город Воронеж |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А48-1838/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала открытого акционерного общества "Квадра": Тишиной С.П., представителя по доверенности N 3 от 01.01.2014;
от Управления по тарифам Орловской области: Фролова А.К., представителя по доверенности N 01-10/5193 от 05.11.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489 ) в лице филиала открытого акционерного общества "Квадра" (г.Орел, ул.Энергетиков,6) на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.08.2014 по делу N А48-1838/2014 (судья Жернов А.А.) по заявлению открытого акционерного общества "Квадра- Генерирующая компания" в лице филиала открытого акционерного общества "Квадра" к Управлению по тарифам Орловской области (ОГРН 1025700827272) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2014 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по тарифам Орловской области (далее - Управление, административный орган) от 17.03.2014 "о назначении административного наказания".
Решением суда от 04.08.2014 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Квадра- Генерирующая компания" в лице филиала открытого акционерного общества "Квадра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. ОАО "Квадра" руководствовалось нормами Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011. В квитанции Общества, разработанной с учетом положений Приказа Минрегиона РФ N 454 от 19.09.2011 в графе 4 значится показатель - размер платы на кв.м., который определен в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 путем умножения норматива потребления на установленный тариф. Размер норматива на отопление подтверждается решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2001 N 9/123-ГС. ООО "ОТСК" не была нарушена методика расчета платы за коммунальную услугу "отопление", установленную действующим законодательством. В связи с чем, заявитель не нарушил установленный порядок ценообразования. При этом суд области в своем решении указал на нарушение Обществом порядка ценообразования путем использования неустановленного тарифа, что не нашло свое отражение даже в мотивировочной части постановления. Спора между сторонами в отношении применяемого тарифа не существовало.
В отзыве на жалобу Управление по тарифам Орловской области указывает, что Обществу необходимо было указать размер тарифа на тепловую энергию руб./Гкал, утвержденный на данный период регулирования. Вместо этого заявитель производил расчет размер платы за отопление по самовольному расчету не предусмотренному Правилами, что повлекло завышение платы на коммунальную услугу "отопление", противоречит формуле 2 правил и является нарушением порядка ценообразования платы граждан за услугу "отопление".
Как видно из материалов дела, на основании приказа начальника Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 30.01.2014 N 157 была проведена внеплановая документарная проверка Общества с целью рассмотрения обращения от 30.12.2013 N 7р-13 по вопросу нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере при начислении платы за коммунальные услуги по отоплению в доме N 2 по ул. Новосильской в г. Орле.
С указанным приказом заявитель был ознакомлен и получил его копию, что подтверждается соответствующей подпись в нем.
По итогам поверки заместителем начальника Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области Горьковой Ю.И. составлен акт от 03.02.2014 N 183 в котором зафиксировано, что в многоквартирном доме N 2 по ул.Новосильской в г.Орле собственниками избран способ управление непосредственное управление - ОАО "Квадра", которое, в свою очередь, предоставляет жителям этого дома коммунальную услугу по отоплению и что Общество в июле 2013 года при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению для жителей дома N 2 по ул.Новосильской в г.Орле применяло недействующий в период с 01.07.2013 по 11.07.2013 тариф на тепловую энергию, установленный Приказом Управления по тарифам Орловской области от 10.07.2013 N 1026-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Квадра" в лице филиала ОАО "Квадра" -"Орловская региональная генерация" по тепловым сетям ООО "ОТСК" и ООО "Орелтеплогаз" потребителям на территории Орловской области", который начал действовать с момента официального опубликования с 12.07.2013.
С указанным актом проверки ознакомлен законный представитель Общества, которому была вручена копия акта проверки, что подтверждается соответствующими подписями в нем.
Материалы проверки Управлением по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области переданы ответчику для рассмотрения письмом от 06.02.2014 N 489/62-Ш.
В связи с поступлением указанных материалов заместителем начальника отдела Управления Ореховой С.И. в присутствии законного представителя Общества Тишиной С.П., действовавшей по доверенности от 01.01.2014 N 3, составлен протокол от 17.04.2014 N085 "об административном правонарушении" в котором зафиксированы выявленные нарушения, а также указано на предоставление Обществом коммунальных услуг исходя из расчета платы за отопление за июль - декабрь 2013 года жителям (собственникам и пользователям помещений) жилого многоквартирного дома N 2 по ул. Новосильской в г. Орле, в котором не применялась формула 2 предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг для расчета размера платы за коммунальные услуги - отопление, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Представителю Общества были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и вручена копия протокола об административном правонарушении.
30.04.2014 Управлением, в присутствии законного представителя заявителя Чикиной Ю. В, действовавшей по доверенности от 10.01.2014 N 2, вынесено постановление "о назначении административного наказания", которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение порядка ценообразования платы граждан за горячее водоснабжение, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг.
Считая вынесенное постановление незаконным, ОАО "Квадра" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, вместе с тем посчитал возможным применить правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и назначить Обществу административное наказание ниже низшего предела, установленного ч. 2 ст. 14.6 КоАП - 30 000 руб.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
Порядок ценообразования (расчета размера платы) за горячее водоснабжение определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанного приложения размер платы за отопление определяется по формуле, где одним из показателей является "тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Общество, обязано при определении платы на услугу "отопление" руководствоваться вышеуказанными положениями Правил предоставления коммунальных услуг и использовать при этом показатели, определенные в Приложении N 2 к Правилам.
В силу статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", государственному регулированию подлежат тарифы в сфере теплоснабжения.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Положением об Управлении по тарифам Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 10.04.2009 N 27, Управление по тарифам Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги).
Приказом Управления по тарифам Орловской области от 10.07.2013 N 1026-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Орловская региональная генерация" по тепловым сетям ООО "ОТСК" и ООО "Орелтеплогаз" потребителям на территории Орловской области", установлен тариф в размере 1410,64 руб.
Указанный тариф согласно пункту 2 данного приказа действует с даты официального опубликования.
Приказ Управления по тарифам Орловской области опубликован 12.07.2013 в официальном печатном издании "Орловская правда" N 99.
Следовательно, тариф, установленный вышеуказанным Приказом Управления по тарифам Орловской области не подлежал применению при расчете платы за отопление в период с 1 июля 2013 года по 11 июля 2013 года включительно.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 6.2 ст.155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в многоквартирном доме N 2 по ул.Новосильской в г.Орле собственниками избран способ управления, непосредственное управление - ОАО "Квадра". Данный факт заявителем не оспаривается.
При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг).
Приложение N 2 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:
Pi = Si x Ni x Ti,
где Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
Ni - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Ti - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных в дело материалов видно, что расчет, используемый ОАО "Квадра", для определения платы за "отопление" приводит к завышению платы в квитанции за июль 2013 года на 0,02 руб. в квитанции за сентябрь 2013 года на 0,02 руб. и в квитанции за октябрь 2013 год на 0,04 руб.
Следовательно, Общество нарушило установленный порядок ценообразования, поскольку не применяло формулу 2 Правил предоставления коммунальных услуг.
Актом проверки от 03.02.2014 N 183; протоколом об административном правонарушении от 17.04.2014 N 085; квитанциями, выставленными собственникам помещений жилого дома N 2 по ул. Новосильская в г.Орел; постановлением от 30.04.2014 "о назначении административного наказания" подтверждается, что Общество нарушило установленный порядок ценообразования платы граждан за отопление, действовавший в спорный период, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлено его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не предпринял всех необходимых мер по исполнению своей обязанности, что свидетельствует о его виновности в совершенном правонарушении.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении ответчиком допущены не были.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении.
Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В данном случае, судом первой инстанции при снижении размера штрафа Обществу, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, учтены конституционные принципы дифференцированности (соразмерности, справедливости) административного наказания в зависимости от индивидуализации ответственности, тяжести совершенного правонарушения, в том числе, и те обстоятельства, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 100000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не отвечает принципу превентивного наказания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исходя из принципа справедливости наказания, наложение на Общество штрафа в размере 30000 рублей является справедливой и соразмерной характеру совершенного нарушения мерой ответственности, отвечает принципу превентивности наказания.
В качестве довода апелляционной жалобы указывается, что суд в своем решении указал на нарушение Обществом порядка ценообразования путем использования неустановленного тарифа, что не нашло свое отражение даже в мотивировочной части постановления от 30.04.2014. Спора между сторонами в отношении применяемого тарифа не существовало.
Данный довод жалобы является обоснованным, суд первой инстанции ошибочно указал, что нарушение порядка ценообразования выразилось в использовании неустановленного тарифа.
Вместе с тем, учитывая, что в оспариваемом постановлении действия Общества правильно квалифицированы, оснований для отмены как постановления от 30.04.2014, так и решения суда, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.08.2014 по делу N А48-1838/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1838/2014
Истец: ОАО "Квадра" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Орловская региональная генерация"
Ответчик: Управление по тарифам Орловской области