г. Вологда |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А52-3968/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 мая 2014 года по делу N А52-3968/2013 (судья Героева Н.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Деньжаков Игорь Викторович (ОГРНИП 307644921800029; ИНН 644901921817) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (место нахождения: 180004, город Псков, Октябрьский проспект, дом 48; ОГРН 1036000302964; ИНН 6027028292; далее - управление, УМВД) о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства MAH NL 202, кузов WMAA103506BO17481, государственный регистрационный знак АС 313 64, связанных с заменой номерных агрегатов, и о возложении на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления регистрационного учета транспортного средства MAH NL 202, кузов WMAA103506BO17481, государственный регистрационный знак АС 313 64, а также направления письменного уведомления в Управление Министерства внутренних дел России по Саратовской области о восстановлении регистрационного учета указанного транспортного средства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АртКом" (далее - ООО "АртКом").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 27 мая 2014 года по делу N А52-3968/2013 признаны незаконными действия управления по аннулированию регистрационных действий в отношении транспортного средства MAH NL 202 (кузов WMAA103506BO17481, государственный регистрационный знак АС 313 64), связанных с заменой номерных агрегатов. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Деньжакова И.В. путем восстановления регистрационного учета транспортного средства MAH NL 202 (кузов WMAA103506BO17481, государственный регистрационный знак АС 313 64), в течение десяти дней с даты вступления в законную силу судебного акта с производством всех необходимых регистрационных действий, а также путем направления письменного уведомления в Управление Министерства внутренних дел России по Саратовской области о восстановлении регистрационного учета указанного транспортного средства.
Управление с названным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в результате замены кузова и двигателя фактически собрано другое транспортное средство, отличное от исходного (базового) транспортного средства и не соответствующее транспортному средству, на которое был оформлен паспорт. При осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова и двигателя транспортному средству был присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации. На основании этого считает, что управлением правомерно проведены действия по аннулированию регистрации транспортного средства "MAH NL 202".
Предприниматель Деньжаков И.В. и ООО "АртКом" в совместном отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, предприниматель Деньжаков И.В. по договору купли-продажи от 22.05.2013 (том 1, листы 33 - 36) приобрел транспортное средство "MAH NL 202" с VIN кузова WMAA103506B017481, о чем заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серии 64 09 N 325799 и сделаны соответствующие отметки в паспорте транспортного средства 60 НК 822316, выданном МОГТО АСИРЭР г. Пскова 09.12.2011 (в договоре, видимо, допущена опечатка при указании номера кузова: вместо в VIN кузова WMAA103506B017481 указан VIN кузова WVFF103506D017461).
Прежним собственником, ООО "АртКом", 02.12.2011 подано заявление в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения по городу Пскову (том 1, лист 43) о внесении изменений в конструкцию транспортного средства: замена кузова "MAH 240" с номером кузова WMA1932627B000811 на кузов "MAH NL 202" с номером кузова WMAA103506B017481, а также установка двигателя D2866LUH22 N 38789080411281.
Кузов "MAH NL 202" с VIN WMAA103506B017481 ввезен на территорию Российской Федерации 30.11.2011 по грузовой таможенной декларации N 10209095/301111/0006773 (кузов автобуса городского в сборе для пассажирских перевозок) (том 1, лист 54). Выпуск и обращение на территории Российской Федерации разрешены.
Силовой агрегат для автобуса ввезен на территорию Российской Федерации 02.12.2011 по грузовой таможенной декларации N 10209080/021211/0005421 (дизельный двигатель в сборе с КПП: MAH 191 KW) (том 1, лист 57). Выпуск и обращение на территории Российской Федерации разрешены.
На основании вышеуказанного заявления и решения по нему от 02.12.2011 (том 1, лист 44) представительством Института безопасности дорожного движения по Псковской области ООО "Престиж-М" для определения возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства проведена техническая экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение от 02.12.2011 N 1102/11 (том 1, листы 47 - 49).
На основании положительного заключения экспертизы ООО "Престиж-М" произведены работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства: замена кузова "MAH 240" с VIN кузова WMA1932627B000811 на кузов "MAH NL 202" с VIN кузова WMAA103506B017481, а также замена двигателя модели D2566MUN N 32942771163111 на двигатель модели D2866LUH22 N 38789080411281, о чем составлено заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (том 1, листы 45 - 46).
ООО "АртКом" 08.12.2011 получена диагностическая карта (том 1, лист 62), свидетельство 60АА486342 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (том 1, листы 122 - 123) и паспорт транспортного средства 60НК822316, где в графе "Особые отметки" внесена соответствующая запись о замене кузова с указанием номера свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (том 1, лист 38).
В соответствии с указаниями Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 ответчиком проведена проверка по факту совершения регистрационных действий с транспортным средством (автобусом MAH), основанием для которой послужило письмо начальника РЭО ГИБДД МУ МВД России "Энгельское" по Саратовской области о необходимости проведения проверки обоснованности выдачи свидетельства 60АА486342 о соответствии конструкции транспортного средства "MAH NL 202" с VIN кузова WMAA103506B017481 и установленным двигателем модели D2866LUH22 N 38789080411281 требованиям безопасности (том 2, лист 54).
По результатам указанной проверки составлено заключение от 28.06.2013, утвержденное начальником МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области, о необходимости аннулировать свидетельство 60АА486342 и направить копию заключения в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области для аннулирования произведенного с транспортным средством MAH 240, VIN WMA1932627B000811, государственный регистрационный знак Е417ЕХ60, регистрационного действия, связанного с изменением конструкции (том 1, листы 102 - 105).
В связи с аннулированием регистрационных действий, 02.07.2013 в карточку учета транспортного средства внесена запись о снятии его с учета в связи с признанием недействительной регистрации.
Полагая незаконными действия УМВД по аннулированию регистрации транспортного средства MAH NL 202, VIN кузова WMAA103506BO17481, государственный регистрационный знак АС 313 64 предприниматель обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что управление не представило доказательств несоответствия транспортного средства MAH NL 202 с внесенными изменениями в конструкцию требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и обоснованности аннулирования свидетельства и регистрационных действий.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации). При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что базовое транспортное средство - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля в том числе на другую модель (модификацию). При этом в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указываются марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делается отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ".
В данном случае замена кузова транспортного средства и двигателя не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Из Правил регистрации следует, что транспортное средство возможно определить по таким двум основным частям как кузов (для грузового автомобиля кабина) и шасси.
В рассматриваемой ситуации кузов транспортного средства "MAH 240" с VIN кузова WMA1932627B000811 заменен на кузов "MAH NL 202" с VIN кузова WMAA103506B017481, а также произведена замена двигателя модели D2566MUN N 32942771163111 на двигатель модели D2866LUH22 N 38789080411281.
Такая замена фактически повлекла невозможность идентифицировать спорное транспортное средство, поскольку его идентификационные номера были утрачены в результате указанной операции.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданном Госавтоинспекцией после внесения описанных выше изменений, указывается на возможность его идентификации только по кузову.
Как отмечено выше, установленный на транспортно средстве MAH 240 с VIN WMA1932627B000811 кузов MAH NL 202 с VIN WMAA103506B017481 ввезен на территорию Российской Федерации 30.11.2011 по грузовой таможенной декларации N 10209095/301111/0006773 (том 1, лист 54).
В описательной части декларации указано, что ввезенный кузов предназначен для установки на автобус городской в сборе для пассажирских перевозок марки "МАН" тип "NL 202".
Следовательно, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова и двигателя фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Помимо этого из экспертного заключения от 02.12.2011 N 1102/11 (том 1, листы 47 - 49) о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выданного представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области - ООО "Престиж-М", на основании которого было выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности 60АА485779, следует, что объектом экспертизы являлось транспортное средство "MAH 240" с VIN WMA1932627B000811, а также двигателем модели D2566MUN N 32942771163111. Транспортное средство "MAH NL 202" с VIN кузова WMAA103506B017481 объектом экспертизы не являлось.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству "MAH NL 202" не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учетом изложенного у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой кузова транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в связи с заменой кузова и двигателя создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание приведенный в отзыве на апелляционную жалобу довод предпринимателя о нарушении ответчиком процедуры принятия решения при аннулировании регистрационных действий, поскольку данный довод не был заявлен в суде первой инстанции в качестве основания оспаривания действий управления. Кроме того, действующим законодательством на управление не возложена обязанность знакомить заявителя с документами, послужившими основанием для принятия решения об аннулировании регистрации транспортного средства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации спорного транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
Также аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, а в удовлетворении заявленных предпринимателем требований - отказать.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 27 мая 2014 года по делу N А52-3968/2013 отменить.
Отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Деньжакова Игоря Викторовича о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области по аннулированию регистрации транспортного средства MAH NL 202, кузов WMAA103506BO17481, государственный регистрационный знак АС 313 64, связанных с заменой номерных агрегатов, и о возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления регистрационного учета транспортного средства MAH NL 202, кузов WMAA103506BO17481, государственный регистрационный знак АС 313 64, а также направления письменного уведомления в Управление Министерства внутренних дел России по Саратовской области о восстановлении регистрационного учета указанного транспортного средства.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3968/2013
Истец: ИП Деньжаков Игорь Виктороввич, ИП Деньжаков Игорь Викторович
Ответчик: УМВД Российской Федерации по Псковской области, Управление Министерства ввнутренних дел Российской Федерации по Псковской области
Третье лицо: ООО "АртКом"