г. Москва |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А41-50341/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями", Правительства города Москвы на решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2014 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-50341/13 по исковому заявлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом к Правительству города Москвы, ГПБУ города Москвы "Московское городское управление природными территориями" о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", Министерство культуры Российской Федерации, Комитет лесного хозяйства Московской области, Правительство Московской области, Администрация городского поселения Горки Ленинские, ГУП города Москвы "Центр по выполнению работ по оказанию услуг природоохранного назначения", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
при участии в заседании:
от ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские" - Насонов И.В. по доверенности от 08.02.2013;
от Правительства города Москвы - Зебелян С.А. по доверенности N 4-47-1322/3 от 27.12.2013, Шатихин Н.В. по доверенности N 4-47-404/4 от 30.04.2014;
от Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" - Гоголев М.Ф. по доверенности N 03-12-184 от 01.08.2014, Якута Д.А. по доверенности N 03-12-97 от 21.04.2014, Ильин Ю.В. по доверенности от 11.02.2014;
от Правительства Московской области - Забазнова О.В. по доверенности N Исх-9114/3415 от 19.12.2013;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Перепечаева Д.С. по доверенности N ОД-16/404 от 14.01.2014;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Присакарь А.А. по доверенности N 30-290/Дов от 26.12.2013;
от иных участвующих лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Правительству города Москвы, Государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы "Московское городское управление природными территориями" (далее - заинтересованные лица) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель: земли лесного фонда, с кадастровым номером: 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район; признании отсутствующим зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования ГПБУ города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" на земельный участок категории земель: земли лесного фонда, с кадастровым номером: 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", Министерство культуры Российской Федерации, Комитет лесного хозяйства Московской области, Правительство Московской области, Администрация городского поселения Горки Ленинские, ГУП города Москвы "Центр по выполнению работ по оказанию услуг природоохранного назначения", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2014 года по делу N А41-50341/13 требования Федерального агентства по управлению государственным имуществом удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями", Правительства города Москвы, в которых ответчики просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представители Правительства города Москвы поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Правительства Московской области возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства культуры Российской Федерации, Администрации городского поселения Горки Ленинские, ГУП города Москвы "Центр по выполнению работ по оказанию услуг природоохранного назначения", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на основании пункта 5.37. Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, осуществляет юридические действия по защите имущественных прав и иных законных интересов Российской Федерации.
Как указывает истец, из материалов, представленных ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", Федеральному агентству по управлению государственным имуществом стало известно, что за Государственным природоохранным бюджетным учреждением города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы", на основании Постановления Правительства Москвы от 18.08.2009 N 782-ПП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок из земель лесного фонда, с кадастровым номером: 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ссылаясь на то, что право постоянного (бессрочного) пользования ГПБУ "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" на указанный земельный участок зарегистрировано в отсутствие каких-либо правовых оснований, поскольку земельный участок является федеральной собственностью в силу прямого указания закона, обратилось с заявление в арбитражный в суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из кадастрового паспорта, весь земельный участок с кадастровым номером 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, относится к категории земель - земли лесного фонда.
При этом, вступившим в законную силу решением от 09.10.2012 по делу N А41-28928/12 Арбитражный суд Московской области обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести сведения в государственный кадастр недвижимости о категории земель, указав, что весь земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:497 относится к землям лесного фонда, исключив запись о том, что категория земель не установлена.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 91-ФЗ).
Разграничение государственной собственности на землю согласно абзаца 3 пункта 1 статьи 17 ЗК РФ является специальным основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки наряду с основаниями, предусмотренным гражданским законодательством.
По смыслу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", процедура разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации в отношении земельных участков, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) была завершена 01.07.2006.
Следовательно, если на момент вступления в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ земельный участок подпадал под принцип разграничения, установленный указанной нормой, следовательно, он считается разграниченным и принадлежащим на праве собственности, соответственно, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, либо находящимся в муниципальной собственности.
На спорном земельном участке с кадастровым номером 50:21:000000:497 (Контур N 2) расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, а именно: Дом на Березовой аллее, кадастровый (или условный) номер 50-50- 21/020/2012-352; Административное здание N27, кадастровый (или условный) номер 50-50- 21/020/2012-343; Молочная, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-344; Подвал для хранения горючего, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-345; Северный флигель, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-346; Южный флигель, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-347; Асфальтно-бетонная площадка, кадастровый (или условный) номер 50-50- 21/020/2012-349; Трансформаторная подстанция, кадастровый (или условный) номер 50-50- 21/020/2012-350; Дача, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-351; Скотный двор, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-353; Общественный туалет, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-354; Хозяйственный комплекс, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-355; Материальный склад, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-356; Главный дом, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-357; Музей В.И. Ленина, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-362; Северная ограда, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-361; Музей крестьянского быта, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-359; Реставрационная мастерская, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-360; Административное здание N31, кадастровый (или условный) номер 50-50- 21/020/2012-358; Склад, кадастровый (или условный) номер 50-50-21/020/2012-348; и другие объекты недвижимости, составляющие имущественный комплекс ФГБУК Государственный исторический музей-заповедник "Горки-Ленинские".
Вышеперечисленные объекты недвижимости зарегистрированы в ЕГРП и являются собственностью Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, так как составляют имущественный комплекс учреждения культуры общероссийского значения, составляющего основу национального богатства страны (ФГБУК Государственный исторический музей-заповедник "Горки-Ленинские"), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых имеются в материалах дела (т. 4 л.д. 161-180).
Таким образом, спорный земельный участок был отнесен к федеральной собственности в силу прямого указания закона, в связи с чем регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ГПБУ "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" произведена в отсутствие правовых оснований.
Кроме того, часть спорного земельного участка входит в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, в связи с чем принадлежит исключительно Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введение в действие первой части Гражданской кодекса Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономны округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1).
В соответствии с пунктом 3 Раздела 1 Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, составляют основу национального богатства страны и относятся исключительно к федеральной собственности.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Ансамбль усадьбы Горки Ленинские, XIX в., расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, село Горки Ленинские, был включен в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
В Ансамбль усадьбы Горки Ленинские включены: Главный дом, Флигели, Беседки, Грот, а также парк.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.11.1972 N 689 "О создании государственного исторического заповедника "Горки Ленинские" и его охранной зоны" утверждены границы государственного исторического заповедника "Горки Ленинские" и границы охранной зоны государственного исторического заповедника "Горки Ленинские".
Приложением N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.11.1972 N 689 произведено описание границ Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские".
Распоряжением Совета Министров РСФРС от 14.08.1973 N 1232-р и Распоряжением Совета Министров РСФРС от 22.03.1988 N 276-р производилось расширение территории Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские" (созданного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.11.1972 N 689) и зачисление изъятых у других организаций лесных участков в охранную зону Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские".
Разделом I Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный исторический заповедник "Горки Ленинские" также отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Фактическое владение спорным земельным участком осуществляет ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские". Таким образом, право собственности Российской Федерации на часть спорного земельного участка возникло в силу прямого указания закона, поскольку, до принятия постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, Ансамбль усадьбы Горки Ленинские вместе с земельным участком был отнесен к памятникам архитектуры государственного значения, а с введением в действие указанного постановления, отнесен исключительно к федеральной собственности в соответствии с Приложением 1 к постановлению.
В ходе судебного разбирательства представителем Администрации городского поселения Горки Ленинские было заявлено ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы с представлением вопросов эксперту, предложением экспертной организации, указанием эксперта, обладающего правом давать подобные заключения, копией лицензии, подтверждающего право на проведение экспертиз, платежного поручения о внесении денежных средств за проведение экспертизы на депозитный счет суда.
В соответствии со пунктом 1 статьи 82 АПК РФ арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25.04.2014 по делу была назначена землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО "ГеоЭкспресс" Кидяевой Алле Григорьевне. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: Входит ли вся площадь земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:497 в состав земель категории "земли лесного фонда"? В случае, если не вся площадь земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:497 входит в состав категории "земли лесного фонда", то определить границы участка, входящие в состав земель лесного фонда, с координатами, определить в состав каких еще земель входят границы спорного земельного участка.
Согласно заключению эксперта, поступившему в арбитражный суд 05.06.2014 (т. 6. л.д. 50-69), земельный участок входит в земли лесного фонда.
Частью 3 статьи 86 АПК РФ предусмотрено, что заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
В порядке статьи 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, не представили доказательства несоответствия заключения эксперта требованиям законодательства.
Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, соответствуют, в том числе, выводам, содержащимся в заключении кадастрового инженера, представленным в материалы дела ФГБУК "Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские" (т.4.л.д. 84).
Судом первой инстанции также обосновано отказано в удовлетворении заявления Правительства города Москвы заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим заявлением.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в Едином государственном реестре прав не связано с лишением владения, то на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Поскольку материалами дела подтверждается, что земельный участок находится во владении и пользовании федерального учреждения, заявление Правительства Москвы о пропуске заявителем срока исковой давности обоснованно отклонено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, требования, заявленные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель: земли лесного фонда, с кадастровым номером 50:21:000000:497 общей площадью 22 604 195 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, правомерно признаны судом первой инстанции законными и обоснованными.
В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ только собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении имущества.
В установленном законом порядке спорный земельный участок не выбывал из федеральной собственности и его законный собственник Российская Федерация, в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, не принимал решение о передаче земельного участка в собственность третьим лицам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 1 22-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их правообладателей в связи с чем отсутствие в Едином государственном реестре прав записи о праве собственности Российской Федерации на земельный участок не могло являться основанием для регистрации на них права постоянного (бессрочного) пользования ГПБУ "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы".
Следовательно, спорный участок в силу закона относится к федеральной собственности, нахождение участка земель лесного фонда в собственности города Москвы в лице ГПБУ "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что запись в Едином государственном реестре прав нарушает право Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Актом осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, от 16.01.2014 (т. 4 л.д. 140-160) установлено, что на проверяемом земельном участке находятся здания, строения и сооружения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, которые непосредственно используются ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские" для осуществления своей уставной деятельности. Кроме того, нецелевого использования данного земельного участка либо использование его третьими лицами не выявлено.
Исходя из имеющихся в деле материалов, доводы заявителя об отсутствии у ГПБУ города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" права собственности на земельный участок категории земель: земли лесного фонда, с кадастровым номером: 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, являются обоснованными и подтвержденными документальными доказательствами.
Таким образом, требования Росимущества о признании отсутствующим права собственности ГПБУ города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" на земельный участок с кадастровым номером: 50:21:000000:497 являются законными, подтвержденными материалами дела и основанными на нормах действующего законодательства.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционный суд при рассмотрении настоящего спора также принимает во внимание следующие обстоятельства.
Основаниями для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ГПБУ города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" явились следующие документы: акт приема-передачи земель лесного фонда от 01.04.2010; Постановление Правительства Москвы от 18.08.2009 N 782-1111.
Вышеперечисленные документы не являются правоустанавливающими документами, подтверждающими возникновение права постоянного (бессрочного) пользования у ГПБУ города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:497.
Правительство Москвы не вправе осуществлять властные полномочия на территории Московской области как по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Московской области, так и по вопросам исключительного ведения Московской области.
Факты, установленные решениями арбитражного суда по рассмотренным в порядке главы 24 АПК РФ по делам - N А41-1824/2010, N А41-47079/2012, не могут являться преюдициальным при рассмотрении спора о праве по настоящему делу с учетом субъектного состава.
Более того, материалы рассматриваемого дела содержат иные доказательства и судом при рассмотрении данного дела были установлены иные обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования по указанным заявителями арбитражным делам.
В апелляционной жалобе ответчики ссылаются на нахождение на спорном земельном участке зданий, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москва.
Указанное обстоятельство, по мнению ответчика, препятствует удовлетворению требований Федерального агентства по управлению государственным имуществом по настоящему делу.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москва и иным лицам, гарантировано предоставление земельных участков, необходимых для использования принадлежащих указанным лицам зданий, строений, сооружений.
Созданные правительством Москвы бюджетные учреждения, имеющее в оперативном управлении (хозяйственном ведении) здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации на праве собственности, вправе обратиться в уполномоченный на распоряжение землей орган публичной власти (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) с соответствующим заявлением.
Из вышеизложенного следует, что удовлетворение требований Федерального агентства по управлению государственным имуществом в полном объеме возможно, независимо от присутствия на спорном земельном участке каких-либо зданий, строений и сооружений, принадлежащих субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москва или иным лицам.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.08.2014 по делу N А41-50341/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50341/2013
Истец: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Федеральное агенство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ответчик: ГПБУ " Мосприрода ", Правительство города Москвы
Третье лицо: Администрация городского поселения Горки Ленинские, ГУП " Государственный природоохранный центр ", Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство культуры РФ, Правительство Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУК " Гос-ый исторический музей заповедник "Горки Ленинские", ФГУ "Гос. исторический музей-заповедник "Горки Ленинские", Федеральное агенство лесного хозяйства