г. Самара |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А72-7918/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представителя открытого акционерного общества "Алексеевское" - Лугового-Долматова В.Ю. (доверенность от 23.09.2014),
от заинтересованного лица - представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - Логиновой А.М. (доверенность N 57 от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 08.10.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алексеевское"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 августа 2014 года по делу N А72-7918/2014 (судья Каданцев Ю.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Алексеевское" (ОГРН 1107311000202; ИНН 7311007940), Ульяновская область, Павловский район, с.Октябрьское,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск,
об оспаривании постановления от 16.06.2014 N 7312/40-05-2014 о привлечении к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 200000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Алексеевское" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее -заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании постановления от 16.06.2014 N 7312/40-05-2014 о привлечении к административной ответственности по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении штрафа в размере 200.000 рублей (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.08.2014 заявление удовлетворено частично. Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 16.06.2014 N 7312/40-05-2014 о привлечении открытого акционерного общества "Алексеевское" к административной ответственности по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части суммы штрафа, превышающей 100 000 руб. признано незаконным и отменено. В остальной части в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Алексеевское" отказано (т.1,л.д.93-95).
Не согласившись с выводами суда, ОАО "Алексеевское" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.08.2014 отменить (т.1, л.д.98-99 ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.04.2014 в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, утвержденного приказом от 29.10.2014 N 159-Д (в ред. приказа от 13.12.2014 N 178-Д) и согласованного в установленном порядке с органами прокуратуры, в отношении ОАО "Алексеевское" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено следующее.
Земельный участок (пахотные земли), отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ульяновская область, Павловский район, примыкает к юго-восточной границе с.Мордовский Шмалак, с кадастровым номером 73:12:011401:313, общей площадью 1508425 кв.м. находится в собственности открытого акционерного общества "Алексеевское", запись регистрации права N 73-73-06/016/2010-145 от 08.09.2010. При обследовании данного земельного участка установлено, что он зарос древесно-кустарниковой растительностью - сосной, что подтверждается данными фототаблицы. Согласно заключению ГКУ Ульяновской области "Павловское лесничество" от 20.05.2014 N 132 вышеуказанный участок зарос на всей площади, возраст сосен на обследуемом земельном участке составляет от трех до десяти лет. Указанный земельный участок не используется на всей его площади в сельскохозяйственном производстве, со слов представителя общества Курмакаева Р.А., с 2010 года.
Общая площадь неиспользуемых земель составляет 1508425 кв.м., что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка от 17.04.2014 г. N 73-02/2014-92236, а также материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно: землеустроительное дело N 08-106 "По установлению на местности проектных границ земельных участков, выделяемых в счет 125 долей участников общедолевой собственности СХПК "Мордшмалакский" Павловского района Ульяновской области".
Земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ульяновская область, Павловский район, примыкает к юго-восточной границе с.Мордовский Шмалак, с кадастровым номером 73:12:011401:313, общей площадью 1508425 кв.м, в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности ОАО "Алексеевское" в нарушение требований ст.42 Земельного кодекса РФ, п.1 и п.4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 года N 101-ФЗ.
По итогам проведенной проверки сотрудником Управления был составлен акт проверки от 20.05.2014 N 02 с приложением схематического чертежа земельного участка и фототаблицы.
Протокол об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ОАО "Алексеевское" составлен по окончании проверки 20.05.2014 в присутствии уполномоченного представителя ОАО "Алексеевское" Курмакаева Р.А., действовавшего по доверенности от 19.05.2014.
В ходе рассмотрения административного дела представителем ОАО "Алексеевское" Курмакаевым Р. А. дополнительно представлен план мероприятий на 2014, 2015 годы по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения в ОАО "Алексеевское", расположенных на территории МО "Павловский район", подписанный генеральным директором ОАО "Алексеевское" А.В. Мухортовым. Со слов представителя ОАО "Алексеевское" Курмакаева Р.А., подобные мероприятия разрабатываются в конце года на ближайшие два-пять лет и направлены по этому участку на ликвидацию древесной растительности. Из вышеуказанного документа усматривается, что земельный участок площадью 151 га с кадастровым N 73:12:011401:313 на территории 121 га зарос древесной растительностью. В разделе II плана мероприятий в 2014 году запланировано вырубить 60 га, а в 2015 году - 61 га древесной растительности. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что залесенность участка сосной составляет на пашне свыше 15 процентов от его площади. Постановлением от 16.06.2014 по делу N 7312/40-05-2014, вынесенным в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ОАО "Алексеевское" привлечено к административной ответственности по части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 рублей.
Заявитель не согласился с данным постановлением обратился, в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявления частично, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, в силу ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден следующий перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Таким образом, наличие хотя бы одного из перечисленных выше признаков свидетельствует о неиспользовании земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ОАО "Алексеевское" вменяемого ему административного правонарушения, его вина подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как видно из представленных в ходе рассмотрения дела документов, ОАО "Алексеевское" ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением земельного законодательства РФ, что при принятии оспариваемого постановления было учтено как смягчающее ответственность обстоятельство.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Доказательств исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения ОАО "Алексеевское" не представлено и не усматривается из материалов дела, в связи с чем, основания для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
При проведении административного расследования и при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не были допущены существенные нарушения процессуального законодательства, которые в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влекут отмену оспариваемого постановления.
Довод заявителя о привлечении общества к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, заявленный в связи с принятием Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области постановления от 26.05.2014 N 737049 (л.д. 67-69), не состоятелен, поскольку указанным постановлением ОАО "Алексеевское" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение требований земельного законодательства на восьми земельных участках сельскохозяйственного назначения (в том числе и на земельном участке с кадастровым номером 73:12:011401:313). Вместе с тем, суд учитывает, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П положения части 1 статьи 9.1 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Данным Постановлением судам рекомендовано учитывать обстоятельства, не имеющие непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующие особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения.
По мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей, что соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренного санкцией части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание ходатайство заявителя об уменьшении размера штрафа, учитывая отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, устранение заявителем выявленных нарушений, в соответствии с положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд первой инстанции правомерно счел возможным отменить оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, судом апелляционной инстанции проверены, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта. Суд первой инстанции удовлетворил в части требования заявителя, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности, учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, снизив тем самым размер подлежащего взысканию штрафа в два раза. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 августа 2014 года по делу N А72-7918/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алексеевское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7918/2014
Истец: ОАО "Алексеевское"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области (адищевский отдел), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области