г. Санкт-Петербург |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А56-17329/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.В.Горбачевой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Акопова Ю.Л. - доверенность N 01-32-45 от 02.06.2014
от ответчика (должника): предст. Пирожков И.А. - доверенность N 87 от 16.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18638/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2014 по делу N А56-17329/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) Администрации муниципального образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2014 N 7 и представления от 06.03.2014 N 5
установил:
Администрация муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 06.03.2014 N 7 и представления от 06.03.2014 N 5, вынесенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление).
Определением суда от 17.06.2014 произведена замена заявителя: Администрация муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области заменена на Администрацию муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области.
Решением суда от 21.07.2014 заявление Администрации удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 21.07.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым оставить в силе оспариваемые постановление и представление. Податель жалобы полагает, что Администрация, как лицо, обеспечивающее организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также осуществляющее деятельность по размещению отходов, правомерно привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании обращения жителей дома по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 17-Б, корп. 1-2 (вх. N 84/14 от 16.01.2014) на нарушения санитарного законодательства при расположении вблизи указанного жилого дома мусорных контейнеров, предназначенных для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, Управлением 03.02.2014 вынесено определение о возбуждении в отношении Администрации дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением при рассмотрении представленных документов, проведении 04.02.2014 и 14.02.2014 осмотров придомовой территории д. 17Б корп.1 и 2 и д. 17Б по ул. Рощинская г. Гатчина и территории расположения двух контейнерных площадок, предназначенных для сбора, временного хранения и вывоза накапливаемых твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов указанных домов, а также проведении 02.02.2014 и 14.02.2014 инструментальных замеров расстояний от месторасположения мусорных контейнеров до близлежащих жилых домов, выявлено следующее:
1. Размещение места временного хранения ТБО для контейнерной площадки, предназначенной для сбора, накопления и временного хранения бытовых отходов (отходов потребления), образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома 17Б по ул. Рощинская г. Гатчина, не определено Администрацией и не согласовано с районным архитектором Администрации и районной санитарно-эпидемиологической станцией (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе), что является нарушением части 1 статьи 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест";
2. Расстояние от мусорных контейнеров, установленных на контейнерной площадке, предназначенной для сбора, временного хранения бытовых отходов и мусора, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома 17Б корп. 1 и 2 по ул. Рощинская г. Гатчина до жилых зданий (д. 17Б корп.1 и 2 и д.17Б), составляет 19 м (протокол инструментальных измерений расстояния от 04.02.2014 N 7 и экспертное заключение по результатам инструментальных измерений расстояния от 05.02.2014 N17, выполненные филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Гатчинском районе"), что является нарушением части 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ и пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях";
3. Расстояние от мусорных контейнеров, установленных на контейнерной площадке, предназначенной для сбора, временного хранения бытовых отходов и мусора, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома 17Б по ул. Рощинская г. Гатчина до жилых зданий (д. 17Б корп.1 и 2 и д.17Б) составляет 18 м (протокол инструментальных измерений расстояния от 14.02.2014 N 12 и экспертное заключение по результатам инструментальных измерений расстояния от 14.02.2014 N 25, выполненные филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Гатчинском районе"), что является нарушением части 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ и пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях".
По результатам административного расследования 25.02.2014 Управлением в отношении Администрации составлен протокол N 5 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 06.03.2014 N 7 Администрация привлечена к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб. На основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением также вынесено представление от 06.03.2014 N 5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Администрации состава вмененного административного правонарушения, а также посчитал неправильной квалификацию вмененного Администрации правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом согласно указанной статье размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
В силу части 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Положением об Администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района, утвержденным решением Совета депутатов МО "Город Гатчина" от 23.06.2010 N 45 (далее - Положение об Администрации, в редакции, действовавший на момент вынесения оспариваемого постановления), к полномочиям Администрации отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 2.1.18).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, Администрация в рассматриваемом случае как орган управления осуществляет организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования. Полномочия Администрации по организации сбора и вывоза на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
Доказательств того, что Администрация как юридическое лицо является организацией, непосредственно занимающейся деятельностью, связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом не представлено. Положением об Администрации такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в числе полномочий Администрации не указаны.
Довод подателя жалобы о том, что Администрация осуществляет деятельность по размещению отходов, со ссылкой на пункт 23.14 Правил внешнего благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования "Город Гатчина", утверждённого решением Совета депутатов МО "Город Гатчина" от 24.06.2007 N 54, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Действительно пунктом 23.14 Правил внешнего благоустройства_ установлено, что размещение мест сбора и хранения отходов, контейнеров, площадок для контейнеров определяется органами архитектуры и градостроительства Администрации. Вместе с тем, указанные полномочия Администрации относятся к полномочиям в сфере организации сбора и вывоза отходов и не являются размещением отходов в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 89-ФЗ (статья 1).
Ненадлежащее исполнение Администрацией своих полномочий в части организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, как правомерно отметил суд первой инстанции, Администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, при этом оспариваемое постановление не содержит ссылок на нарушение норм Закона N 89-ФЗ. Администрации вменено в вину нарушение части 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ, пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Таким образом, оспариваемым постановлением Администрации фактически вменено в вину нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ. При этом, исходя из диспозиции статьи 6.3 КоАП РФ, субъектами административной ответственности могут быть любые юридические лица, в результате деятельности которых нарушаются соответствующие санитарные правила и нормы.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, при наличии специальной нормы (статья 6.3 КоАП РФ) действия Администрации в рассматриваемом случае неправильно квалифицированы Управлением по статье 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Администрации.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 21.07.2014 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июля 2014 года по делу N А56-17329/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17329/2014
Истец: Администрация Муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского Муниципального района, Администрация Муниципального образования Гатчинского Муниципального района Ленинградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области ( Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области)