город Воронеж |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А08-1230/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н. А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Малыгиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архивъ" на решение арбитражного суда Белгородской области от 23.06.2014 по делу N А08-1230/2014 (судья Полухин Р.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Архивъ" (ОГРН 1033107021750, ИНН 3123096629) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду: Арутюновой Т.М., представителя по доверенности от 16.01.2014 N 7; Шадских А.Е., представителя по доверенности от 25.11.2013 N 30;
от общества с ограниченной ответственностью "Архивъ": Ефимова А.А., представителя по доверенности от 26.06.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Архивъ" (далее - общество "Архивъ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 07.02.2014 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" и об обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - единый государственный реестр) сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в отношении общества "Архивъ".
Решением суда от 23.07.2014 в удовлетворении заявленных обществом "Архивъ" требований было отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что форма Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса Р15003, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства от 19.06.2002 N 439 в соответствующей редакции), упразднена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 N 454 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства от 30.05.2013 N 454), а из приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 N ММ-7-6/25@ (далее - приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММ-7-6/25@), установившего форму Р15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица", не следует, что данная форма применяется для Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
По мнению общества, с учетом того обстоятельства, что положения данного приказа не подлежат расширительному толкованию, а также того, что приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММ-7-6/25@ не был опубликован в установленном порядке, он не подлежит применению в рассматриваемом деле.
Кроме того, заявитель отмечает, что решением единственного участника общества Кашириной И.Б. от 24.01.2014 N 6 был утвержден промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс общества "Архивъ", который 27.01.2014 представлен в налоговый орган, о чем имеется соответствующая отметка на нем.
Таким образом, общество полагает необоснованным и нарушающим его права отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с непредставлением уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса и его фактическим отсутствием.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду в представленном отзыве возразила против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на соответствие принятого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Как указывает регистрирующий орган, приняв 23.12.2010 решение о ликвидации юридического лица и представив 24.12.2010 пакет документов для внесения сведений в единый государственный реестр, включающий в себя Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р150001, Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора по форме Р150002 и сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), а 31.01.2014 - заявление о ликвидации юридического лица по форме Р16001 и ликвидационный баланс, общество не представило Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003 либо по форме Р16001 и сам промежуточный ликвидационный баланс.
Кроме того, налоговый орган отмечает, что выводы суда области и доводы инспекции о том, что форма Р15001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММ-7-6/25@, применяется, в том числе, для уведомления регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса, вытекают из содержания указанной формы, а сам приказ от 25.01.2012 N ММ-7-6/25@, которым установлена данная форма, был опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 29.10.2012 N 44.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя и представителей регистрирующего органа, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Архивъ" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.08.2003 за основным государственным регистрационным номером 1033107021750 и по состоянию на 13.02.2014 находится в стадии ликвидации.
Единственным участником общества, как это следует из имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра, является Каширина И.Б.
23.12.010 Кашириной И.Б. было принято решение N 5 о начале процедуры добровольной ликвидации юридического лица в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности.
Пунктом 2 данного решения ликвидатором общества назначен Каширин В.П., которому поручено выполнение всех действий, связанных с ликвидацией общества "Архивъ", в том числе, уведомить регистрирующий орган о принятом решении о добровольной ликвидации юридического лица; опубликовать сведения о добровольной ликвидации в журнале "Вестник государственной регистрации"; составить окончательный ликвидационный баланс и направить в регистрирующий орган заявление о регистрации в связи с ликвидацией общества.
В пункте 4 решения указано на утверждение промежуточного ликвидационного баланса общества "Архивъ" от 23.12.2010 (л.д.47).
Во исполнение указанного приказа ликвидатором общества в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Белгороду 24.12.2010 было представлено Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, составленное по форме Р15001 (л.д.46). Как следует из пункта 4.3 данного уведомления, к нему было приложено решение о ликвидации на 1 листе. Ссылки на иные документы указанное уведомление не содержало.
Кроме того, обществом в регистрирующий орган было представлено Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), составленное по форме Р15002, приложения к которому отсутствовали.
Впоследствии, а именно 31.01.2014, обществом было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленное по форме Р16001, в котором были отражены сведения о публикации 09.02.2011 сообщения о принятом решении о ликвидации в соответствующих органах печати.
Из имеющейся в материалах дела расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган (форма Р50005), последним помимо заявления были получены также документ об уплате государственной пошлины и ликвидационный баланс. Иных документов к заявлению о ликвидации не прилагалось.
Рассмотрев поступившее заявление, регистрирующий орган решением от 07.02.2014 отказал в государственной регистрации и внесении в единый государственный реестр сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Как следует из текста решения от 07.02.2014, отказ в государственной регистрации был произведен в связи с непредставлением определенных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов, а именно, в связи с непредставлением Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, а также самого промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного единственным участником общества.
Считая отказ инспекции незаконным, общество "Архивъ" обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 07.02.2014 незаконным и об обязании инспекции внести сведения о его ликвидации в единый государственный реестр.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоблюдения заявителем порядка ликвидации и представления документов для внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр.
Соглашаясь с правомерностью отказа в удовлетворении требований общества "Архивъ", апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Частью 1 статьи 62 Гражданского кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (часть 2 статьи 62 Гражданского кодекса),
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса. Так, согласно части 1 указанной статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Частью 2 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (часть 5 статьи 63 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 8 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, составление промежуточного ликвидационного баланса по результатам выявления требований кредиторов к организации является обязательной стадией процедуры ликвидации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе, при их ликвидации, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено уведомление учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, приведен в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Так, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из содержания указанных норм следует, что обязанность информировать регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и о составлении промежуточного ликвидационного баланса носит обязательный характер. На основании представленных документов регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации и составило промежуточный ликвидационный баланс, что, в свою очередь, является основанием для последующего составления ликвидационного баланса, прилагаемого к заявлению о ликвидации в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В материалах дела имеются копия решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Архивъ" от 23.12.2010 N 5 о ликвидации названного общества и копии представленных в регистрирующий орган 24.12.2010 Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001, Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и Сведений о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем по форме Р15002, в которых отсутствует ссылка на одновременное представление обществом регистрирующему органу промежуточного ликвидационного баланса.
Между тем, как следует из решения от 23.12.2010 N 5, промежуточный ликвидационный баланс был утвержден единственным участником общества Кашириной И.Б., однако, обязанность по представлению регистрирующему органу Уведомления о его составлении и самого промежуточного баланса одновременно с указанными выше документами выполнена не была.
Имеющаяся в материалах дела копия промежуточного ликвидационного баланса, составленного по состоянию на 24.01.2014 и утвержденного решением единственного учредителя общества от 24.01.2014 N 6 (л.д.11-12), с отметкой о представлении его в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Белгороду 27.01.2014, не может быть принята апелляционной коллегией как доказательство исполнения обязанности по предоставлению регистрирующему органу в установленном порядке Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, поскольку такое уведомление в материалах дела отсутствует.
Согласно расписке от 31.01.2014 о получении документов, представленных в регистрирующий орган (л.д.32), обществом "Архивъ" к заявлению о ликвидации по форме N Р16001 был приложен лишь ликвидационный баланс на одном листе, утвержденный 28.01.2014 решением единственного учредителя общества N 7 (л.д.38). Уведомление о составлении промежуточного баланса в расписке не указано.
В связи с изложенным, поскольку обществом не была соблюдена в полном объеме процедура ликвидации и процедура представления в регистрирующий орган соответствующих документов, оснований для внесения записи об исключении общества "Архивъ" из единого государственного реестра юридических лиц у регистрирующего органа не имелось.
Ссылка общества на упразднение формы Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса Р15003, утвержденной постановлением Правительства от 19.06.2002 N 439, и невозможность использования для представления сведений об утверждении промежуточного ликвидационного баланса формы Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММ-7-6/25@, не может быть признана апелляционной коллегией обоснованной в силу следующего.
Форма Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица Р15003 утверждена постановлением Правительства от 19.06.2002 N 439, опубликованным 26.06.2002 в "Российской газете", N 113, а также 01.07.2002 в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 26, ст. 2586.
Указанная форма была действительна и не изменялась вплоть до отмены постановления Правительства от 19.06.2002 N 439 постановлением от 30.05.2013 N 454, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.06.2013 и вступившим в силу лишь 03.07.2013.
Следовательно, до указанного момента общество имело возможность воспользоваться формой Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса Р15003, утвержденной постановлением Правительства от 19.06.2002 N 439, тем более, что промежуточный ликвидационный баланс, как это следует из решения о ликвидации от 23.12.2010 N 5, был утвержден единственным учредителем общества Кашириной И.Б. уже по состоянию на 23.12.2010.
Также общество не лишено было возможности после издания Федеральной налоговой службой России приказа от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, утвердившего в приложении N 8 форму 15001 Уведомления о ликвидации юридического лица, воспользоваться для предоставления регистрирующему органу сведений о составлении и утверждении промежуточного ликвидационного баланса указанной формой, поскольку из данных, содержащихся в разделе 2 этой формы, следует, что она используется для предоставления следующих сведений: о принятии решения о ликвидации (раздел 2.1), о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (раздел 2.2), о составлении промежуточного ликвидационного баланса (раздел 2.3).
Согласно Требованиям к оформлению Уведомления о ликвидации юридического лица формы Р15001, утвержденным в приложении N 20 к приказу от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в разделе 2 "Уведомление представлено в связи с_" нужные пункты отмечаются знаком V ( пункт 9.3 приложения N 20).
Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012 за N 24139, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 29.10.2012 N 44; информация о нем размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.nalog.ru.
Следовательно, данный правовой акт подлежал применению при предоставлении органам, ведущим единый государственный реестр юридических лиц, соответствующих сведений, подлежащих внесению в него.
Таким образом, судом области по рассматриваемому делу принято законное и обоснованное решение.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, обществом "Архивъ" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В указанной связи решение арбитражного суда Белгородской области от 23.06.2014 по делу N А08-1230/2014 отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы (пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса) на заявителя апелляционной жалобы подлежат отнесению судебные расходы в виде государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса, что составляет сумму 1 000 руб.
В связи с тем, что обществом "Архивъ" при обращении в апелляционный суд было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по данному делу, государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 23.06.2014 по делу N А08-1230/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архивъ" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Архивъ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1230/2014
Истец: ООО "Архивъ"
Ответчик: ИФНС России по городу Белгороду