г. Саратов |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А12-5747/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Никитина А.Ю., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2014 года по делу N А12-5747/2014, (судья Костерин А.В.),
по иску открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985)
к открытому акционерному обществу "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" (ИНН 3437000078, ОГРН 1023405570660)
третье лицо - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 6454069653, ОГРН 1046405408257),
о взыскании 223.500 руб.,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" представитель Куличенко Ирина Николаевна по доверенности N дюр-5 от 26.08.2013 года, действующей три года.
открытого акционерного общества "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" представитель Гудченков Андрей Анатольевич по доверенности N 76 от 03.10.2014 года, действующей один год.
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - ООО "Первая грузовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" (далее - ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий", ответчик) 223 500 руб. задолженности по штрафу за сверхнормативное пользование вагонами на станциях погрузки и выгрузки по договору N ДД/ФСрт/УМ-154/9 от 16.07.2009 в период мая - июня 2013 г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2014 года исковые требования ООО "Первая грузовая компания" удовлетворены в части.
С ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" в пользу ОАО "Первая грузовая компания" взыскано 208 000 руб. задолженности по оплате сверхнормативного пользования вагонами, а также 6 951,95 руб. судебных издержек по оплате государственной пошлины.
В остальной части исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Первая грузовая компания" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.07.2009 между открытым акционерным обществом "Первая грузовая компания" (по тексту договора Исполнитель) и открытым акционерным обществом "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" (по тексту договора Заказчик) заключен договор N ДД/ФСрт/УМ-154/9 (далее - Договор), который регулирует взаимоотношения сторон и оказание услуг по предоставлению Исполнителем собственных вагонов для участия в процессе перевозки грузов Заказчика.
На основании пункта 4.2.7. Договора с учетом дополнительных соглашений от 26.04.2010 N 7 и от 27.02.2012 N 16 Заказчик принимает на себя обязательства "при перевозках в полувагонах обеспечить простой вагонов, поданных согласно заявке, на станциях погрузки/выгрузки не более: 1 сутки на станции погрузки; 2 суток на станциях выгрузки. Срок нахождения вагонов на станции (погрузки и выгрузки) исчисляется с 00 часов 01 минут суток, следующих за датой прибытия на станцию назначения до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции назначения".
В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") вагона на станцию назначения (выгрузки или погрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") на станцию назначения или иную станцию, указанную Исполнителем, определяется:
- на территории Российской Федерации по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД";
- за пределами территории Российской Федерации на основании информационных отчетов (сообщений) экспедиторов и/или информационных источников, имеющихся у Исполнителя.
В случае несогласия заказчика со временем простоя, заявленным Исполнителем, и выставленной платой за время простоя, Заказчик предоставляет Исполнителю заверенные Заказчиком копию железнодорожной накладной относительно прибытия Вагона и квитанцию о приеме Вагона к перевозке при его отправлении. Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытию - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия на станцию, при отправлении - штемпель в перевозочном документе относительно отправления Вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД".
При не представлении Заказчиком вышеуказанных документов в течение 5 календарных дней со дня выставлении Исполнителем счета на оплату простоя, количество суток простоя считается признанным Заказчиком, и счет подлежит оплате в полном объеме.
На основании пункта 6.1. Договора за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором, включая все согласованные дополнительные соглашения и приложения к настоящему Договору. Заказчик несет ответственность за действия грузоотправителей и грузополучателей, как за свои собственные.
Из представленных суду первой инстанции документам следует, что простой вагонов на станциях выгрузки по данным систем "ЭТРАН" ОАО "РЖД" и АСУ ОАО "ПГК" в июне 2012 года составил:
вагон N 55478663 по накладной N АП574562 прибыл на станцию Актау-порт 03 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 06 июня 2012 года и отправлен на станцию Дон. Простой вагона на станции Актау-порт составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 60127727 по накладной N АП574573 прибыл на станцию Актау-порт 05 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 09 июня 2012 года и отправлен по накладной N АЛ237288 на станцию Дон. Простой вагона на станции Актау-порт составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 55244263 по накладной N АП574618 прибыл на станцию Актау-порт 10 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 13 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП237371 на станцию Дон. Простой вагона на станции Актау-порт составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52259181 по накладной N АП574680 прибыл на станцию Актау-порт 20 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 25 июня 2012 года и отправлен по накладной N АЛ237624 на станцию Дон. Простой вагона на станции Актау-порт составил фактически 5 суток, сверхнормативный 3 суток;
вагон N 55210041 по накладной N АП574633 прибыл на станцию Алма-Ата II 16 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 19 июня 2012 года и отправлен по накладной N 68822062 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Алма-Ата II составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56176795 по накладной N ЭЛ394032 прибыл на станцию Архангельск-город 22 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 27 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭМ012434 на станцию Жаровиха. Простой вагона на станции Архангельск-город составил фактически 5 суток, сверхнормативный 3 суток;
вагон N 52257300 по накладной N 3/1667021 прибыл на станцию Астрахань-2 24 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 28 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭЛ873691 на станцию Орловка. Простой вагона на станции Астрахань-2 составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 56360324 по накладной N АП574397 прибыл на станцию Бурул 30 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 02 июня 2012 года и отправлен по накладной N АЛ216780 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Бурул составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 54104328 по накладной N ЭК410862 прибыл на станцию Гуково 28 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 05 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭЛ008050 на станцию Божковская. Простой вагона на станции Гуково составил фактически 8 суток, сверхнормативный 6 суток;
вагон N 56339112 по накладной N ЭК410758 прибыл на станцию Екатеринбург-товарный 28 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 02 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭК854087 на станцию Смычка. Простой вагона на станции Екатеринбург-товарный составил фактически 5 суток, сверхнормативный 3 суток;
вагоны NN 56530678, 55211973 по накладным NN АП574607, АП574608 соответственно прибыли на станцию Жинишке 08 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагоны приняты к перевозке 12 июня 2012 года и отправлены по накладной N 80102403 на станцию Дон. Простой каждого вагона на станции Жинишке составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 56743255 по накладной N АП574695 прибыл на станцию Махамбет 19 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 июня 2012 года и отправлен по накладной N 80352589 на станцию Дон. Простой вагона на станции Махамбет составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 55424550 по накладной N АП574696 прибыл на станцию Махамбет 19 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 июня 2012 года и отправлен по накладной N 80352588 на станцию Дон. Простой вагона на станции Махамбет составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 52176419 по накладной N АП574697 прибыл на станцию Махамбет 19 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 июня 2012 года и отправлен по накладной N 80352587 на станцию Дон. Простой вагона на станции Махамбет составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 55245906 по накладной N АП574523 прибыл на станцию Махамбет 03 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 06 июня 2012 года и отправлен на станцию Жем. Простой вагона на станции Махамбет составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55827489 по накладной N ЭЛ213474 прибыл на станцию Назрань 14 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 18 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭЛ598452 на станцию Курганная. Простой вагона на станции Назрань составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 56512817 по накладной N ЭЛ253743 прибыл на станцию Прохладная 13 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 16 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭЛ550893 на станцию Андреедмитриевка. Простой вагона на станции Прохладная составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны NN 55435325, 58036484, 56232564, 56458227, 67408914, 56361074, 55213565, 67437855, 67077404 по накладным NN АП574625, АП574626, АП574627, АП574628, АП574629, АП574632, АП574639, АП574640, АП574641 прибыли на станцию Туркестан 13 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагоны приняты к перевозке 16 июня 2012 года и отправлены по накладной N 05063517 на станцию Жем. Простой каждого вагона на станции Туркестан составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56740574 по накладной N АП574694 прибыл на станцию Туркестан 22 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 25 июня 2012 года и отправлен по накладной N 68086842 на станцию Жем. Простой вагона на станции Туркестан составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55221865 по накладной N АП574541 прибыл на станцию Чимкент 02 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 05 июня 2012 года и отправлен по накладной N 68136098 на станцию Жем. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 53002747 по накладной N АП574624 прибыл на станцию Чимкент 14 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 17 июня 2012 года и отправлен по накладной N 68136532 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 54036215 по накладной N АП574636 прибыл на станцию Чимкент 14 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 17 июня 2012 года и отправлен по накладной N 68136531 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56009954 по накладной N АП574637 прибыл на станцию Чимкент 14 июня 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 17 июня 2012 года и отправлен по накладной N 68136530 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55465900 по накладной N АП574391 прибыл на станцию Чимкент 29 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 01 июня 2012 года и отправлен по накладной N 68135963 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки.
Простой вагонов на станции погрузки по данным систем "ЭТРАН" ОАО "РЖД" и АСУ ОАО "ПГК" в июне 2012 года с учетом проведенной корректировки составил:
вагон N 54316708 по накладной N ЭЛ638725 прибыл на станцию Себряково 19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 28 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574803 на станцию Актау-порт. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 9 суток, сверхнормативный 8 суток;
вагон N 55062509 по накладной N ЭЛ640704 прибыл на станцию Себряково 19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 21 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574802 на станцию Актау-порт. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52366614 по накладной N ЭЛ766793 прибыл на станцию Себряково 24 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 26 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574835 на станцию Алма-Ата II. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55451611 по накладной N ЭЛ339192 прибыл на станцию Себряково 18 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 22 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭЛ806181 на станцию Астрахань-1. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 3 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 54878319 по накладной N ЭЛ817441 прибыл на станцию Себряково 26 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 27 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 29 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574938 на станцию Бейнеу. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52173382 по накладной N ЭЛ638725 прибыл на станцию Себряково 19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 21 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574805 на станцию Ганюшкино. Простой вагона на'станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52369535 по накладной N ЭЛ369137 прибыл на станцию Себряково 18 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 22 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭЛ805250 на станцию Екатеринбург-товарный. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 3 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 56428717 по накладной N ЭЛ631773 прибыл на станцию Себряково 26 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 27 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 29 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574836 на станцию Жинишке. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны NN 52285715, 67473181 по накладной N ЭК971032 прибыли на станцию Себряково 08 июня 2012 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 10 июня 2012 года и отправлены по накладным NN АП574666, АП574665 соответственно на станцию Кишпы. Простой каждого вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 66975582 по накладной N ЭЛ002081 прибыл на станцию Себряково 07 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 08 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 10 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574675 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 57443921 по накладной N ЭЛ016862 прибыл на станцию Себряково 08 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 10 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574664 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56473531 по накладной N ЭЛ143324 прибыл на станцию Себряково 13 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 14 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 16 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574706 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55225080 по накладной N ЭЛ 194385 прибыл на станцию Себряково 13 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 14 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 16 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574703 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56293756 по накладной N ЭЛ243366 прибыл на станцию Себряково 13 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 14 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 16 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574781 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны NN 56726268, 56733652 по накладной N ЭЛ256833 прибыли на станцию Себряково 13 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 14 июня 2012 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 16 июня 2012 года и отправлены по накладным NN АП574783, АП574782 соответственно на станцию Кишлы. Простой каждого вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56171366 по накладной N ЭЛ288361 прибыл на станцию Себряково 13 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 14 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 16 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574704 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55229207 по накладной N ЭЛ288565 прибыл на станцию Себряково 13 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 14 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 16 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574707 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны NN 52472362, 55465140, 55465991, 56366032, 56590318 по накладной N ЭЛ368963 прибыли на станцию Себряково 13 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 14 июня 2012 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 16 июня 2012 года и отправлены соответственно по накладным NN АП574710, АП574705, АП574702, АП574711, АП574709 на станцию Кишлы. Простой каждого вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55271498 по накладной N ЭЛ369137 прибыл на станцию Себряково 18 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 22 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574826 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 3 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагоны NN 52326865, 55121537, 55219232, 56590029, 56799323, 57515538, 58037995 по накладной N ЭЛ612531 прибыли на станцию Себряково 18 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа на вагон N 56590029-19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагоны NN 52326865, 55121537, 56799323, 57515538, 58037995 приняты к перевозке 20 июня 2012 года, а вагоны NN 55219232, 56590029 приняты к перевозке 21 июня 2012 года и отправлены по накладным NN АП574810, АП574808, АП574806, АП574809, АП574807, АП574811, АП574812 на станцию Кишлы. Простой на станции Себряково вагонов NN 52326865, 55121537, 56799323, 57515538, 58037995, 56590029 составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки, вагона N 55219232 составил фактически 3 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 52351756 по накладной N ЭЛ638725 прибыл на станцию Себряково 19 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 20 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 22 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574824 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56740574 по накладной N ЭЛ144141 прибыл на станцию Себряково 11 июня 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 12 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 14 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574694 на станцию Туркестан. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52320934 по накладной N ЭЛ640704 прибыл на станцию Себряково 19 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 21 июня 2012 года и отправлен по накладной N АП574801 на станцию Узень. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 67401414 по накладной N ЭК930573 прибыл на станцию Себряково 05 июня 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 07 июня 2012 года и отправлен по накладной N ЭЛ198177 на станцию Черкесск. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки.
Простой вагонов на станциях выгрузки по данным систем "ЭТРАН" ОАО "РЖД" и АСУ ОАО "ПГК" в мае 2012 года составил:
вагон N 56469737 по накладной N АП574400 прибыл на станцию Актау-порт 21 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 24 мая 2012 года и отправлен по накладной N АП236987 на станцию Дон. Простой вагона на станции Актау-порт составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55275143 по накладной N АП574227 прибыл на станцию Бейнеу 30 апреля 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 10 мая 2012 года и отправлен по накладной N АЛ165626 на станцию Дон. Простой вагона на станции Бейнеу составил фактически 10 суток, сверхнормативный 8 суток;
вагон N 55408686 по накладной N АП574288 прибыл на станцию Бурул 07 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 12 мая 2012 года и отправлен по накладной N АЛ216624 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Бурул составил фактически 5 суток, сверхнормативный 3 суток;
вагон N 55255228 по накладной N ЭК128032 прибыл на станцию Грозный 22 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 25 мая 2012 года и отправлен по накладной N ЭК646268 на станцию Курганная. Простой вагона на станции Грозный составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 67519512 по накладной N ЭК321377 прибыл на станцию Грозный 23 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 26 мая 2012 года и отправлен по накладной N ЭК686102 на станцию Чапаевка-Ростовская. Простой вагона на станции Грозный составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 56388440 по накладной N АП574441 прибыл на станцию Жинишке 21 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 27 мая 2012 года и отправлен по накладной N 80101938 на станцию Дон. Простой вагона на станции Жинишке составил фактически 6 суток, сверхнормативный 4 суток;
вагон N 67299651 по накладной N ЭК128150 прибыл на станцию Кутум 17 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 21 мая 2012 года и отправлен по накладной N ЭК304005 на станцию Орловка. Простой вагона на станции Кутум составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 52362381 по накладной N ЭЙ774701 прибыл на станцию Назрань 11 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 14 мая 2012 года и отправлен по накладной N ЭК172870 на станцию Лабинская. Простой вагона на станции Назрань составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55400790 по накладной N ЭК535579 прибыл на станцию Палагиада 26 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 30 мая 2012 года и отправлен по накладной N ЭК865524 на станцию Ерунаково. Простой вагона на станции Палагиада составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 55149629 по накладной N АП574261 прибыл на станцию Чимкент 19 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135631 на станцию Жомарт. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 52475324 по накладной N АП574385 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135717 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52337375 по накладной N АП574386 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135718 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55266480 по накладной N АП574390 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135641 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 53264826 по накладной N АП574392 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135642 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 61192852 по накладной N АП574395 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 67231472 по накладной N АП574396 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135645 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 64735061 по накладной N АП574436 прибыл на станцию Чимкент 22 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 26 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135758 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 55751853 по накладной N АП574437 прибыл на станцию Чимкент 22 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 26 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135760 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 56436934 по накладной N АП574439 прибыл на станцию Чимкент 22 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 26 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135759 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 4 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 55266506 по накладной N АП574443 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135643 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55279103 по накладной N АП574451 прибыл на станцию Чимкент 20 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 мая 2012 года и отправлен по накладной N 68135640 на станцию Караганда-угольная. Простой вагона на станции Чимкент составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 67517920 по накладной N АП574290 прибыл на станцию Шетпе 04 мая 2012 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 10 мая 2012 года и отправлен по накладной N 30883605 на станцию Астрахань-2. Простой вагона на станции Шетпе составил фактически 6 суток, сверхнормативный 4 суток.
Простой вагонов на станции погрузки по данным систем "ЭТРАН" ОАО "РЖД" и АСУ ОАО "ПГК" в мае 2012 года с учетом проведенной корректировки (письмо от 10 сентября 2012 года N ИД/ФСрт/ФКД-2251/12) составил:
вагон N 53839585 по накладной N ЭЙ596317 прибыл на станцию Себряково 03 мая 2012 года. Расчетная дата прибытия для начисления штрафа - 04 мая 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 06 мая 2012 года и отправлен по накладной N АП574384 на станцию Кишлы. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52304441 по накладной N ЭЙ743492 прибыл на станцию Себряково 09 мая 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 11 мая 2012 года и отправлен по накладной N АП574444 на станцию Махамбет. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 52282373 по накладной N ЭЙ853174 прибыл на станцию Себряково 09 мая 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 12 мая 2012 года и отправлен по накладной N ЭК094100 на станцию Титаровка. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 3 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 56075484 по накладной N ЭЙ743492 прибыл на станцию Себряково 09 мая 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 11 мая 2012 года и отправлен по накладной N ЭК063595 на станцию Харабалинская. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55266506 по накладной N ЭЙ775894 прибыл на станцию Себряково 09 мая 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 11 мая 2012 года и отправлен по накладной N АП574443 на станцию Чимкент. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 55217251 по накладной N ЭЙ743968 прибыл на станцию Себряково 09 мая 2012 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 11 мая 2012 года и отправлен по накладной N АП574450 на станцию Шетпе. Простой вагона на станции Себряково составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки.
В соответствии с пунктом 6.4. Договора (с учетом дополнительного соглашения N 16 от 27.02.2012) при перевозках в полувагонах в случае допущения Заказчиком (грузоотправителями, грузополучателями) простоя вагонов сверх сроков, установленных в пункте 4.2.7. настоящего Договора, на станции погрузки/выгрузки, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты штрафа за сверхнормативное пользование вагонами в размере: 1500 рублей в сутки за один вагон.
Согласно представленного истцом расчета за ответчиком образовалось 223 500 руб. задолженности по штрафу за сверхнормативное пользование вагонами на станциях погрузки и выгрузки по договору N ДД/ФСрт/УМ-154/9 от 16.07.2009 в период мая - июня 2013 г.
Счета NN 241/LU от 19.09.2012 года, 258/LU от 07.09.2012 года, 304/LU от 30.06.2012 года, 305/Ш от 30.06.2012 года, с расчетами штрафов, пеней, связанных с оказанными услугами по заключенному договору Истец предоставил Ответчику, который в течении 5 календарных дней выставленные счета не оплатил и не оспорил.
С целью досудебного урегулирования спора и исполнения п. 6.4. указанного выше договора в адрес Ответчика были отправлены претензии NN ИД/ПР/ФСрт- 749/13, ИД/ПР/ФСрт-746/13, ИД/ПР/ФСрт-745/13, ИД/ПР/ФСрт-740/13, которые Ответчик оставил без рассмотрения.
В связи с уклонением ответчика от оплаты указанной задолженности истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" раскрыты основные понятия "железнодорожный транспорт необщего пользования" и "оператор железнодорожного подвижного состава", которым признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" регулирует отношения, возникшие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Таким образом, в рамках обеспечения перевозочного процесса могут оказываться транспортно-экспедиционные услуги по организации и сопровождению грузов либо его перевозке железнодорожным транспортом.
Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности и оказание услуг по организации перевозок любыми видами транспорта определяется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), применяемого во взаимосвязи со статьей 421 ГК РФ, стороны свободны в заключении договора и формировании его условий, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
В целях обеспечения исполнения обязательств стороны в пункте 4.2.7 договора определили сроки простоя вагонов на станциях погрузки (выгрузки), за нарушение которых исполнитель услуг вправе требовать уплаты договорной неустойки.
Указанный вид ответственности с учетом специфики заключенного договора направлен на обеспечение производительности оборота вагонов в перевозочном процессе.
Материалами дела подтверждается факт нарушения сроков, представленные информационные отчеты системы "ЭТРАН" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по каждому вагону ответчиком не оспорены, с учетом пункта 4.2.7 договора железнодорожные накладные, имеющие отметки о прибытии и отправлении со станции назначения, опровергающие данные, отраженные в отчетах железной дороги, ответчиком представлены не были.
В силу статьи 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
С учетом положений указанной нормы ссылки ответчика на то, что простой вагонов допущен по вине других лиц, в том числе ОАО "РЖД" правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом представлено недостаточно доказательств вины ответчика в части простоя вагонов в спорный период.
По заявке ответчика от 24.04.2012 г. подлежало подаче 04.05.2012 г. 5 вагонов по Казахской ж.д., однако исполнитель фактически представил 7 вагонов, в том числе N 53839585. Таким образом, в связи с нарушением обязательства самого исполнителя на один из вагонов поданных в указанный день сверх заявки штраф за сверхнормативный простой не может быть начислен.
По заявке ответчика от 16.05.2012 г. подлежало подаче 08.06.2012 г. 5 вагонов по Казахской ж.д., однако исполнитель фактически представил 9 вагонов, в том числе вагоны N 52285715, N 67473181, N 57443921. По которым исполнитель учел простой в количестве 1 дня по каждому из вагонов.
По заявке ответчика от 16.05.2012 г. подлежало подаче 11.06.2012 г. 4 вагона по Казахской ж.д., однако исполнитель фактически представил 5 вагонов, в том числе 56740574.
По заявке ответчика от 16.05.2012 г. подлежало подаче 19.06.2012 г. 4 вагона по Казахской ж.д., однако исполнитель фактически представил 9 вагонов, в том числе вагоны N 55062509, N 52173382, N 52351756, N 52320934, за которыми истцом был определен простой в течении 1 суток за каждый из вагонов, а также вагон N 54316708 - простой 8 суток.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что представление исполнителем вагонов свыше количества затребованных заказчиком исключает возможность исполнителя требовать оплаты простоя этих излишних вагонов.
При этом учтено, что действия исполнителя не могли быть причиной простоя вагона N 54316708 на срок свыше одних суток, поскольку на следующий день 20.06.2012 г. исполнитель вместо 4 заказанных вагонов подал один, то есть заказчик мог и должен был отправить указанный вагон, но не сделал этого.
Таким образом, обоснованно не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании неустойки в размере 15 000 руб. за простой вагонов, в том числе:
1 вагона в течении 1 дня - 04.05.2012 г.;
3 вагонов в течении 1 дня - 08.06.2012 г;
1 вагона в течении 1 дня - 11.06.2012 г 5 вагонов в течении 1 дня - 19.06.2012 г.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части взыскания 208 000 руб. (223 500 руб. - 15 000 руб.) задолженности по оплате сверхнормативного пользования вагонами суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы суд апелляционной инстанции считает необоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на неверном толковании закона.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2014 года по делу N А12-5747/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5747/2014
Истец: ОАО "Первая грузовая компания"
Ответчик: ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", Филиал ОАО "РЖД" Приволжская железная дорога