город Москва |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А40-44513/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "10" июня 2014 г. по делу N А40-44513/14, принятое судьей Л.В. Пуловой,
по иску ООО "Виорайс" (ОГРН 1047796342550)
к 1) ФГБУ "ФКП Росреестра" Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве;
2) Правительство Москвы; 3) ДГИ города Москвы,
третье лицо: ООО "МОК ЦЕНТР"
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Пяк Т.Л. по доверенности от 21.02.2014
от ответчиков: от 1-го: не явился, извещен
от 2-го: Шестерикова А.В. по доверенности от 02.06.2014
от 3-го: Шестерикова А.В. по доверенности от 27.12.2013
ООО "Виорайс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями: об обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве в течение 10 календарных дней внести изменения в Государственный кадастр недвижимости и установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Иркутская, вл.5/6, стр.1, площадью 9878 кв.м. равной рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 139 077 579 руб.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои требования, в результате чего суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Иркутская, вл.5/6, стр.1, площадью 9878 кв.м. равной рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 139 088 759,48 руб.; из числа ответчиков исключены в порядке ст.ст.46,47,150 АПК РФ: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве; Правительство г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы из числа третьих лиц исключено ООО "МОК ЦЕНТР"; в число третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора в порядке ст. 51 АПК РФ включены: Правительство г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы.
Требования основаны на том, что внесенные в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию 01.01.2013 г. не соответствуют рыночной стоимости, со ссылкой кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, со ссылкой на Отчет N 03.13-04 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка", положительное экспертное заключение N Э14-0324-02-04 от 07.04.2013 г. на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г.
Требования заявлены со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса, ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2014 года исковые требования удовлетворены.
С решением суда первой инстанции не согласился Департамент городского имущества города Москвы, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы и третьего лица Правительство Москвы в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца с решением суда согласен, просил оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчик в судебном не участвовал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без его участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором спорного земельного участка расположенного по адресу: г. Москва, ул. Иркутская, вл.5/6, стр.1, кадастровый номер 77:03:0002011:47, площадью 9878 кв.м. по договору аренды N М-03-030838 от 12.08.2009 г., с целью эксплуатации здания под административно-производственные цели, сроком до 22.07.2058 г.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.11.13 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию 01.01.2013 г. составляет 368 104 657,8 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на нарушение своих прав по размеру арендных платежей, в связи с завышением кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ( далее - Закон об оценке) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Как следует из условий договора аренды N М-03-030838 от 12.08.2009 г., земельный участок предоставлен для эксплуатации здания под административно-производственные цели. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 77-АМ N 769926 истец является собственником здания, располагающегося на спорном земельном участке.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом, как указано в данном постановлении, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Рыночная стоимость на основании представленного в материалы дела отчета N 03.13-04 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка" составляет 139 088 759,48 руб. по состоянию на ту же дату.
Согласно Экспертному заключению N Э14-0324-02-04 от 07.04.2014 года, составленному Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" Отчёт N 03.14-04 соответствует требованиям закона "Об оценочной деятельности в РФ" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. и Федеральным стандартам оценки ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3 и может использоваться в качестве доказательства, подтверждающего реальную рыночную стоимость объекта оценки; итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки в размере 139 088 759,48 руб. подтверждается и является действительной рыночной стоимостью.
Ответчик и третьи лица оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представили.
Доводы апелляционной жалобы заявителей судебная коллегия не принимает, поскольку как следует из договора аренды земельного участка земельного участка N М-03-030838 от 12.08.2009 г. (п.3) изменение размера арендной платы происходит без воли сторон наступившим событием, а именно: централизованным изменением ставок арендной платы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и (или) Москвы, и не требует внесения изменений в договор.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Следовательно, если арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами Департамента о том, что истец, будучи арендатором земельного участка, не вправе защищать свои права посредством оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, поскольку права и обязанности истца напрямую зависят от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Так, по смыслу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. При этом оспорить результаты определения кадастровой стоимости позволяет норма абз. 1 ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Причем несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права, в т.ч. арендатора указанного земельного участка как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от его кадастровой стоимости.
Поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимости земельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определения кадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка (например, плательщик и получатель земельного налога; публичное образование - собственник земельного участка и обратившиеся за его выкупом собственник расположенного на нем здания; плательщик и получатель арендной платы, ставка которой определена в процентах от его кадастровой стоимости, др.).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по настоящему делу иск заявлен надлежащим истцом, заинтересованным в оспаривании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель, которому законом предоставлено право такого оспаривания; выбранный истцом способ защиты является надлежащим.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не должен решать вопрос об установлении рыночной стоимости без обращения в комиссию, формируемую в соответствии с Законом об оценке, являются несостоятельными, поскольку противоречат закону и сложившейся судебной практике.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенных обстоятельств, из совокупности представленных по делу доказательств судом первой инстанции дана оценка всем доводам истца, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.110,176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "10" июня 2014 г. по делу N А40-44513/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44513/2014
Истец: ООО "Виорайс"
Ответчик: ДГИ города Москвы, Правительство города Москвы, Правительство Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ООО "МОК ЦЕНТР", ООО МОК-Центр