г. Москва |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А41-15122/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2014 года по делу N А41-15122/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" к Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным решения, обязании осуществить кадастровый учет земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N МО 13/РКФ-579800 от 18.11.2013 года о приостановлении осуществления кадастрового учета; обязании провести кадастровый учет земельного участка площадью 2343 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район (л.д. 5-8).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 106-108).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права (л.д. 111-112).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель заявителя - ФГУП "Рослесинфорг" также в судебное заседание не явился. Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившегося заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.10aas.arbitr.ru). В суде первой инстанции ФГУП "Рослесинфорг" было надлежащим образом извещено о начавшемся процессе и в силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.11.2013 в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с прилагаемым межевым планом от 26.09.2013 г., изготовленным кадастровым инженером Терехиным Р.В. в целях выполнения договорных обязательств заявителя по Государственным контрактам N Р-6К-08/22 от 21.04.2008, N Р-6К-08/37 от 21.04.2008 с ФГУ "Лесоинфотека", по которым ФГУП "Рослесинфорг" выступает в качестве исполнителя.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО N МО 13/РКФ-579800 от 18.11.2013 было приостановлено осуществление кадастрового учета, поскольку в представленном межевом плане имелись противоречия со сведениями государственного кадастра недвижимости (далее ГКН) в части указания категории земель образуемого земельного участка (в соответствии со сведениями ГКН изменяемый земельный участок относится к землям лесного фонда).
Ссылаясь на то обстоятельство, что вышеуказанное решение нарушает права ФГУП "Рослесинфорг" и создает препятствие для осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из оспариваемого заявителем решения явствует, что основанием для приостановления осуществления кадастрового учета указано, что в представленном межевом плане имеются противоречия со сведениями государственного кадастра недвижимости (далее ГКН) в части указания категории земель образуемого земельного участка (в соответствии со сведениями ГКН изменяемый земельный участок относится к землям лесного фонда).
В обоснование заявленных требований ФГУП "Рослесинфорг" ссылается на то, что при подготовке межевого плана в результате проведения кадастровых работ по образованию земельных участков путем раздела и выдела, в соответствии с пунктом 46 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития N 412 от 24.11.2008 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания и согласования местоположения границ земельных участков" (далее - Требования) образуемый земельный участок обозначается в текстовой части межевого плана в виде кадастрового номера исходного земельного участка и сочетания заглавных букв русского алфавита "ЗУ" с числом, что нашло отражение в межевом плане, представленном заинтересованному лицу.
Статьей 58 Требований установлено, что вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, однако, в случаях, когда вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования такого образуемого земельного участка указывается в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" межевого плана в соответствии с актом органа государственной власти, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка. При этом акт подлежит включению в состав приложения межевого плана как документ, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план.
В настоящем случае разрешенное использование было указано в соответствии с выпиской из лесохозяйственного регламента, предоставленной Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющегося центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Кроме того, разрешенное использование также подтверждается выпиской из государственного лесного реестра.
В соответствии с положениями статьи 58 Требований вышеназванные акты были включены в состав приложений (выписка из лесохозяйственного регламента N 30-09-11 047Исх. от 09.08.2013, выписка из государственного лесного реестра N 1927-07-2013 от 31.07.2013).
Закрепление на местности местоположения границ лесных участков производится при проведении лесоустройства. Материалы лесоустройства являются обязательными нормативно-техническими документами, в связи с их утверждением государственными органами управления лесным хозяйством Российской Федерации. На основе таких нормативно-технических документов, в том числе ведется государственный кадастровый учет земельных участков.
Таким образом, работы производились на основании сведений кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и нормативно-технических документов лесоустройства, утвержденных государственными органами управления лесным хозяйством.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно подпункту 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в статье 22 Закона N 221-ФЗ. К таковым документам относятся заявление; межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 (категория земель, к которой отнесен земельный участок) настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона (в порядке межведомственного информационного взаимодействия); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 (разрешенное использование) настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона (в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
Согласно пункту 4 статьи 21 Закона орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 Закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда области о том, что заявителем при обращении к заинтересованному лицу были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", необходимые и достаточные для осуществления государственного кадастрового учета. Заинтересованным лицом законность вынесенного им акта не доказана.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области N МО 13/РКФ-579800 от 18.11.2013 года о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Реальное восстановление нарушенных прав заявителя и устранение нарушения закона органом кадастрового учета возможно лишь путем продолжения учета земельных участков в государственном кадастре.
Таким образом, признавая оспариваемое решение кадастровой палаты незаконными, суд области в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя также правомерно обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области произвести кадастровый учет земельного участка площадью 2343 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2014 года по делу N А41-15122/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15122/2014
Истец: ФГУП "Рослесинфорг", ФГУП "Рослесинфорг" в лице Центрального филиала государственной инвентаризации лесов "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект")
Ответчик: Филиал ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области"