г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А56-10560/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Глазкова Е.Г., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Перфильева И.М. по доверенности от 21.10.2013
от заинтересованного лица: Петров Д.Ю. по доверенности от 18.09.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17329/2014) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2014 по делу N А56-10560/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Отрадненского городского поселения"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2013 N 14-218/2013 и предписаний от 05.12.2013, 17.12.2013
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал Отрадненского городского поселения" (187330, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Отрадное, Ленинградское ш., д. 1В; далее - Общество, ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; далее - Департамент) от 20.12.2013 N 14-218/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), об оспаривании предписаний Департамента от 05.12.2013 N ВВ-68/14-1, N ВВ-68/14-2, N ВВ-68/14-3, от 17.12.2013 N ВВ-68/14-4 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 17.06.2014 суд признал незаконным и отменил постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-западному федеральному округу от 20.12.2013 N 14-218/2013 о назначении ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения" административного наказания. В остальной части оставил требования без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Департамент направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии вины в действиях Общества.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 29.10.2013 N ВВ-68/14 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества в период с 05.11.2013 по 02.12.2013.
Проверкой установлено, что основным видом хозяйственной деятельности ООО "Водоканал Отрадненского ГП" является предоставление услуг по водоснабжению питьевой водой и отведению сточных вод г. Отрадное Кировского района Ленинградской области.
В рамках проверки 20.11.2013 Департаментом был осуществлен отбор проб сточных вод. Контроль качества сточной воды, сбрасываемой в р.Нева, был проведен Федеральным бюджетным учреждением "Центр Лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу".
Согласно представленному заключению N 153-3-13 от 04.12.2013 по результатам проведенных исследований в сточной воде ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения" в р. Нева наблюдается превышение ПДКрыбхоз по следующим показателям:
БПКполн в 78 раз; азоту аммонийному - в 75 раз; азоту нитритному - в 1,6 раз; фосфору фосфатов - в 16,5 раз; АПАВ - в 6 раз; железу - в 65 раз; марганцу - в 61 раз; нефтепродуктам - в 22 раза; фенолам - в 98 раз, алюминий - в 19,5 раз; меди - 61 раз; цинк -в 17 раз.
Указанные факты являются превышением установленных предельно допустимых концентраций рыбохозяйственного значения на сбросе в водный объект.
Превышения ПДКрыбхоз загрязняющих веществ в сточных водах КОС также следуют из результатов анализов сточных вод за октябрь 2013 г., проведенных Лабораторией КОС ООО "Водоканал птицефабрики "Синявинская":
БПКполн - 210 мг/дм3 (в 70 раз); азот аммонийный - 46 мг/дм3 (в 115 раз); фосфаты (по Р) - 4,4 мг/дм3 (в 22 раза); железо общее - 1,5 мг/дм3 (в 15 раз); медь - 0,0134 мг/дм3 (в 13,4 раз); цинк -' 0,102 мг/дм3 (в 10,2 раз); алюминий - 0,24 мг/дм3 (в 6 раз); марганец - 0,2 мг/дм3 (в 20 раз); фенолы - 0,015 мг/дм3 (в 15 раз); нефтепродукты - 0,22 мг/дм (в 4,4 раз); АПАВ - 2,1 мг/дм3 (в 4,2 раз).
Данные факты свидетельствуют о том, что ООО "Водоканал Отрадненского ГП" с 01.10.2013 по 31.10.2013 и 20.11.2013 осуществило сброс сточных вод в р.Нева по выпуску с производственной площадки КОС г. Отрадное с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.
Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных частью 2 статьи 55, частью 6 статьи 56, пунктом 1 части 6 статьи 60, частью 1 статьи 9, пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного Кодекса Российской Федерации N 74-ФЗ от 03.06.2006 (далее - ВК РФ), части 4 статьи 23, абзаца 1 части 1 статьи 22, части 1 статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее - Закон N 7-ФЗ).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 05.12.2013 N ВВ-68/14.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления Департаментом в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 13.12.2013 N 14-218/2013, в котором действия Общества квалифицированы по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Постановлением от 20.12.2013 N 14-218/ Общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации и ему назначен штраф в размере 30 000 руб., а также Обществу выданы предписания об устранении нарушений законодательства от 05.12.2013 N ВВ-68/14-1, N ВВ-68/14-2, N ВВ-68/14-3, от 17.12.2013 N ВВ-68/14-4.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и предписаниями, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Частично удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события вмененного Обществу правонарушения, однако указал на отсутствие доказательств наличия вины в действиях Общества. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оспариваемых предписаний суд отказал, установив их правомерность.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 1 статьи 4 Закон N 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 3 Закон N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 1 Закон N 7-ФЗ нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Частью 2 статьи 16 Закон N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесен сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
В силу части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закон N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 4 статьи 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 ВК РФ).
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ явился сброс в реку Нева сточных вод с превышением установленных нормативов допустимых сбросов, с превышением содержания загрязняющих веществ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Факт превышения установленных нормативов допустимых сбросов в сточных водах общества, превышения содержания загрязняющих веществ в сточных водах установлен Департаментом и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие события вменяемого Обществу правонарушения: сброс обществом сточных вод с превышением установленных нормативов допустимых сбросов в водный объект, с превышением содержания загрязняющих веществ, что является нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что согласно сведениям, полученным от администрации МО "Кировский муниципальный район" Ленинградской области (письмо МКУ "Управление капитального строительства" за исх. N 1473 от 04.12.2013 г.), следует, что КОС г. Отрадное строились в 2 очереди 1963-1972 гг. по проекту, разработанному институтом ЗАО "Водопроект-Гипрокоммунводоканал", на производительность 5000 куб. м/сут.
По проекту в период 2006-2011 гг. в рамках долгосрочной целевой программы "Чистая вода Ленинградской области" производилась реконструкция КОС до производительности 10 ООО куб. м/сут.
Согласно акту технического состояния КОС г. Отрадное от 15.04.2013 г., составленному комиссией в составе Зам. Генерального директора ООО "Водоканал птицефабрики "Синявинская" Попова Е.М., главного инженера ООО "Водоканр птицефабрики "Синявинская" Аксиненко Д.К., и начальника участка водопроводно-канализационных сетей г. Отрадное Дробышевского А.А., в настоящее время сточные воды не проходят очистку, необходимо срочное завершение реконструкции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно установил, что в настоящий момент очистные сооружения г. Отрадное не функционируют в должном объеме.
Судом также установлено, что 16.06.2006 Заключен муниципальный контракт N К/1-06 на реконструкцию. Объем работ каждого года определяется лимитом финансирования долгосрочной целевой программы. Работы по реконструкции выполнялись в 2006-2011 гг.
В связи с изменившимися требованиями к сбросу сточных вод в 2012-2013 гг. проводились работы по внесению изменений в проектно-сметную документацию. Положительное заключение ГАУ "Леноблгосэкспертиза" на изменение проектных решений получено 24.07.2013 г. В настоящее время Комитет по ЖКХ и транспорту Ленинградской области проводит корректировку долгосрочной целевой программы "Чистая вода Ленинградской области на 2011-2017 гг.".
Согласно договору аренды имущества-сети и сооружения холодного водоснабжения и водоотведения N 6/2013 АН собственник имущества несет обязанность выполнения капитального ремонта, арендатор несет лишь обязанность по осуществлению текущего ремонта. Собственником КОС г. Отрадное является КУМИ.
Неоднократно ООО "Водоканал птицефабрики "Синявинская" обращалось с письмами в администрацию Кировского района Ленинградской области о необходимости решения вопроса о реконструкции эксплуатируемых очистных сооружений. До настоящего времени никаких действий по урегулированию данного вопроса органами местного самоуправления не предпринимается.
Положения статей 8 - 10 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закрепляют, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать водоснабжение и водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с установленными требованиями. При этом такие организации не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением прямо предусмотренных в законе случаев.
С учетом вышеизложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что действия Общества не образуют состава административного правонарушения, поскольку доказательства наличия вины Общества в деле отсутствуют, в связи с чем правомерно признал требования Общества о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания подлежащими удовлетворению.
В части заявленного требования о признании недействительными оспариваемых предписаний суд правомерно указал на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Как видно из предписания от 05.12.2013 N ВВ-68/14-1, общество в срок до 01.10.2013 обязано разработать и направить на согласование в установленном порядке проекты нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водный объект р. Нева, копии заявления на согласование проекта НДС с пометкой о получении представить в отдел надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу.
В соответствии с предписанием от 05.12.2013 N ВВ-68/14-2 обществу предписано в срок до 01.10.2014 направить в Департамент Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу заявление с пакетом документов для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект по выпуску в р.Нева, копии заявлений на получение разрешения на сброс загрязняющих веществ представить в отдел надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу.
Предписанием от 05.12.2013 N ВВ-68/14-3 обществу указано на необходимость в срок до 01.03.2014 подготовить и направить в установленном порядке в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области заявление (заявку) с пакетом документов для оформления права пользования водным объектом р.Нева с целью сброса сточных вод (Решение о предоставлении водного объекта в пользование) по выпуску ООО "Водоканал Отрадненского ГП", копию заявлений (заявок) на оформление права пользования водными объектами с пометкой Комитета о получении представитьь в Департамент Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу.
Согласно предписанию от 17.12.2013 N ВВ-68/14-4 общество обязано в срок до 01.11.2014 принять меры, направленные на прекращение сброса неочищенных сточных вод с производственной площадки КОС г. Отрадное в водный объект - Нева.
Предъявленные к обществу требования обусловлены необходимостью выполнять положения законодательства, а именно: Федерального закона "Об охране окружающей среды", Водного кодекса Российской Федерации, и обязывают заявителя исполнять указанные требования.
Учитывая, что материалами административного дела подтверждается событие административного правонарушения, состоящее в несоблюдении требований к охране водных объектов, предписания выданы обоснованно.
Также следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Общество обязано не бездействовать, а принимать все возможные меры и в дальнейшем: направить проект НДС на согласование, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ, оформить право пользования водными объектами и принимать меры, направленные на прекращение сброса неочищенных сточных вод.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2014 по делу N А56-10560/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10560/2014
Истец: Общество с ограниченной отвественностью "ВОДОКАНАЛ ОТРАДНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-Западному федеральному округу, Россия, 107078, Москва, ул.Каланчевская(почтовый адрес), 6 стр.3
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17329/14
17.06.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10560/14
14.03.2014 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10560/14