самбия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1757/2014
Истец: ООО "Управляющая компания "Самбия"
Ответчик: МИФНС N9 по К/О