г.Самара |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А55-12296/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от Дачного производственного кооператива "Удачный" - представителя Ермолаевой Н.В. (доверенность от 28 апреля 2014 года),
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09 января 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 октября 2014 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2014 года по делу N А55-12296/2014 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое по заявлению Дачного производственного кооператива "Удачный" (ОГРН 1086311004889, ИНН 6311108255), Самарская область, п.Кинельский, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Дачный производственный кооператив "Удачный" (далее - заявитель, ДПК "Удачный", кооператив) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) по организации и проведению аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории для размещения понтонных сооружений под отстой маломерных судов: акватория у левого берега р.Татьянки в районе 3 км от устья по Атласу ЕГС УЧ РФ т.6 ч.2 изд.2006 года, в районе КПС "Волгарь" Волжского района Самарской области", географические координаты участка: 53°08'14.30" СШ, 50°02Ч0.05 ВД; 53°08'14.29 СШ, 50°02Ч1.62"ВД; 53°08'12.55"СШ, 50°02'11.96" ВД; 53о08'10.26"СШ, 50°02'13.63" ВД; 53°08'08.10 СШ, 50°02Ч3.39" ВД; 53°08,05.92"СШ, 50°02'11.64"ВД; 53°08'06.38" СШ, 50°02Ч0.35" ВД; 53°08'08.27" СШ, 50о02'11.90"ВД; 53°08'10.09 СШ, 50°02'12.07" ВД; 53°08Ч2.41" СШ, 50°02Ч0.42"ВД, площадь акватории водного объекта 0,0075 кв.м. Заявитель также просил обязать министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ДПК "Удачный" путем рассмотрения его заявления на заключение договора водопользования на указанный объект водопользования в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - Правила N 165).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2014 года требования ДПК "Удачный" удовлетворены, действия министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по организации и проведению аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории для размещения понтонных сооружений под отстой маломерных судов: акватория у левого берега р. Татьянки в районе 3 км от устья по Атласу ЕГС УЧ РФ т.6 ч.2 изд.2006 года, в районе КПС "Волгарь" Волжского района Самарской области", географические координаты участка: 53°08'14.30" СШ, 50°02Ч0.05 ВД; 53°08'14.29 СШ, 50°02Ч1.62"ВД; 53°08'12.55"СШ, 50°02'11.96" ВД; 53о08'10.26"СШ, 50°02'13.63" ВД; 53°08'08.10 СШ, 50°02Ч3.39" ВД; 53°08,05.92"СШ, 50°02'11.64"ВД; 53°08'06.38" СШ, 50°02Ч0.35" ВД; 53°08'08.27" СШ, 50о02'11.90"ВД; 53°08'10.09 СШ, 50°02'12.07" ВД; 53°08Ч2.41" СШ, 50°02Ч0.42"ВД, площадь акватории водного объекта 0,0075 кв.м признаны незаконными. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем рассмотрения заявления ДПК "Удачный"на заключение договора водопользования на указанный объект водопользования в порядке и сроки, установленные Правилами N 165. С министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу ДПК "Удачный"взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных кооперативом требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку Правила N 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования для: а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии. Между тем указанная в заявлении ДПК "Удачный" цель использования акватории водного объекта (размещение плавательных средств) не соответствует ни одной из этих целей, в связи с чем Правила N 165 в данном случае применению не подлежат.
В отзыве на апелляционную жалобу ДПК "Удачный" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ДПК "Удачный".
Представитель ДПК "Удачный" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель 04 марта 2014 года обратился в министерство за предоставлением в пользование части реки Татьянка для использования акватории водного объекта с целью размещения понтонных сооружений 2*12 метров, в количестве 46 штук, площадью 0,0075 кв.м (л.д.9-10).
Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выдано извещение от 19 марта 2014 года N 27-04-01/3319 о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договоров водопользования (л.д.44).
В указанном извещении министерство известило заявителя о том, что в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007 года N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" право на заключение договора водопользования на испрашиваемую акваторию должно быть приобретено на аукционе.
В названном сообщении также указано, что информация о проведении аукциона будет размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.torgi.gov.ru.
Оспаривая действия министерства, заявитель ссылается на то, что заявленный участок акватории необходим заявителю для размещения понтонных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о проведении аукциона" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Правила N 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для: а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Действие Правил N 165 не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (п.2).
Согласно пункту 4 указанных Правил N 165 физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее заявление).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 165 форма заявления утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В целях реализации пункта 6 Правил N 165 приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N102 утверждена форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование.
Как следует из материалов дела, поданное заявителем в министерство заявление было составлено по форме, утвержденной приказом Минприроды РФ от 23 апреля 2008 года N 102.
Согласно пункту 22 Правил N 165 уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов: а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; б) определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти; в) утратил силу - постановление Правительства РФ от 11 октября 2012 года N 1039 г) при признании возможным использования водного объекта: в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении; в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил - размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной; д) при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
Пунктом 23 Правил N 165 предусмотрено, что после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном этими Правилами.
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230.
В пункте 23 Правил N 165 также указано, что если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с этими Правилами.
Таким образом, в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230, договор на предоставление в пользование акватории водного объекта заключается в том случае, если появилось несколько претендентов на право заключения договора водопользования.
Согласно пункту 1 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230, эти Правила определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Следовательно, основными критериями, определяющими заключение договора водопользования на основании Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230, являются разметка границ акватории водного объекта при размещении на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также иное обустройство акватории водного объекта именно в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Между тем по настоящему делу не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости разметки границ участка акватории водного объекта, о предоставлении которого в пользование просил заявитель, и о его намерении обустроить этот участок акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, в нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил министерство, не размещая сообщения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение о проведении аукциона и разместило извещение о проведении аукциона, направив в адрес заявителя извещение от 19 марта 2014 года N 27-04-01/3319 о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования. Тем самым были нарушены установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта для размещения принадлежащих заявителю понтонных сооружений без проведения аукциона.
При указанных обстоятельствах оспариваемые действия министерства не соответствуют положениям закона и нарушают права заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно исходил из того, что министерство должно рассмотреть заявление ДПК "Удачный" о заключении договора водопользования вышеуказанным участком акватории водного объекта в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
При таких обстоятельствах требования заявителя судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанная в заявлении ДПК "Удачный" цель использования акватории водного объекта (размещение плавательных средств) не соответствует ни одной из целей, указанных в Правилах N 165, в связи с чем эти Правила в данном случае применению не подлежат, не принимаются. В данном случае проведения аукционе не требовалось, поскольку Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N230, предусмотрено проведение аукциона для предоставления акватории при необходимости осуществления разметки границ акватории водного объекта, а также обустройства акватории в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Между тем в материалы дела доказательств, указывающих на данные обстоятельства, не представлено.
Занятая судом первой инстанции правовая позиция также содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 17.02.2014 по делу N А55-13620/2013, от 30.07.2014 по делу N А55-23191/2013.
Кроме того, Правилами N 165 предусмотрено, что они устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов. При этом данный пункт указывает следующую цель: для использования акватории водных объектов, а не только для рекреационных целей. Поэтому цель, указанная в заявлении ДПК "Удачный" о заключении договора водопользования вышеуказанным участком акватории водного объекта, соответствует Правилам N 165.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 14 августа 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2014 года по делу N А55-12296/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12296/2014
Истец: Дачный производственный кооператив "Удачный"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60933/20
10.02.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22571/19
19.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18761/13
13.10.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13630/14
14.08.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12296/14