г. Владивосток |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А59-1090/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-10072/2014,
на решение от 05.06.2014
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-1090/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ИНН 6501154644, ОГРН 1046500652065, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2004)
3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области
о признании незаконными решений от 19.12.2013 N 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 N 01/044/2013-546 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления,
при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Сахалинская таможня (далее по тексту - "заявитель", "таможенный орган") обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее по тексту - "Росреестр") о признании незаконными решений от 19.12.2013 N 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 N 01/044/2013-546 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления таможенного органа на объекты:
- наружная сеть электроснабжения 10 кВ, сечением 150 мм, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная от ТП N 31 до ТП N 34, протяженностью 500 м,
- наружная сеть водопровода из стальных труб диаметром 573,5 мм протяженностью 16 м,
- наружная сеть канализации, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, из труб чугунных диаметром 150 мм, колодец - из железобетонных колец диаметром 1 м, глубина заложения 3 м.
В целях восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Росреестр зарегистрировать право оперативного управления на указанные объекты недвижимости.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (далее по тексту - "ТУ Росимущества").
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, таможенный орган настаивает на том, что представил в Росреестр все необходимые для государственной регистрации права оперативного управления документы. Указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что спорные сооружения не являются самостоятельными объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, поскольку данный вывод суда опровергается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами на каждый объект. Пояснил, что переустройство сетей осуществлялось в рамках реконструкции служебно-производственного здания таможни, и указанные сети вводились в эксплуатацию актом приемки законченного реконструкцией объекта. Вместе с тем считает, что факт регистрации права оперативного управления на служебно-производственное здание не влечет противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку данные объекты не являются идентичными объектами недвижимости, и регистрация права оперативного управления на здание не свидетельствует о регистрации права на переустроенные сети электроснабжения, водопровода и канализации.
Росреестр в письменном отзыве по доводам апелляционной жалобы возразил, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. Росреестр письмом от 14.08.2014, переданным через канцелярию суда, известил коллегию о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без его участия.
На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании договора от 25.12.1995 таможенным органом был приобретен объект незавершенного строительства - здание под офис, расположенное по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, 51.
В период с апреля 1998 г. по сентябрь 1999 г. указанное здание было реконструировано для использования в качестве служебно-производственного здания Сахалинской таможни и сдано в эксплуатацию согласно акту государственной приемочной комиссии от 10.09.1999.
Приказом таможенного органа от 15.09.1999 N 203 законченный строительством объект "Служебно-производственное здание Сахалинской таможни по ул.Пограничная, 51 в г.Южно-Сахалинске" принят в эксплуатацию.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области от 16.07.2007 N 237-р здание передано таможенному органу на праве оперативного управления.
Право оперативного управления на здание зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 17.07.2007 серия 65 АБ N 041569.
Помимо указанного здания на основании приказа таможенного органа от 15.09.1999 N 203 в реестр федерального имущества были включены наружная сеть электроснабжения 10 кВ, наружная сеть водопровода и наружная сеть канализации, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51.
03.10.2013 таможенный орган обратился в Росреестр с заявлениями N 65-1-01/048/2013-270, N 65-1-01/048/2013-272 о государственной регистрации права оперативного управления на наружную сеть электроснабжения 10 кВ, кадастровый номер 65:01:0702003:4581, и наружную сеть водопровода, кадастровый номер 65:01:0702003:4580, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51.
Одновременно от имени ТУ Росимущества были поданы заявления N 65-1-01/048/2013-269, N 65-1-01/048/2013-271 о государственной регистрации права Российской Федерации на данные объекты.
Письмом от 21.10.2013 N 01/048/2013-269,270,271,272 государственная регистрация прав на указанные объекты была приостановлена в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления, а также учредительных документов таможенного органа.
11.11.2013 заявителем в таможенный орган были представлены акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 и выписки из реестра федерального имущества в отношении спорных объектов.
Письмом от 19.12.2013 N 01/048/2013-269,270,271,272 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права оперативного управления, указав, что представленный правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на спорные объекты.
Кроме того, 08.11.2013 таможенный орган обратился в Росреестр с заявлением N 65-1-01/044/2013-547 о государственной регистрации права оперативного управления на наружную сеть канализации, кадастровый номер 65:01:0702003:4594, расположенную по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51.
Одновременно от имени ТУ Росимущества было подано заявление N 65-1-01/044/2013-546 о государственной регистрации права Российской Федерации на данный объект.
Письмом от 25.11.2013 N 01/044/2013-546,547 государственная регистрация прав на указанный объект была приостановлена в связи с направлением запросов в департамент архитектуры, градостроительства и землепользования г.Южно-Сахалинска о правовом статусе наружной сети канализации как отдельного объекта капитального строительства.
Письмом от 24.12.2013 N 01/044/2013-546 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права оперативного управления, указав, что представленный правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя права на спорный объект.
Не согласившись с решениями Росреестра, таможенный орган обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, выполняют обслуживающую функцию, не обладают качествами объекта недвижимости и не являются отдельными объектами гражданского оборота, в связи с чем право оперативного управления на них не подлежит государственной регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с земельным участком.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ГК РФ") право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Частью 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
По правилам части 10 статьи 33 Закона N 122-ФЗ до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
Коллегией установлено, что, обращаясь в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: наружную сеть электроснабжения 10 кВ, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4581, наружную сеть водопровода, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4580, наружную сеть канализации,, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4594, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, таможенный орган в качестве основания возникновения у него права оперативного управления представил акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 и выписки из реестра федерального имущества в отношении спорных объектов и приложил к указанным заявления кадастровые паспорта спорных объектов.
Рассмотрев представленные документы, Росреестр пришел к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Отказывая в государственной регистрации права оперативного управления, Росреестр исходил из того, что в акте государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 не содержится информация о вводе спорных сетей как отдельных объектов капитального строительства, и в эксплуатацию введено только двухэтажное здание без подвала.
Статьями 218, 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов, при этом право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ к основаниям для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, отнесены документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Оценивая акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999, коллегия исходит из того, что предъявленное к приемке в эксплуатацию служебно-производственное здание таможни по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, 51 было реконструировано с обустройством наружных сетей водопровода и канализации, а также наружных сетей электроснабжения 0,4 кВ и 10 кВ, о чем прямо указано на стр.3 и 4 акта.
Согласно приказу таможенного органа от 23.09.1999 N 259, имеющемуся в распоряжении Росреестра, на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 в эксплуатацию приняты:
- служебно-производственное здание таможни;
- наружная сеть электроснабжения 10 кВ,
- наружная сеть электроснабжения 0,4 кВ,
- оборудование автономной котельной,
- наружная сеть водопровода;
- наружная сеть канализации,
- объекты благоустройства.
То есть факт создания спорных объектов документально подтвержден.
Согласно выписке из реестра объектов капитального строительства от 06.06.2007 N 3536 и технического паспорта на здание наружные инженерные сети не включены в состав объекта "административное здание (литер А)" с кадастровым номером 65:01:07 02 003:0008:64:401:001:000036810, расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, 51. Право оперативного управления таможенного органа согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.07.2007 серии 65-АБ N 041569 зарегистрировано только в отношении здания.
Инженерные сети, переустроенные в ходе реконструкции указанного здания, включены в государственный кадастр недвижимости в качестве самостоятельных объектов: наружная сеть электроснабжения 10 кВ с кадастровым номером 65:01:0702003:4581, наружная сеть водопровода с кадастровым номером 65:01:0702003:4580, наружная сеть канализации с кадастровым номером 65:01:0702003:4594.
По правилам пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровые паспорта на все объекты представлены заявителем в Росреестр, что подтверждается расписками в приеме документов. Действия, связанные с государственным кадастровым учетом указанных объектов, в установленном порядке не оспаривались и не признаны незаконными.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что спорные сети, не имея самостоятельного хозяйственного назначения, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к зданию таможенного органа, не обладают качествами самостоятельного объекта недвижимости и не являются отдельными объектами гражданского оборота, коллегия находит ошибочными как основанные на неверном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлении Президиума от 24.09.2013 N 1160/13 и в определении от 06.05.2014 N ВАС-5017/14, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора, поскольку они применены к иным фактическим обстоятельствам, отличным от установленных по настоящему делу.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что заявитель представил в Росреестр весь перечень документов, подтверждающих создание спорных объектов недвижимости и право оперативного управления заявителя на них.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации прав оперативного управления таможенного органа на спорные объекты, помимо указанных в сообщениях от 19.12.2013 N 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 N 01/044/2013-546, Росреестром не приведено и в ходе рассмотрения спора не установлено.
Оспариваемые решения нарушают права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, поскольку препятствуют оформлению прав на наружные сети и их последующей передачи эксплуатирующим организациям.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемые решения Росреестра противоречат требованиям Закона N 122-ФЗ и нарушают права и законные интересы таможенного органа, коллегия признает указанные решения незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку решения Росреестра являются незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления таможенного органа Росреестром не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, согласно выпискам из реестра федерального имущества спорные объекты являются собственностью Российской Федерации и переданы в оперативное управление таможенному органу, коллегия считает возможным обязать Росреестр зарегистрировать право оперативного управления таможенного органа на следующие объекты недвижимого имущества: наружная сеть электроснабжения 10 кВ, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4581; наружная сеть водопровода, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4580, и наружная сеть канализации, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4594, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист подлежит выдаче Арбитражным судом Сахалинской области.
Вопрос о распределении государственной пошлины коллегией не рассматривается, поскольку по правилам подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.06.2014 по делу N А59-1090/2014 отменить.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области от 19.12.2013 N 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 N 01/044/2013-546 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления как противоречащие Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области зарегистрировать право оперативного управления Сахалинской таможни на объекты недвижимого имущества:
- наружная сеть электроснабжения 10 кВ, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная от ТП N 31 до ТП N 34, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4581;
- наружная сеть водопровода, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4580;
- наружная сеть канализации, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4594.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1090/2014
Истец: САХАЛИНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области