г. Ессентуки |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А22-1919/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Казаковой Г.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А22-1919/2012
по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте
о признании должника открытого акционерного общества "Аэропорт Элиста" (ИНН 0814166855, ОГРН 1050866798190) несостоятельным (банкротом), включении в реестр требований кредиторов третьей очереди задолженности на сумму 130 914 789 рублей 58 копеек,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Калмыкия Мутулова С.А. (доверенность N 10-06/3163 от 12.05.2014),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте (далее - уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Аэропорт Элиста" (далее - должник, ОАО "Аэропорт Элиста").
Определением суда от 08.05.2014 в удовлетворении заявления отказано. Во введении процедуры наблюдения в отношении должника отказано. Прекращено производство по заявлению уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом), включении в реестр требований кредиторов третьей очереди задолженности на сумму 130 914 789 рублей 58 копеек. Судебный акт мотивирован отсутствием соблюдения заявителем порядка банкротства должника, предусмотренного параграфом 6 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченным органом подана апелляционная жалоба, в которой просит определение суда отменить, указывая на то, что судом не привлечен орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъекта естественной монополии, в данном случае - Федеральная служба по тарифам, а также сумма задолженности многократно превышает размер, установленный статьями 6 и 197 Закона о банкротстве.
Определением суда апелляционной инстанции от 05.08.2014 на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд перешел к рассмотрению дела N А22-1919/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел судом первой инстанции, в связи с отсутствием доказательств привлечения к участию в деле о банкротстве должника Федеральной службы по тарифам.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал заявленные требования.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, с 23.12.2005 должник состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Элисте.
На момент подачи заявления о признании ОАО "Аэропорт Элиста" несостоятельным (банкротом) установленная сумма задолженности, обеспеченная мерами взыскания, по обязательным платежам, по состоянию на 23.08.2012 составляет в общем размере 117 993 178 рублей 99 копеек, в том числе налоги - 57 130 613 рублей 26 копеек, пени - 59 049 443 рубля 36 копеек, штрафы - 1 813 122 рубля 37 копеек.
При этом, на 07.05.2014 установленная сумма задолженности, обеспеченная мерами взыскания, по обязательным платежам, составляет в общем размере 108 701 751 рубль 60 копеек, в том числе налоги - 53 723 832 рубля 25 копеек, пени - 53 113 145 рублей 70 копеек, штрафы - 1 864 773 рубля 65 копеек.
В отношении ОАО "Аэропорт Элиста" уполномоченным органом приняты меры досудебного взыскания задолженности по обязательным платежам, предусмотренные статьями 46, 47 Налогового Кодекса Российской Федерации.
На основании решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 356 от 07.06.2007, N 59 от 05.09.2008, N 150 от 17.11.2008, N 78 от 27.03.2009, N 497 от 21.09.2009, N 593 от 29.10.2009, N 645 от 03.12.2009, N 700 от 22.12.2009, N 31 от 21.01.2010, N 79 от 19.02.2010, N 211 от 29.03.2010, N 486 от 11.05.2010, N 651 от 02.06.2010, N 845 от 18.06.2010, N 1159 от 14.07.2010, N 1524 от 02.08.2010, N 1227 от 02.08.2010, N 1378 от 14.09.2010, N 1458 от 11.10.2010, N 1591 от 08.11.2010, N 1698 от 08.12.2010, N 1885 от 24.12.2010, N 43 от 13.01.2011, N 1150 от 20.04.2011, N 348 от 05.05.2011, N 1477 от 06.06.2011, N 1061 от 19.07.2011, N 2387 от 02.08.2011, N 1210 от 08.08.2011, N 1292 от 18.08.2011, N 2605 от 19.08.2011, N 3364 от 21.09.2011, N 1745 от 03.10.2011, N 3775 от 03.11.2011, N 1971 от 05.12.2011, N 4475 от 26.12.2011, N 162 от 06.02.2012, N 790 от 21.03.2012, N 1194 от 24.04.2012, N 2093 от 20.06.2012, N 2570 от 07.08.2012 уполномоченным органом в порядке статьи 47 Налогового Кодекса Российской Федерации приняты постановления о взыскании налогов, сборов, пеней за счет имущества ОАО "Аэропорт Элиста" N 348 от 07.06.2007, N 439 от 05.09.2008, N 530 от 17.11.2008, N 78 от 27.03.2009, N 495 от 21.09.2009, N 591 от 29.10.2009, N 643 от 03.12.2009, N 698 от 22.12.2009, N 31 от 21.01.2010, N 79 от 19.02.2010, N 211 от 29.03.2010, N 486 от 11.05.2010, N 651 от 02.06.2010, N 844 от 18.06.2010, N 1155 от 14.07.2010, N 1533 от 02.08.2010, N 1223 от 02.08.2010, N 1373 от 14.09.2010, N 1453 от 11.10.2010, N 1584 от 08.11.2010, N 1631 от 08.12.2010, N 1878 от 24.12.2010, N 43 от 13.01.2011, N 1150 от 20.04.2011, N 346 от 05.05.2011, N 1477 от 06.06.2011, N 1067 от 19.07.2011, N 2387 от 02.08.2011, N 1206 от 08.08.2011, N 1280 от 18.08.2011, N 2605 от 19.08.2011, N 3364 от 21.09.2011, N 1727 от 03.10.2011, N 1991 от 03.11.2011, N 392 от 05.12.2011, N 2706 от 26.12.2011, N 162 от 06.02.2012, N 786 от 21.03.2012, N 1189 от 24.04.2012, N 2087 от 20.06.2012, N 2567 от 07.08.2012.
Данные исполнительные документы в целях принудительного взыскания задолженности уполномоченным органом направлены в соответствующее подразделение службы судебных приставов и в отношении должника ОАО "Аэропорт Элиста" возбуждены исполнительные производства.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сферах предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 05.04.2006 N 35-т, уведомления Федеральной службы по тарифам от 17.04.2006 N ДС-1842/13 ОАО "Аэропорт Элиста" является субъектом естественной монополии и состоит в соответствующем реестре под регистрационным номером 08/2/1 и в отношении него введены государственное регулирование и контроль.
Пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусматривает принятие арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено названным Законом.
Закон о банкротстве применяется к отношениям, связанным с банкротством субъектов естественных монополий, с особенностями, установленными главой IX Закона (статья 168 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей данного Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Таким образом, процедура наблюдения в отношении должника может быть введена лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 197 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В целях установления наличия условий, предусмотренных статьей 197 Закона о банкротстве, необходимых для введения процедуры наблюдения судом апелляционной инстанции истребованы бухгалтерские балансы за 2011-2012 годы и сводное исполнительное производство N 6698/10/15/08 СД о взыскании задолженности в сумме 67 229 530 рублей 72 копеек, которое возбуждено в отношении ОАО "Аэропорт Элиста" 28.06.2010.
Суд, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установил, что стоимость активов ОАО "Аэропорт Элиста" составляет по данным бухгалтерского баланса за 12 месяцев 2011 года: внеоборотные активы (основные средства) - 68 818 000 рублей, оборотные активы - 8 319 000 рублей, в том числе дебиторская задолженность в размере 3 981 000 рубль; а за 6 месяцев 2012 года: внеоборотные активы (основные средства) - 70 695 000 рублей, оборотные активные 5 062 000, в том числе дебиторская задолженность в размере 756 000 рублей.
Из письма Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия N 08/015-79279-ДБ от 29.09.2014 следует, что у должника обнаружено имущество (здание аэровокзала, земельный участок, транспортные средства), которое участвует в производственной деятельности должника, что является 4 очередностью указанной в пункте 4 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с перечисленным, взыскание на имущество указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве не обращалось и согласно балансовой отчетности должника данное имущество относится к основным средствам организации. В целом обращение взыскания на имущество должника не производилось.
В тоже время, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве дебиторская задолженность является имущественным правом, взыскание на которое обращается во вторую очередь.
Следовательно, доказательства того, что требования не удовлетворены путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве, суду не представлены. Между тем именно отсутствие положительного результата данных мер позволяет кредитору требовать признания субъекта естественной монополии банкротом и является основанием для введения наблюдения.
Согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 Федерального закона.
Наличие у должника имущественных прав и отсутствие обращения взыскания на имущество должника служит основанием для отказа во введении наблюдения в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что заявление уполномоченного органа о признании ОАО "Аэропорт Элиста" несостоятельным (банкротом) не обоснованно и удовлетворению не подлежит, в связи с чем во введении наблюдения в отношении ОАО "Аэропорт Элиста" следует отказать и прекратить производство по делу.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.05.2014 по делу N А22-1919/2012 отменить.
Признать требование заявителя ФНС России в лице Инспекции ФНС России по г. Элисте о признании должника Открытого акционерного общества "Аэропорт Элиста" (ИНН/ОГРН - 0814166855, 1050866798190) несостоятельным (банкротом) - не подлежащим удовлетворению.
Во введении процедуры наблюдения в отношении открытого акционерного общества "Аэропорт Элиста" (ИНН/ОГРН - 0814166855, 1050866798190) - отказать.
Производство по делу по заявлению ФНС России в лице Инспекции ФНС России по г. Элисте о признании должника Открытого акционерного общества "Аэропорт Элиста" (ИНН/ОГРН - 0814166855, 1050866798190) несостоятельным (банкротом), включении в реестр требований кредиторов третьей очереди задолженности на сумму 130 914 789 рублей 58 копеек - прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1919/2012
Должник: ОАО Аэропорт Элиста
Кредитор: ОАО "Калмэнергосбыт", ОАО Центр производственно-диспетчерских услуг гражданской авиации "Аэротранс", Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Калмыкия, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
Третье лицо: ТУ Федерального агенства по управлению госимуществом в РК, ГУ - УПФ РФ в г. Элисте, ГУ- РОФСС по РК, МОСП по ОИП при В и АС РК судебный пристав-исполнитель Французова И. П., НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", НП СРО "СЕМТЭК", ОАО "Калмэнергосбыт", Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Республике Калмыкия, ТУФА по управлению Федеральным имуществом РК, г. Элиста, Управление Росреестра по РК, УФНС России по РК, УФССП по РК, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федяев М. А., ФНС России в лице ИФНС России по г. Элисте
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2015 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1919/12
08.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1919/12
08.10.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1074/13
08.05.2014 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1919/12
10.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-790/14
29.11.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1074/13
10.09.2013 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1074/13
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4347/13
09.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1919/12
22.07.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1074/13
29.05.2013 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1074/13
21.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1919/12