г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А56-9507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Глазкова Е.Г., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Проладзе И.Т. по доверенности от 17.01.2014 N 05/ПЗГДКР/16
от заинтересованного лица: Пойко Е.В. по доверенности от 04.03.2014 N 02-515/14-0-0
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17538/2014) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2014 по делу N А56-9507/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2014
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274; 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12; далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 5/3; далее - Комитет) от 06.02.2014 N 003-2014/П-142-38 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.06.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что Предприятие, являясь пользователем систем коммунальной канализации Санкт-Петербурга, нарушило установленные правила пользования водоохранными сооружениями, что свидетельствует о наличии его в действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ГУП "ТЭК СПб" возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в период с 09.12.2013 по 11.12.2013 проведена проверка соблюдения ГУП "ТЭК СПб" нормативов водоотведения по составу сточных вод и положений договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.02.2003 N 07-39110/00-0, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Проверкой установлено, что согласно извещению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 07.11.2012 N 101-44-170/12 ГУП "ТЭК СПб" при осуществлении деятельности 4 Красногвардейской котельной по адресу: Санкт-Петербург, пр. Екатерининский, д. 7, сбросило 24.10.2012 в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
- выпуск 1, 2 (Санкт-Петербург, пр. Энергетиков): алюминий 2.8, железо общее 23.48, марганец 3.22, медь 11.5, ртуть 4.65, цинк 4.52.
Согласно извещению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 29.11.2013 N 42-26-2099/13 ГУП "ТЭК СПб" при осуществлении деятельности 1 Красногвардейской котельной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гранитная, д. 12, сбросило 15.11.2013 в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
- выпуск 1 (Санкт-Петербург, ул. Гранитная): алюминий 1.02, железо общее 4.95, марганец 1.33, медь 9.5, цинк 3.16.
11.12.2013 заместителем прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 06.02.2014 N 003-2014/П-142-38 ГУП "ТЭК СПб" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Предприятию вменено нарушение требований частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пунктов 63, 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), пункта 1.5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11, пункта 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Не согласившись с данным постановлением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление предприятия, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 22 Закона N 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды (часть 1). Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (часть 2). За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (часть 3).
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В пункте 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 63 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
Из пункта 64 Правил N 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил N 167 также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил N 167 осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Комитетом установлено, что системы коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" являются водоохранными сооружениями. Между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и предприятием заключен договор 20.02.2003 N 07-39110/00-0 по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Предприятию вменяется в вину сброс в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по таким веществам как алюминий, железо общее, марганец, медь. Комитет посчитал, что предприятие допустило нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (сетей канализации). Действия предприятия квалифицированы по статье 8.15 КоАП РФ.
Статьей 8.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностными и юридическими лицами правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что субъектом вмененного заявителю административного правонарушения является лицо, осуществляющее не пользование, а эксплуатацию водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Приказом Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168).
Как следует из предисловия, целью настоящих Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
Согласно пункту 1.1.1 Правила N 168 регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Пунктом 1.1.4 Правил установлено, что данные Правила обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм и действуют на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Предприятие к числу организаций ВКХ не относится, факт нарушения обществом Правил N 168 Комитетом не выявлен, при этом сам по себе сброс сточных вод в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с превышением установленных нормативов о неправильной эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств не свидетельствует, в связи с чем сделал правильный вывод о недоказанности в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано и правомерно удовлетворил требования Предприятия, признав постановление Комитета от 06.02.2014 N 003-2014/П-142-38 незаконным и подлежащим отмене.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2014 по делу N А56-9507/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9507/2014
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ