г. Пермь |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А60-11116/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Романова В. А.,
судей Мармазовой С.И.,
Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нуретдиновой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу заявителя
ООО "Уральский ферросплавный завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2014 года, вынесенное судьей Сафроновой А.А. по делу N А60-11116/2014
по заявлению ООО "Уральский ферросплавный завод" (ИНН 6658347443, ОГРН 1096658011405) о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица
в судебном заседание принял участие представитель заявителя Иванов А.А. (паспорт, доверенность N 1 от 07.03.2014),
(иные лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации на Интернет-сайте суда),
установил:
ООО "Уральский ферросплавный завод" (далее - Общество "УФЗ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - регистрирующий орган), в котором просило признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 13.02.2014, вынесенное Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и обязать Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации ликвидации Общества "УФЗ" (л.д. 6-9).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2014 (резолютивная часть от 23.06.2014, судья Сафронова А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 87-92).
Общество "УФЗ" обжаловало решение в апелляционном порядке, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества "УФЗ". По мнению заявителя им был представленный полный пакет документов в соответствии с п. 1 ст. 21 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ликвидационный баланс содержал достоверную информацию. Указывает на то, что регистрирующим органом не соблюден порядок предъявления требований к юридическому лицу, в связи с чем требования регистрирующего органа считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Отмечает, что у должника отсутствует имущество, необходимое для погашения задолженности, а также не представлено сведений о намерении финансирования процедуры банкротства регистрирующим органом.
Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение отменить.
Регистрирующий орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции в проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, формирующие соответствующую часть государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7075/11 от 13.01.2011, N 14440/12 от 05.03.2013).
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как следует из материалов дела, Общество "УФЗ" зарегистрировано 02.09.2009 Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга за основным государственным регистрационным номером 1096658011405.
Единственным участником Общества "УФЗ" принято решение от 06.08.2012 о ликвидации общества, назначении ликвидатором Стукова А.В.
Общество "УФЗ" известило Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о принятии единственным участником решения о ликвидации (п. 1 ст. 20 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), в связи с чем налоговым органом произведена государственная регистрация, в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица от 16.08.2012.
Решением от 15.10.2012 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-28136/2012 Общество "УФЗ" признано банкротом как ликвидируемый должник, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Заявьялов А.С.
В названном выше решении указано, что ООО "ГПБ Консалтинг", гарантийным письмом от 11.10.2012 уведомило суд о своем согласии финансировать процедуру банкротства в отношении Общества "УФЗ".
Публикация соответствующих сведений произведена в газете "Коммерсантъ" N 203 от 27.10.2012.
Определением от 18.01.2013 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-28136/2012 в реестр требований кредиторов должника Общества "УФЗ" включено требование ФНС России в лице ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в размере 4.646.964,06 руб., в том числе 4.224.064 руб. - недоимка, 422.418 руб. 66 коп. - пени, 481,40 руб. - штрафы.
Определением арбитражного суда от 17.04.2013 производства по делу о банкротстве Общества "УФЗ" прекращено, поскольку у последнего отсутствовали средства, достаточные для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, доказательства вероятности обнаружения конкурсным управляющим в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, не представлены, а письменное согласие на финансирование расходов по делу о банкротстве лицами, участвующими в деле, не представлено.
06.02.2014 единственным участником Общества "УФЗ" утвержден промежуточный ликвидационный баланс Общества "УФЗ" по состоянию на 06.02.2014, из которого следует, что задолженность перед кредиторами составляет 58.622.000 руб. (л.д. 47-50).
06.02.2014 Общество "УФЗ" обратилось в Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (по форме N Р16001), ликвидационным балансом (л.д. 41-46).
Решением Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 13.02.2014 заявителю отказано в госрегистрации прекращения деятельности Общества "ФМЗ" в связи с тем, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а потому считается не представленным (л.д. 11).
Недостоверность сведений выразилось в неуказании обществом в ликвидационном балансе задолженности перед бюджетом в размере 2.823.362 руб. 76 коп.
Отказ регистрирующего органа в регистрации ликвидации юридического лица послужил основанием для общения в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемые действия регистрирующего органа соответствуют законодательству.
Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества "ФМЗ" по вопросам проверки налога на доходы физических лиц, по результатам проверки инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 06.06.2012 N 32/04 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2012 N 39р/04, которым общество привлечено к ответственности по 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 245.300 руб., обществу доначислен налог на доходы физических лиц в размере 1.225.500 руб., а также начислены пени в размере 252.664 руб. 40 коп.
27.08.2012 в адрес Общества "ФМЗ" направлено решение N 93188 о взыскании налогов, сборов, пение, штрафов за счет денежных средств на счета налогоплательщика в банках, а также в электронных денежных средствах на общую сумму 1.724.464 руб. 40 коп., а также решения N 68593, N 68594 о приостановлении операций по счетам.
13.09.2012 Обществу "ФМЗ" направлено решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Решения регистрирующего органа в установленном законом порядке не обжаловались.
Как было указано выше, определением от 18.01.2013 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-28136/2012 в реестр требований кредиторов должника Общества "УФЗ" включено требование ФНС России в лице ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в общем размере 4.646.964,06 руб.
Таким образом, Обществу "УФЗ" было известно о наличии задолженности перед бюджетом.
Доказательств исполнения указанного требования ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что у Общества "УФЗ" перед бюджетом имеется задолженность в размере 2.823.362 руб. 76 коп., представленный Обществом "УФЗ" ликвидационный баланс, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", является правомерным.
В связи с чем, при отсутствии указания задолженности перед бюджетом в ликвидационном балансе Общества "УФЗ", вывод регистрирующего органа о недостоверности ликвидационного баланса является обоснованным. Недостоверный ликвидационный баланс следует рассматривать как непредставленный.
Доводы заявителя жалобы о том, что регистрирующим органом не соблюден порядок предъявления требований к юридическому лицу, в связи с чем требования регистрирующего органа считаются погашенными, являются несостоятельными. Из материалов настоящего дела очевидно, что Общество "УФЗ" было достоверно осведомлено о вынесении в отношении него регистрирующим органом названных выше решений, соответственно, должно было отразить задолженность в соответствующих документах. Кроме того, требование регистрирующего органа в сумме 4.646.964,06 руб. было включено в реестр требований кредиторов Общества "УФЗ".
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2014 года по делу N А60-11116/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.А.Романов |
Судьи |
С.И.Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11116/2014
Истец: ООО "Уральский ферросплавный завод"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга