г. Ессентуки |
|
8 октября 2014 г. |
Дело N А20-887/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой А.В., Параскевовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2,
апелляционную жалобу Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки,
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.07.2014 по делу N А20-887/2014 (судья Кодзокова М.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр международной торговли", г. Нальчик,
к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу - представитель Коренская О.Н. по доверенности от 08.10.2013 N 19-04-14/4344;
от общества с ограниченной ответственностью "Центр международной торговли" - представитель Машукова Р.А. по доверенности от 29.09.2014, представитель Харькова З.Г. по доверенности от 29.09.2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр международной торговли" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) от 17.02.2014 N 19-04-22/713 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 р.
Решением суда от 11.07.2014 заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, считает решение суда незаконным, основанным на неправильном применении норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения. Считает доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными.
В судебном заседании 29.09.2014 объявлен перерыв.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей управления и общества, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании приказа управления от 31.10.2013 N 68-н, проведена выездная проверка деятельности общества за период с 01.01.2007 по 30.10.2013 по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проведенной проверки установлено, что общество относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а соответственно, обязано исполнять требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
По мнению управления, обществом не исполнены требования Закона N 115-ФЗ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По факту выявленных нарушений управлением 17.01.2014 в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 19-04-26/145.
Рассмотрев материалы проведенной выездной проверки, заместитель руководителя управления 17.02.2014 вынес постановление (резолютивная часть объявлена 13.02.2014), которым общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 р.
Одновременно с вынесением постановления управлением в адрес общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (исх.N 19-04-22/735).
Не согласившись с постановлением от 17.02.2014 и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и предписания.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в том числе обязательные процедуры внутреннего контроля.
Внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).
Согласно указанным Требованиям (пункт 4) Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - программа идентификации);
в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);
г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);
д) программа документального фиксирования информации;
е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));
ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации).
В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо).
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации (п.6 Требований).
Программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующего условия: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное должностное лицо (пункт 7 а)
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона, а также Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организация обязана назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.
Приказом от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (вступило в силу 05 октября 2010 года), (далее - Положение).
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в обществе не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Данный факт общество не отрицает.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной обществом на проверку и в материалы дела, основным видом деятельности является розничная торговля товарами (КОД ОКВЭД 52.48.31), а в качестве дополнительных видов деятельности указаны: сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.20.2); предоставление посреднических услуг при покупке и аренде жилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.31.11); предоставление посреднических услуг при покупке и аренде нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.31.12); исследование конъюнктуры рынка (код ОКВЭД 74.13.1); рекламная деятельность (код ОКВЭД 74.40); розничная торговля красками, лаками и эмалями (код ОКВЭД 52.46.2); розничная торговля санитарно-техническим оборудованием (код ОКВЭД 52.46.5).
Таким образом, общество, в Уставе которого значится такая деятельность, как предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества (код ОКВЭД - 70.31.11) и предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД - 70.31.12), в течение длительного времени не состояло на учете, не осуществляло организацию внутреннего контроля, осуществляло деятельность в отсутствие разработанных и согласованных в уполномоченном органе Правил внутреннего контроля, не представило сведения, касающиеся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение и обучение, чем нарушило требования пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, исходил из того, что обязанности, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, возникают при условии фактического осуществления деятельности указанной в статье 5 Закона.
Вместе с тем в рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, выразившееся в неразработке правил внутреннего контроля, а также в непредставлении сведений, касающихся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение и обучение. Указанная обязанность не сопряжена с началом фактической деятельности по оказанию посреднических услуг.
Факт нарушения обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела и обществом по существу не оспаривается. Доказательств невиновного поведения общества в материалы дела не представлено.
Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением не нарушен.
Административный штраф в размере 500000 р назначен в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
При таких обстоятельствах решение суда от 24.07.2014 надлежит отменить, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.07.2014 по делу N А20-887/2014 отменить. Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Центр международной торговли".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-887/2014
Истец: ООО "Центр международной торговли"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по СКФО
Третье лицо: Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому Федеральному округу