г. Самара |
|
16 октября 2014 г. |
А72-4457/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2014 года по делу N А72-4457/2014 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЦ "ДИВЕС" (ОГРН 1027301579425), Ульяновская область, г.Ульяновск,
к Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка,
при участии третьего лица: Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка,
о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" по неисполнению требований исполнительных документов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КЦ "ДИВЕС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" с заявлением, в котором, с учетом последних уточнений, принятых судом, просил:
1. Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" по неисполнению требований исполнительных документов:
- исполнительный лист серии АС N 001963600, выданный 06 мая 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9275/2012;
-исполнительный лист серии АС N 002581097, выданный 29 августа 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-12799/2012;
-исполнительный лист серии АС N 002584302, выданный 08 ноября 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2314/2013.
2. Обязать Муниципальное учреждение "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" после вступления настоящего решения в законную силу приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительных документов:
- исполнительный лист серии АС N 001963600, выданный 06 мая 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9275/2012;
-исполнительный лист серии АС N 002581097, выданный 29 августа 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-12799/2012;
-исполнительный лист серии АС N 002584302, выданный 08 ноября 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2314/2013.
Определением от 19.06.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Ульяновский район".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2014 года признано незаконным бездействие Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" по неисполнению требований исполнительных документов:
- исполнительный лист серии АС N 001963600, выданный 06 мая 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9275/2012;
-исполнительный лист серии АС N 002581097, выданный 29 августа 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-12799/2012;
-исполнительный лист серии АС N 002584302, выданный 08 ноября 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2314/2013.
Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" после вступления настоящего решения в законную силу вменено в обязанность приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительных документов:
-исполнительный лист серии АС N 001963600, выданный 06 мая 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9275/2012;
-исполнительный лист серии АС N 002581097, выданный 29 августа 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-12799/2012;
- исполнительный лист серии АС N 002584302, выданный 08 ноября 2013 на основании Решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2314/2013.
Муниципальное учреждение "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2014 года по делу N А72-4457/2014 отменить и принять по делу новое решение.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу муниципального учреждения, в котором общество просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле надлежаще образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 06.05.2013 Арбитражным судом Ульяновской области выдан исполнительный лист Серия АС N 001963600 по делу N А72-9275/2012 в отношении Муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области в лице Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (предмет исполнения - взыскать с Муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области в лице Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" за счет средств казны муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КЦ "ДИВЕС" 99 800 руб. 00 коп. - основной долг, 7 112 руб. 82 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.03.2012 года по 31.01.2013 года, 13 186 руб. 00 коп. - судебные издержки, всего взыскать 120 098 (сто двадцать тысяч девяносто восемь) руб. 82 коп.).
Указанный исполнительный лист ООО "КЦ "ДИВЕС" предъявлен к исполнению 14.06.2013.
29.08.2013 Арбитражным судом Ульяновской области выдан исполнительный лист Серия АС N 002581097 по делу N А72-12799/2012 в отношении Муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области в лице Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (предмет исполнения - взыскать с Муниципального образования "Ульяновский район Ульяновской области" в лице Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "КЦ "ДИВЕС" основной долг в сумме 99 960 руб. 00 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9 873 рубля 13 копеек за период с 20.03.2012 г. по 30.05.2013 г., 8593 руб. 86 коп. в возмещение расходов по оплате услуг представителя, 61 руб. 54 коп. в возмещение почтовых расходов).
Указанный исполнительный лист ООО "КЦ "ДИВЕС" предъявлен к исполнению 16.10.2013.
08.11.2013 Арбитражным судом Ульяновской области выдан исполнительный лист Серия АС N 002584302 по делу N А72-2314/2013 в отношении Муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области в лице Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (предмет исполнения - взыскать с Муниципального образования "Ульяновский район" в лице муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области (ОГРН 1027301060071, ИНН 7321020121) за счет средств казны Муниципального образования "Ульяновский район" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КЦ "ДИВЕС" (ОГРН 1027301579425, ИНН 7328004506), г. Ульяновск 5 969 (Пять тысяч девятьсот шестьдесят девять) руб. 29 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.06.2011 г. по 19.03.2012 г., 8 700 (Восемь тысяч семьсот) руб. 00 коп. - расходы на услуги представителя, 148 (Сто сорок восемь) руб. 00 коп. - почтовые расходы).
Указанный исполнительный лист ООО "КЦ "ДИВЕС" предъявлен к исполнению 29.11.2013.
В связи с неисполнением указанных исполнительных документов заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ".
Статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ регулируется порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Согласно п 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В соответствии с п. 3 указанной статьи должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пункт 4 статьи 242.5 БК РФ предусматривает, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно пункту 5 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Диспозиция статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, не содержит каких-либо условий для ее применения.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что исполнительные листы Серия АС N 001963600 по делу N А72-9275/2012 от 06.05.2013, Серия АС N 002581097 по делу N А72-12799/2012 от 29.08.2013, Серия АС N 002584302 по делу N А72-2314/2013 от 08.11.2013, исполнены не были, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципальным учреждением "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" не были приостановлены.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Ссылки суда первой инстанции в решении на нормы статьи 242.3 БК РФ признаются судом апелляционной инстанции ошибочными, однако не привели к принятию неправильного решения, поскольку судом правильно установлены обстоятельства дела, а также сделаны ссылки и применены нормы ст.242.5 БК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным и удовлетворения требований Общества, соответствует доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм бюджетного законодательства и положений статьи 201 АПК РФ.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2014 года по делу N А72-4457/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4457/2014
Истец: ООО "КЦ Дивес"
Ответчик: МУ "Администрация муниципального образования Ульяновский район "Ульяновской области, МУ Управление финансов МО "Ульяновский район" Ульяновской области
Третье лицо: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Ульяновский район"