город Омск |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А81-6222/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7740/2014) открытого акционерного общества "Надыммежрайгаз" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 мая 2014 года по делу N А81-6222/2013 (судья Чорноба В.В.), принятое по иску муниципального учреждения "Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район" (ИНН 8903001095, ОГРН 1028900581192) к открытому акционерному обществу "Надыммежрайгаз" (ИНН 8903008069, ОГРН 1028900578035) о признании права собственности на газопровод,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Надыммежрайгаз" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) о признании права собственности на газопровод,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Районные газовые сети",
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Надыммежрайгаз" - представитель Портнов В.Г. по доверенности N 1 от 01.03.2014 сроком действия три года;
от общества с ограниченной ответственностью "Районные газовые сети" - генеральный директор Портнов В.Г. по решению учредителя N 1 от 30.01.2014,
установил:
муниципальное учреждение "Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район" (далее - Департамент) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу "Надыммежрайгаз" (ОАО "Надыммежрайгаз") о признании права муниципальной собственности на газопровод высокого давления, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Надым, 107 км, за муниципальным образованием город Надым.
Делу присвоен номер А81-6222/2013.
ОАО "Надыммежрайгаз" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на сооружение "Газопроводы системы газоснабжения" по адресу: г. Надым, район аэропорта, 107 км. (от АГРС N 2 до НИИ медицинских проблем Севера).
Делу присвоен номер А81-1037/2014.
Определением суда от 13.01.2013 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа дела N А81-6222/2013 и N А81-1037/2014 объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 мая 2014 года по делу N А81-6222/2013 в удовлетворении требований ОАО "Надыммежрайгаз" о признании за ним права собственности в силу приобретательной давности на газопровод высокого давления, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, гор. Надым, район аэропорта, 107 км., от АГРС N2 до НИИ медицинских проблем Севера, отказано. За муниципальным образованием гор. Надым признано право собственности на газопровод высокого давления, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, гор. Надым, район аэропорта, 107 км., от АГРС N2 до НИИ медицинских проблем Севера, согласно техническому паспорту, изготовленному 04.12.2009 ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учетов объектов недвижимости - Федеральное БТИ".
Не с принятым решением, ОАО "Надыммежрайгаз" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований и о признании права ОАО "Надыммежрайгаз" на газопровод высокого давления.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней указано, ОАО "Надыммежрайгаз" указывает, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении исковых требований Общества, представленным доказательствам о наличии оснований для признания права собственности ОАО "Надыммежрайгаз" на спорный газопровод в силу приобретательной давности не дана надлежащая оценка. Спорный газопровод никогда не относился к объектам социально-бытового и культурного назначения; данный газопровод согласно Указу N 1559 подлежал внесению в уставной капитал общества при приватизации государственного предприятия. Предъявленный Обществом иск не является встречным по отношению к иску департамента.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Департамента и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
От Департамента поступили письменные пояснения и документы во исполнение определения суда от 11 сентября 2014 года, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика представил информационный отчет N 66//ИД/14, пояснив, что из него следует, что спор касается одного и того же имущества.
В заседании суда представитель ОАО "Надыммежрайгаз" и ООО "Районные газовые сети" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просили его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности на объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Надым, 107 км, Департамент и ОАО "Надыммежрайгаз" считают себя собственниками спорного имущества.
В обоснование исковых требований Департаментом указано, что в силу абзаца 4 пункта 1 приложения 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорный газопровод в процессе реорганизации государственного предприятия "Надыммежрайгаз" в открытое акционерное общество "Надыммежрайгаз" подлежал передаче в муниципальную собственность, поскольку он не входил в состав имущества предприятия и предназначался для обслуживания населения муниципального образования.
ОАО "Надыммежрайгаз" в обоснование своих требований указало, что право собственности принадлежат ему в силу приобретательной давности.
Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
Из материалов дела усматривается, что Приказом ПО "Тюменгазификация" от 18.12.1987 N 197 структурное подразделение объединения "База сжиженного и природного газа "Надымгаз" переименовано в межрайонное управление по эксплуатации газового хозяйства в г. Надыме "Надыммежрайгаз". Решением Надымского горисполкома от 06.05.1991 N 109 малое предприятие "Тюменгазификация" было перерегистрировано (преобразовано) в государственное предприятие "Надыммежрайгаз" Хозяйственной ассоциации "Тюменгазификация". ОАО "Надыммежрайгаз" было зарегистрировано на основании Указа Президента РФ от 08.12.1992 N 1559 путем преобразования из государственного предприятия в акционерное общество открытого типа 07.05.1994 Постановлением Мэра города Надыма и Надымского района N 200.
В соответствии со статьей 94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период приватизации, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и абзаца 4 пункта 1 Приложения 3 к указанному Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, предусмотрена передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не включаемых в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружений и сети водопровода и канализации, котельных, тепловых сетей, электрических сетей, объектов благоустройства, других сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Согласно утвержденному плану приватизации государственного предприятия "Надыммежрайгаз", спорный газопровод не вошел в уставной капитал образуемого общества. Доводы истца о том, что спорный газопровод не был включен в план приватизации ошибочно, не имеет правового значения.
Из материалов дела не усматривается, что спорный газопровод находился на территории государственного предприятия "Надыммежрайгаз", обслуживал только его, а не иные хозяйствующие субъекты города.
Согласно пункту 2.1.21 программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1992 году, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 N 341, объекты инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов, отнесены к числу объектов, приватизация которых была запрещена.
Указание заявителя на то, что данные положения распространяются только на приватизацию 1992 года, следует отклонить, так как Указом Президента Российской Федерации N 1559 от 08.12.1992, определив долю Российской Федерации, районов и городов в уставных капиталах образуемых акционерных обществ, законодатель предусмотрел, что при оценке указанных долей исходить из того, что имущество производственных эксплуатационных баз, газонаполнительных станций, газораспределительных сетей высокого и среднего давления, включая сооружения на них, относится к федеральной собственности.
Следовательно, установленный Указом N 341 запрет на приватизацию нашел свое отражение в иных нормативных актах, действующих в период приватизации в 1994 году.
Таким образом, газопроводы высокого и среднего давления, как элемент инженерной инфраструктуры г. Надым не могли быть приобретены в собственность ОАО "Надыммежрайгаз" в порядке приватизации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 31.12.1992 N 1705 государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным объединениям органами государственного управления, может быть внесено в уставный капитал соответствующими комитетами по управлению имуществом при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа. Порядок внесения имущественных вкладов государственными предприятиями и комитетами по управлению имуществом в товарищества и акционерные общества, создаваемые в порядке преобразования объединений, определяется Госкомимуществом России.
Документы, подтверждающие передачу спорного газопровода ОАО "Надыммежрайгаз", отсутствуют.
Доводы заявителя о невозможности отнесения спорного объекта к объектам инженерной инфраструктуры муниципального образования также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как указано выше, спорный объект не значится в реестре федеральной собственности, и не был передан ответчику в процессе приватизации.
В целях правовой определённости в отношении спорного имущества суд апелляционной инстанции полагает возможным учитывать следующее.
В соответствии со статьей 7 Закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 15 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со статьей 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для газоснабжения населения. При этом согласно статье 51 упомянутого закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе N 154-ФЗ от 8.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления".
С учетом статьи 212 ГК РФ суд полагает, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов газоснабжения, к которому относится спорный газопровод, а для эксплуатации газопровода муниципальное образование вправе создать специализированное муниципальное предприятие либо хозяйственное общество, которое в установленном порядке будет осуществлять эксплуатацию газопровода.
Согласно представленным суду апелляционной инстанции пояснениям конечная точка спорного газопровода находится в ГУ НИИ МПКС РАМН, на территории которого расположены котельные N 1 и N 2, находящиеся в собственности муниципального образования и переданные в хозяйственное ведение муниципальному предприятию. Котельные отапливают социальные объекты (Надымская центральная районная больница, и иные).
На основании распоряжения Администрации муниципального образования город Надым от 02.02.2010 N 42-р газопровод передан на обслуживание ООО "Надымгоргаз". В подтверждение данных пояснений приложены документы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно пришёл к выводу, что право собственности на газопровод высокого давления, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Надым, 107 км., может быть признано за муниципальным образованием гор. Надым.
Исковые требования ОАО "Надыммежрайгаз" о признании права собственности в силу приобретательной давности удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Как следует из материалов дела, ОАО "Надыммежрайгаз" знало, что спорный объект не был включен в план приватизации и в силу указанного выше порядка не мог быть включен в план приватизации государственного предприятия.
Таким образом, общество, основанное на государственной форме собственности, не могло пользоваться спорным имуществом как своим, и время, в течение которого общество владело спорным имущество, не может быть включено в период, по истечении которого он приобретает право собственности на данный объект в силу приобретательной давности.
Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.06.2008 N 780/08, определении от 12.12.2011 N ВАС-13464/11.
Само по себе несение бремени расходов на содержание спорного газопровода, на что ссылается истец в обоснование своих требований, не отвечает критерию добросовестного владения имуществом по смыслу статьи 234 ГК РФ, поскольку указанные расходы могли быть понесены ОАО "Надыммежрайгаз" в связи с использованием имущества в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли.
Доказательств соблюдения ОАО "Надыммежрайгаз" процедуры обращения и получения на каком-либо праве земельного участка, на котором расположен газопровод, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств, что спорный газопровод поставлен ОАО "Надыммежрайгаз" на учет в государственном реестре опасных производственных объектов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии такого обязательного признака, как осуществление обществом добросовестного владения имуществом как своим собственным в течение длительного периода времени, что исключает возможность признания за истцом права собственности на газопровод в силу приобретательной давности.
Доводы заявителя жалобы о том, что обстоятельства владения имуществом как своим собственным были установлены судом кассационной инстанции при рассмотрении дела А81-3056/2007, ошибочны, так как таких обстоятельств кассационная инстанция не устанавливала, в полномочия суда кассационной инстанции не входит установление фактических обстоятельств по делу (статья 287 АПК РФ). Кроме этого, указанное дело не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела ввиду отсутствия идентичности лиц, участвующих в деле (статья 69 АПК РФ).
При разрешении настоящего спора также учтена позиция Территориального управления в ходе судебного разбирательства, согласно которой ответчик считает обоснованным признание права собственности на спорный газопровод именно за муниципальным образованием.
Таким образом, удовлетворив требования Департамента и отказав ОАО "Надыммежрайгаз" в признании права собственности на спорный газопровод, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявленный Обществом иск о признании права собственности не является по смыслу статьи 132 АПК РФ встречным по отношению к заявленному Департаментом иску по субъектному составу.
Между тем, в настоящем деле объединение дел обусловлено положениями статьи 130 АПК РФ в целях недопущения принятия взаимоисключающих судебных актов, так как спор касается одного и тоже имущества (определение от 13 марта 2014 года по настоящему делу).
Предъявление иска Департаментом к ОАО "Надыммежрайгаз" обосновано тем, что именно указанное лицо претендует на спорное имущество, что отвечает статье 44 АПК РФ.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
Решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального или процессуального права, основания для его отмены отсутствуют, доводы апелляционной жалобы отклонены.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в её удовлетворении относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 мая 2014 года по делу N А81-6222/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6222/2013
Истец: Муниципальное учреждение "Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район"
Ответчик: ОАО "Надыммежрайгаз"
Третье лицо: Общество с ограниченной ответстенностью " Районные газовые сети", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом