г. Самара |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А55-29502/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Хайруллин Э.А. по доверенности N 227 от 13.01.2014,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 октября 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2014 года по делу N А55-29502/2013 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590), г. Самара,
Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824), г. Самара,
администрации городского округа Сызрань,
с участием в деле третьих лиц: 1. ЗАО "Сызрань-Терминал", 2. ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод",
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и просит признать право собственности Российской Федерации на земельные участки с КН 63:08:0105058:0083, 63:08:0105058:0084, 63:08:0105058:0085, 63:08:0105058:0086, 63:08:0105058:0087, 63:08:0105058:0088 63:08:0105058:0089, 63:08:0105058:0090, 63:08:0105058:0091, 63:08:0105058:0092, 63:08:0105058:0093, 63:08:0105058:0094, 63:08:0105058:0095, 63:08:0105058:0096, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Астраханская, д. 1; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки с КН 63:08:0105058:0083, 63:08:0105058:0084, 63:08:0105058:0085, 63:08:0105058:0086, 63:08:0105058:0087, 63:08:0105058:0088 63:08:0105058:0089, 63:08:0105058:0090, 63:08:0105058:0091, 63:08:0105058:0092, 63:08:0105058:0093, 63:08:0105058:0094, 63:08:0105058:0095, 63:08:0105058:0096, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Астраханская, д. 1.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Сызрань-Терминал".
Определением арбитражного суда от 18.04.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация городского округа Сызрани.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 4283600 кв.м. с кадастровым номером 63:08:010558:0080(0)//0:0000000:0//1205:00:0007:001:0:0 расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Астраханская,д.1 в подтверждение чего представил выписку из ЕГРП от 09.06.04. N 1/2004-3907. (том 2 л.д. 20).
Указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2001 серии 63-ААN 339653 (том 3 л.д. 38).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:08:010558:0080(0)//0:0000000:0//1205:00:0007:001:0:0 расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Астраханская,д.1 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0105058:0083, 63:08:0105058:0084, 63:08:0105058:0085, 63:08:0105058:0086, 63:08:0105058:0087, 63:08:0105058:0088 63:08:0105058:0089, 63:08:0105058:0090, 63:08:0105058:0091, 63:08:0105058:0092, 63:08:0105058:0093, 63:08:0105058:0094, 63:08:0105058:0095, 63:08:0105058:0096, 63:08:0105058:0097.
На основании распоряжения Главы администрации г. Сызрани от 20.01.2003 года N 1577-р земельный участок, имеющий кадастровый номер 63:08:0105058:0097 площадью 3960044,00 кв.м. предоставлен по договору аренды N 1223 от 20.10.2003 ОАО "СНПЗ" во временное пользование под пром. площадку.
Распоряжением Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области от 25.02.2009 года за N 446-р земельный участок кадастровый номер 63:08:0105058:0097 площадью 3960044,00 кв.м. был предоставлен ОАО "СНПЗ" в аренду под пром. площадку сроком до 20.09.2009 года.
Распоряжением Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области от 14.12.2009 года за N 1154-р земельный участок кадастровый номер 63:08:0105058:0097 площадью 3960044,00 кв.м. был предоставлен ОАО "СНПЗ" в собственность (свидетельство о государственной регистрации права от 13.01.2010 года 63-АД N366509) (том 3 л.д. 91-95)
Решением Территориального управления от 02.04.04г. N 78 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" на земельные участки, расположенные по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Астраханская, д. 1, площадью 11014,24 кв.м., 12935,85 кв.м., 16479,76 кв.м., 11221 кв.м., 12941 кв.м., 15690,04 кв.м., 40088,40 кв.м., 41682 кв.м.4518 кв.м., 10806 кв.м.,1403, 80 кв.м., 527,10. кв.м., 5253 кв.м., 2087,12 кв.м. (том 1 л.д. 15). Данные земельные участки были предоставлены истцом ЗАО "Сызрань-Терминал" по договорам аренды (том 2 л.д. 37-150, том 3 л.д. 1-49)
Полагая, что земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами являются федеральной собственностью, истец обратился с иском в суд о признании права собственности на вышеуказанные земельные участки.
В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2011 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" в целях ограничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным учреждениям или некоммерческим организациям, созданными федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закон о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 58 и 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Пленум ВАС дает разъяснение о том, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 6 названного закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, и согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" полномочия на обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением принадлежат собственнику разделяемого земельного участка, представителем которого в рассматриваемом случае является Территориальное управление Росимущества.
Как установлено в судебном заседании истец с указанным заявлением в регистрирующий орган не обращался.
Судом установлено отсутствие притязаний ответчиков на спорные объекты.
Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, поэтому в судебном порядке может быть признано соответствующее нарушенное или оспоренное право.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым способом защиты и необходимость в таком способе возникает тогда, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, оспариванию, а также применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем, возник или может возникнуть спор.
Избрание истцом неправильного способа защиты права влияет как на предмет доказывания по делу, так и на круг лиц, которые должны быть привлечены к участию в деле, следовательно, на возможность удовлетворения соответствующего притязания.
Истец, предъявляя требование о признании права собственности на спорные объекты в качестве ответчиков указал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области и администрацию городского округа Сызрань, которые не имеют законного материального интереса в отношении прав на данные объекты, о чем свидетельствуют позиции ответчиков по делу. Ответчики не оспаривают право собственности истца на спорное имущество. Следовательно, отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о нарушении прав истца со стороны ответчиков, между сторонами отсутствует спор о праве.
Обращение в суд с иском в данном случае направлено на уклонение истца от соблюдения установленного законодательством порядка регистрации прав на недвижимое имущество.
При наличии у истца всех необходимых документов, предусмотренных законом, он имеет право обратиться в регистрирующий орган за регистрацией права собственности на спорные объекты и решить вопрос о праве собственности во внесудебном порядке.
Обход законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество, которое устанавливает гарантии прочности и стабильности гражданского оборота, обеспечивает неприкосновенность собственности (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), может рассматриваться как нарушение основополагающих принципов российского права.
Создание видимости спора для получения формальных оснований регистрации права на недвижимое имущество, влечет подмену законных функций государственных органов по регистрации прав на недвижимое имущество и противоречит публичному порядку. Однако суд, исходя из задач судопроизводства, в данном случае при отсутствии спора о праве собственности, не может возлагать на себя функции соответствующих государственных органов.
Данная правовая позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 г. по делу N 17373/08.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на спорные земельные участки отсутствуют.
Правомерно отказано судом первой инстанции в удовлетворении требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что истец действия (бездействия) Управления Росреестра по Самарской области не обжалует, а просит обязать произвести государственную регистрацию, вместе с тем государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер.
Поскольку право федеральной собственности на объекты недвижимого имущества никем не оспаривается, доказательств, свидетельствующих об отказе регистрирующего органа в государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество либо об уклонении от таких действий, в деле не имеется, сведения об обращении истца с соответствующим заявлением в регистрирующий орган отсутствуют суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного иска.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2014 года по делу N А55-29502/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29502/2013
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация г. о Сызрань, ЗАО "Сызрань-Терминал", Министерство имущественных отношений, ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод"