г. Санкт-Петербург |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А42-883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16410/2014) Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.04.2014 г. по делу N А42-883/2014 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску (заявлению) Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области
к ДНТ "Лагуна"
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Дачному некоммерческому товариществу "Лагуна" (далее - Товарищество) об обязании заключить дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 28.9.2010 N 0617-2010-07 и осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения.
Решением от 25.04.2014 г. в иске отказано. Суд исходил из положений ст. 451 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 71, ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ, признав недоказанным факт существенного изменения обстоятельств, а также не установил условий, предусмотренных ч. 7 ст. 53.7 Лесного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе, поданной Министерством, истец просит решение отменить и иск удовлетворить, указав на несоответствие обстоятельствам дела выводов суда, изложенных в решении. По мнению подателя жалобы, судом при разрешении спора не учтено, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, по итогам которого с ответчиком заключен договор аренды, признан несостоявшемся в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 80 Лесного кодекса РФ, в связи с участием в нем только одного участника - Товарищества.
Товарищество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (правопредшественник Министерства) в сентябре 2010 года проведен аукцион, предметом которого являлась продажа права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося на территории Мурмашинского участкового лесничества (квартал 108 выдела 22, 26), зарегистрированного в государственном лесном реестре под номером 0617-2010-07. Площадь лесного участка 5,88 га, срок аренды с 28.9.2010 по 27.9.2059.
28.09.2010 г. между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (арендодатель) и Товариществом (арендатор) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28.09.2010 г. заключен договор аренды лесного участка N 0617/2010-07, предметом которого явился лесной участок площадью 5,88 га, с местоположением: Мурманская область, МО Кольский район, Кольское лесничество, квартал 108 выдела 22,26 Мурмашинского участкового лесничества, являющийся частью земельного участка (земель лесного фонда) с кадастровым номером 51:00:000000:0002, порядковый номер учетной записи в государственном лесном реестре N 0617-2010-07, целевое назначение лесов: защитные леса, нерестоохранные полосы лесов, вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности.
Схема расположения лесного участка и его характеристики указанны в приложениях N N 1 и 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Поскольку при проведении аукциона и заключении договора неверно было указано целевое назначение лесов: вместо "защитные леса, нерестоохранные полосы лесов", следовало указать "защитные леса, нерестоохранные полосы лесов, особо защитные участки лесов", что влияет на определение минимального размера арендной платы, Министерство 04.4.2013 г. направило Товариществу для подписания дополнительное соглашение к договору с новым расчетом арендной платы.
В связи с неподписанием Товариществом дополнительного соглашения Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным кодексом, другим законом или договором.
В силу п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или договором.
Кроме того, изменение и расторжение договора возможно в связи с существенным изменением обстоятельств в порядке, предусмотренном ст. 451 Гражданского кодекса РФ.
В настоящем случае между сторонами сложились арендные правоотношения по поводу использования земельного участка, входящего в состав лесного фонда, которые должны соответствовать требованиям Лесного кодекса РФ.
В ст. 1 Лесного кодекса РФ указаны принципы лесного законодательства, содержание которых охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Согласно ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (часть 4 статьи 74 данного Кодекса).
Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 74 Лесного кодекса).
Это исключает возможность для сторон договора действовать по собственному усмотрению, исходя из гражданско-правового принципа "можно все, что прямо не запрещено".
Положениями лесного законодательства регламентирован и порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (глава 8 Лесного кодекса).
Таким образом, отношения, возникающие при передаче в аренду лесных участков, отличает совокупность следующих условий: договор заключается специальным субъектом (органами государственной власти или органами местного самоуправления); объектом аренды выступает лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; цель заключения - обеспечение рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; арендная плата является источником пополнения как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
При передаче лесных участков в аренду имеет место совокупность публичного интереса, публичного субъекта и бюджетных средств.
Установленный Лесным кодексом РФ порядок заключения договора аренды лесных участков свидетельствует об ограничении свободы сторон договора при заключении и определении его условий по сравнению с требованиями, обычно предъявляемыми к гражданско-правовым договорам (статьи 421, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), что указывает на специфику таких отношений, урегулированных в императивном порядке.
При проведении аукциона и заключении спорного договора аренды было ошибочно указано целевое назначение спорного участка - "защитные леса, нерестоохранные полосы лесов", вместо - "защитные леса, нерестоохранные полосы лесов, особо защитные участки лесов", что не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела.
Таким образом, и в силу приведенных положений закона само по себе указание в договоре аренды не соответствующего действительности целевого назначения участка, не может повлечь каких - либо юридической последствий, в частности, не может влиять на нормативное определение платы за пользование таким участком.
Иск Министерства в указанной части направлен на приведение договора в соответствие с императивными нормами Лесного кодекса РФ (ст. 422 Гражданского кодекса РФ) и фактическими обстоятельствами дела, в связи с чем подлежал удовлетворению судом первой инстанции.
Определенные в п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ случаи, при которых возможно изменение договора аренды в судебном порядке, не носят исчерпывающий характер.
Товарищество, участвуя в аукционе и заключая спорный договор аренды, не лишено было возможности на основании первичных документов ознакомиться с характеристиками спорного лесного участка, влияющими на нормативный порядок определения арендной платы, в связи с чем оснований считать, что испрашиваемые изменения условия договора могут нарушить права истца или иных потенциальных (возможных) участников аукциона, не имеется.
Выводы суда, касающиеся отказа в удовлетворении требования об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 28.9.2010 N 0617-2010-07, основаны на неправильном применении норм материального права к обстоятельствам настоящего дела.
Положения ст. 451 Гражданского кодекса РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в иске в указанной части, в том числе по мотиву отсутствия условий, указанных в данной статей, для изменения договора аренды.
Иск в части требования осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств нарушения прав Министерства в данной части не представлено. Кроме того, порядок совершения регистрационных действий согласован сторонам в п. 22 договора аренды.
Судебные расходы распределены судом по правилам ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.04.2014 г. по делу N А42-883/2014 в части отказа в удовлетворении требования об обязании Дачного некоммерческого товарищества "Лагуна" заключить дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 28.9.2010 N 0617-2010-07 отменить.
Иск в указанной части удовлетворить.
Обязать Дачное некоммерческое товарищество "Лагуна" заключить с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 28.9.2010 N 0617-2010-07.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Дачного некоммерческого товарищества "Лагуна" в доход федерального бюджета 4 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску и 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-883/2014
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области
Ответчик: ДНТ "Лагуна"