г. Вологда |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А05-5049/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2014 года по делу N А05-5049/2014 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "город Архангельск", место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9, ОГРН 1022900510709; ИНН 2901012238 (далее - Предприятие, МУП "Водоконал") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция) от 02.04.2014 N 01-10/140 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что им приняты все зависящие от него меры по устранению недостатков водоснабжения дома N 339 по пр. Ленинградский в г. Архангельске; причиной нарушения режима обеспечения жильцов указанного дома является бездействие собственника имущества - мэрии города Архангельска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.03.2014 N А-04/01-15/732 должностными лицами Инспекции проведена плановая выездная проверка Предприятия с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 339, с жалобой на ненормативное давление холодного водоснабжения с 2009 года, что влечет за собой нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, проведена внеплановая выездная проверка МУП "Водоканал".
В ходе проверки установлено нарушение нормативного уровня обеспечения жильцов коммунальной услугой по холодному водоснабжению, а именно - давление холодной воды в точках разбора составило: в квартире N 7 - 0,0 кгс/кв.см, в квартире N 8 - 0,7 кгс/кв.см, в квартире N 9 - 0,3 кгс/кв. см, квартире N 10 - 0,0 кгс/кв.см при установленном пунктом 3 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам нормативе от 0,3 до 6,0 кгс/кв. см. Давление холодной воды на вводе в дом составило 0,7 кгс/ кв.см при установленном СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" нормативе в 1,4 кгс/кв. см.
Указанные нарушения зафиксированы в акте от 17.03.2014 N А-04/02-06/435.
В отношении Предприятия 19.03.2014 составлен протокол N А-04/02-08/144 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Исполняющий обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Лукин А.Н. 02.04.2014 в отсутствие представителя Предприятия вынес постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/140, которым Предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП "Водоканал" обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ признаются должностные и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Как следует из устава заявителя, Предприятие создано в соответствии с решением исполкома Архангельского городского Совета народных депутатов от 23.09.1991. Пунктом 2.2 устава Предприятия установлено, что предметом его деятельности является производство работ и оказание услуг в соответствии с муниципальным договором-заказом, направленное на удовлетворение запросов и потребностей жителей города в области водоснабжения и водоотведения и получения прибыли. Для достижения этих целей предприятие осуществляет разные виды деятельности, в том числе подготовку и транспортировку питьевой воды, следовательно, является ресурсоснабжающей организацией и субъектом правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В приложении N 1 к этим же Правилам предусмотрено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах должно составлять от 0,03 кгс/кв. см до 0,6 кгс/кв. см, у водозаборных колонок - не менее 0,1 кгс/кв. см; отклонение давления в системе холодного и горячего водоснабжения не допускается. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Пунктом 5.11 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*" (далее - СП 31.13330.2012), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14, предусмотрено, что минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.
В соответствии с распоряжением мэра города Архангельска от 22.03.1995 N 215р "Об упорядочении границ эксплуатационной ответственности объектов инженерной инфраструктуры" Предприятие обязано исполнить обязанность по подаче коммунального ресурса в необходимых потребителю объемах до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
Следовательно, Предприятие является лицом, ответственным за бесперебойное круглосуточное водоснабжение жителей дома 339 по пр. Ленинградский в г. Архангельске до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
В апелляционной жалобе МУП "Водоканал" ссылается на то, что нормы СНиП 2.04.02-84 не могут быть применены к деятельности Предприятия, поскольку в соответствии с разделом 1. "Область применения" указанный свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
Указанный довод отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2.10.1. Правил N 168 водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству должны соответствовать требованиям стандарта.
Таким образом, в обязанности Предприятия входит не только поставка воды, отвечающей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, но и обеспечение бесперебойного и надлежащего снабжения ею потребителей.
Приложение N 1 к данным Правилам устанавливает перечень нормативно-технической документации, требованиям которой должна соответствовать деятельность предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по эксплуатации действующих объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
В числе нормативно-технической документации указаны СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (пункт 27 приложения N 1).
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пунктом 24 указанного Перечня установлена обязательность применения, в том числе, раздела 2 (пункты 2.1. - 2.10., 2.26. - 2.28.) СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Кроме того, в соответствии с пунктом 2.10.13. Правил N 168 в качестве критерия бесперебойности подачи воды устанавливается выполнение требований (27), то есть СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
С 01.01.2013 введен в действие Свод правил СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*".
Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 (пункт 5.11) содержит аналогичные установленным СНиП 2.04.02-84 до 01.01.2013 (пункт 2.26) требования к минимальному свободному напору в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли.
Следовательно, положения СП 31.13330.2012 являются обязательными для МУП "Водоконал" и должны соблюдаться в процессе эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения.
При таких обстоятельствах в действиях Предприятия имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятием не представлено доказательств невозможности соблюдения нормативов давления холодного водоснабжения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
При этом доводы подателя жалобы о том, что он не является собственником муниципальных систем водопроводно-канализационного хозяйства, а также ссылки на принятие им всех зависящих от него мер по устранению недостатков водоснабжения дома N 335 по пр. Ленинградский в г. Архангельске отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Предприятие согласно уставу осуществляет деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению населению, прочим потребителям с целью получения прибыли и другие виды деятельности непосредственно связанные с обеспечением населения питьевой водой.
Следовательно, оно обязано обеспечивать потребителей качественной питьевой водой, соблюдать установленные требования к питьевому водоснабжению.
При этом в силу положений действующего законодательства права потребителя на получение воды надлежащего качества не должны нарушаться.
Ссылка МУП "Водоканал" на разработку и передачу в мэрию города Архангельска технических условий на водоснабжение в доме N 339 по пр. Ленинградский в г. Архангельске, не является доказательством принятия им всех возможных мер по соблюдению установленных нормативных требований.
Суд первой инстанции правомерно отклонил также ссылку Предприятия на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 05.04.2012 по делу N 2-491/2012, поскольку МУП "Водоканал" не представлены доказательства того, что после вступления в силу решения суда заявителем предпринимались меры по недопущению выявленных нарушений. Материалы дела не содержат доказательств того, что в настоящее время Предприятие не имеет возможности обеспечить нормативное давление воды в силу не зависящих от него обстоятельств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления Инспекции.
Оснований для освобождения Предприятия от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения апелляционной инстанцией не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административных правонарушениях судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2014 года по делу N А05-5049/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5049/2014
Истец: МУП "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области