город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2014 г. |
дело N А53-6696/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Александрова В.А., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: Кольцова Ивана Владимировича по доверенности от 14.01.2014; Шашкова Серафима Викторовича по доверенности от 15.10.2014,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: Кравцова Александра Дмитриевича по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2014 по делу N А53-6696/2014
принятое в составе судьи Колесник И.В.
по заявлению Министерства труда и социального развития Ростовской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Экспознак"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по Ростовской области, антимонопольный орган, управление) о признании незаконными решения от 11.03.2014 N 401/03 и предписания от 11.03.2014 N 147/03.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экспознак".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что комиссия министерства неправомерно отклонила заявку ООО "Экспознак", поскольку указанная заявка соответствовала требованиям документации об аукционе.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство труда и социального развития Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 04.08.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы министерство указывает, что требование аукционной документации к гарантийному сроку поставляемых товаров является залогом надежности поставки и последующей эксплуатации товара. Заказчик не установил конкретный срок гарантии, а предоставил участникам размещения заказа право самостоятельно его определять, установив ограничение его продолжительности - не менее 1 года. В заявке ООО "Экспознак" не был указан конкретный срок гарантии.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством труда и социального развития Ростовской области проводился открытый аукцион в электронной форме N 0158200000713000103/1 на поставку моноблоков для нужд министерства.
В УФАС по Ростовской области 03.03.2014 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Экспознак" о нарушении заказчиком при проведении названного аукциона норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела N 401/03, возбужденного в отношении заявителя по признакам нарушения законодательства в сфере размещения заказов, антимонопольным органом принято решение от 11.03.2014 N 401/03 о признании комиссии заказчика нарушившей ч. 5 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ. Указанное нарушение выразилось в необоснованном отказе в допуске к участию в аукционе участника - ООО "Экспознак", заявка которого соответствовала требованиям документации об аукционе.
Предписанием управления от 11.03.2014 N 147/03 министерству предписано отменить все сформированные в ходе размещения заказа протоколы и пересмотреть заявки с учетом решения от 11.03.2013.
Полагая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение решением и предписанием УФАС по Ростовской области прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту.
Наличие совокупности указанных условий судебная коллегия находит не доказанным.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), действующего на момент проведения аукциона, предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов (открытого аукциона) устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Частью 4 данной статьи определено, что кроме указанных в части 1 - 3 названной статьи требований Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пункт 6 части 4 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ предусматривает возможность указания в документации об аукционе требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно части 1 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом законодатель запрещает требовать от участника размещения заказа документы и сведения, не предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 (часть 7 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (часть 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.8 указанного Закона первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак;
Пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 данной статьи, не допускается.
Из материалов дела усматривается, что основанием для признания аукционной комиссии заказчика нарушившей ч. 5 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ послужил необоснованный, по мнению антимонопольного органа, отказ участнику - ООО "Экспознак" в допуске к участию в аукционе по причине представления сведений, не соответствующих требованиям документации об аукционе.
Так, согласно пункту 1.2 Документации об открытом аукционе первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара.
В разделе II документации "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" проекта контракта установлено следующее: на весь поставляемый товар, начиная с даты приемки товара Заказчиком, должна предоставляться гарантия поставщика, сроком действия не менее 1 года.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.02.2014 аукционная комиссия отказала ООО "Экспознак" в допуске к участию в аукционе N 0158200000713000103/1 на основании п. 1 ч. 1 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с неуказанием в заявке участника конкретного срока гарантии поставщика на предлагаемые моноблоки.
Из материалов дела следует, что ООО "Экспознак" в своей заявке указало: "Подавая конкурсную заявку, мы выражаем свое согласие со всеми требованиями и условиями, описанными в аукционной документации и проекте государственного контракта, в том числе с требованиями к гарантии, к комплектации, к техническим и функциональным характеристикам, к качеству и безопасности товаров, к срокам поставки, к упаковке, маркировке и отгрузке товаров, и другими требованиями, не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации".
Таким образом, данный участник аукциона указал в заявке о согласии поставить товар в соответствии с требованиями к гарантии. Из заявки не следует, что ООО "Экспознак" не будет соблюдать требования заказчика к гарантийному обслуживанию товара.
Антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие в заявке данного общества указания на представление гарантии сроком действия не менее 1 года не свидетельствует о несоответствии заявки требованиям документации об аукционе.
Довод министерства о том, что ООО "Экспознак" в заявке не указало конкретный срок гарантии, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания документации об аукционе не следует, что в составе первой части заявок участники должны указать конкретный гарантийный срок предлагаемого к поставке товара.
Учитывая изложенное, предлагаемый ООО "Экспознак" к поставке товар соответствовал техническому заданию и требованиям документации об аукционе, в том числе, требованиям к гарантии, следовательно, основания для отклонения заявки данного участника по указанной причине у аукционной комиссии отсутствовали.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что признание заявки данного участника не соответствующей требованиям документации об аукционе нарушает положения Закона N 94-ФЗ.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2014 по делу N А53-6696/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
В.А. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6696/2014
Истец: Мнистерство труда и социального развития Ростовской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: ООО "Экспознак"