г. Владивосток |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А51-15861/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корэкс",
апелляционное производство N 05АП-11777/2014
на решение от 14.08.2014
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-15861/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корэкс" (ИНН 2543012877, ОГРН 1122543014110, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.09.2012)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Приморскому краю (ИНН 2536164149, ОГРН 1052503135321, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.12.2005)
о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2014 (по факту привлечения к трудовой деятельности гражданина КНР Чэнь Линюй),
при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Корэкс" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю (далее по тексту - "административный орган", "Управление") от 14.05.2014 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.08.2014 оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, превышающего 100 000 рублей, признано незаконным и отменено, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на недоказанности административным органом факта привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина в отсутствие соответствующих разрешений. Считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что необходимость привлечения иностранного гражданина к осуществлению работ на ленточно-пильной машине у общества отсутствовала в связи с заключением договоров по распиловке древесины с ООО "Меркурий" и ООО "Л.Д.К.". Полагает возможным заключение договора энергоснабжения на ленточно-пильную машину, указывая, что владеет ею на праве аренды.
Административный орган по тексту представленного в материалы дела отзыва возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Общество осуществляет деятельность по складированию пиломатериалов по адресу: г.Лесозаводск, ул. Имени 12-ти, д.24.
02.04.2014 Лесозаводской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками Управления проведена проверка соблюдения обществом миграционного законодательства по месту осуществления деятельности. При осмотре территории по адресу: г.Лесозаводск, ул. Имени 12-ти, д.24 в районе 10 час. 20 мин был обнаружен гражданин КНР Чэнь Линюй, который выполнял работы по распиловке древесины на пилораме. Разрешение на привлечение и использование иностранного работника у общества отсутствовало. Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.04.2014.
По факту нарушения порядка привлечения к трудовой деятельности иностранного работника 10.04.2014 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
Материалы административного дела в порядке статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Управление для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением Управления от 14.05.2014 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части размера административного штрафа, превышающего 100 000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что назначенный заявителю штраф в размере 250 000 руб. не оправдывает установленной законом цели - справедливости, целесообразности и законности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - "Закон N 115-ФЗ").
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу пункта 3 статьи 18 Закона N 115-ФЗ разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 18 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки территории, расположенной по адресу: г.Лесозаводск, ул. Имени 12-ти, д.24 и используемой обществом для складирования пиломатериалов, был выявлен факт привлечения гражданина КНР Чэнь Линюй к трудовой деятельности, связанной с распиловкой древесины. При этом разрешение на привлечение и использование иностранного работника у общества отсутствовало.
Указанный факт зафиксирован в акте проверки от 15.04.2014 N 92 и подтверждается приложенными к нему объяснениями Чэнь Линюй, Фарзуллаевой Н.А., Шкуренко Е.Н., Криволапова А.А., Яковец Г.В.
Учитывая изложенное, коллегия поддерживает выводы административного органа о наличии события административного правонарушения.
Устанавливая лицо, ответственное за соблюдение порядка привлечения к трудовой деятельности на спорной территории иностранных граждан, коллегия исходит из того, что заявитель использует земельный участок площадью 200 кв.м по адресу: г.Лесозаводск, ул. Имени 12-ти, д.24 на основании договора аренды от 09.01.2014, заключенного с ООО "Квест".
Во исполнение договора аренды земельный участок общей площадью 200 кв.м передан заявителю по акту приема-передачи от 10.01.2014.
Кроме того, по договору от 09.01.2014 ООО "Квест" передало обществу во временное пользование ленточно-пильную машину 3210В, при этом в акте приема-передачи от 10.01.2014 N 1 указано на то, что техническое состояние машины позволяет ее эксплуатировать.
Материалами дела подтверждается, что иностранным гражданином деятельность по распиловке леса осуществлялась на территории, переданной в аренду заявителю, и с использованием ленточно-пильной машины.
Из показаний Чэнь Линюй, полученных в ходе проверки, следует, что указанный гражданин работает на ленточно-пильной машине и проживает в бытовке, расположенной на территории заявителя. Указанный факт подтвержден показаниями иных свидетелей, и заявителем не опровергнут. Доказательства того, на переданном заявителю земельном участке осуществляется деятельность иными лицами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что именно общество является лицом, привлекающим иностранного гражданина к осуществлению трудовой деятельности по распиловке древесины, и именно на него пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ возложена обязанность по соблюдению порядка такого привлечения.
Довод апелляционной жалобы о невозможности привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина в связи с отсутствием вакантных штатных единиц, коллегией не принимаются. При этом коллегия учитывает, что наличие штатного расписания само по себе не ограничивает возможности юридического лица на привлечение работников к осуществлению трудовой деятельности.
Представленные заявителем договоры от 01.11.2013 и от 27.12.2012, заключенные с ООО "Л.Д.К." и ООО "Меркурий", об оказании заявителю услуг по распиловке древесины коллегией оцениваются критически. Указанные договоры заключены заявителем задолго до выявления правонарушения, однако ни одного документа, подтверждающего, что работы по распиловке древесины, в том числе с использованием ленточно-пильной машины, переданной заявителю ООО "Квест", осуществлялись иностранным гражданином в рамках выполнения указанных договоров, в материалы дела не представлено.
Ссылки заявителя на то, что показания свидетелей носят заинтересованный характер, коллегией также отклоняются. Пояснения у свидетелей Яковец Г.В., Криволапова А.А, Шкуренко Е.Н., Фарзуллаевой Н.А. были отобраны в установленном порядке, с предупреждением свидетелей об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Более того, коллегия учитывает и тот факт, что все эти объяснения являются последовательными, не содержат противоречий, согласуются между собой и с другими доказательствами, представленными Управлением, надлежащим образом оценены и обоснованно признаны судом первой инстанции достоверными. Доказательств того, что указанные свидетели сообщили недостоверные сведения, заявителем не представлено.
Несогласие заявителя с выводом суда первой инстанции о невозможности заключения договора энергоснабжения на ленточно-пильную машину, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеет правового значения, поскольку материалами дела подтверждается факт осуществления рабочей деятельности иностранным работником в отсутствие соответствующих разрешений.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. По правилам статьи 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела коллегией не установлено обстоятельств, объективно препятствующих обществу соблюсти требования законодательства при привлечении иностранного гражданина к осуществлению трудовой деятельности.
Поскольку представленные в материалы дела доказательства в совокупности подтверждают факт нарушения обществом положений Закона N 115-ФЗ, коллегия считает правильным вывод административного органа о наличии состава вменяемого обществу правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по административному делу, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
В ходе проверки соблюдения административным органом процессуальных требований, сроков давности привлечения к административной ответственности, нарушений не установлено. Правонарушение выявлено 02.04.2014, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено 14.05.2014, то есть в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными органами в присутствии генерального директора общества Викторова Д.В. с соблюдением предоставляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством прав.
Оспариваемое постановление содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, в том числе установленные в ходе административного производства обстоятельства и мотивированное решение со ссылкой на статью вмененного административного правонарушения, что позволяет объективно оценить события противоправного бездействия заявителя.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из материалов дела, постановлением от 14.05.2014 общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Оценивая размер штрафа, наложенного административным органом на общество, коллегия считает возможным поддержать выводы суда первой инстанции о его чрезмерности.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что достаточным и справедливым наказанием в рассматриваемом случае будет являться административный штраф в размере 100 000 руб., который сможет обеспечить как карательную, так и превентивную функцию административного наказания.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают позицию суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с нею, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.08.2014 по делу N А51-15861/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15861/2014
Истец: ООО "Корэкс"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Приморскому краю в Лесозаводском городском округе