г. Томск |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А27-7109/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Кузнецовой без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия (извещен),
от ответчика - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 августа 2014 г. по делу N А27-7109/2014 (судья С.Е. Петракова)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040, 650040, г. Кемерово, пр. Советский, д. 74 а, ГСП-1)
к Государственному казенному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница" (ОГРН 1034205016746, ИНН 4206008018, 650056, г. Кемерово, ул. Волгоградская, д. 41)
о взыскании штрафных санкций в размере 1262 руб. 43 коп. по решению от 15.01.2014 N 052 049 14 РК 0000094,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд, фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному казенному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница" (далее - ответчик, учреждение, ГКУЗ КО КОКПБ) о взыскании штрафа в размере 1262 руб. 43 коп. за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, по решению от 15.01.2014 N 052 049 14 РК 0000094.
Решением суда от 08.08.2014 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что учреждением не уплачены соответствующие пени на сумму образовавшейся задолженности, соответственно, условия для освобождения от ответственности не соблюдены. Также апеллянт указывает, что статьей 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не предусмотрен зачет излишне уплаченных страховых взносов.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению ответчика, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. 06.10.2014 в суд апелляционной инстанции от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, по результатам проверки уточненного расчета за 1 квартал 2013 г. управлением установлено, что ГКУЗ КО КОКПБ при исчислении страховых взносов занижена база для исчисления страховых взносов, в том числе по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (по части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ), в связи с чем учреждение начислило страховые взносы, в том числе на сумму в размере 6312 руб. 13 коп. и уплатило их до подачи уточненного (корректирующего) расчета.
Поскольку подлежащие уплате пени в размере 296 руб. 69 коп. на дату подачи уточненного расчета не были уплачены учреждением, управлением 15.01.2014 вынесено решение N 052 049 14 РК 0000094 о привлечении страхователя к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 1262 руб. 43 коп.
На основании решения в адрес страхователя выставлено требование N 05204940027965 от 11.02.2014 об уплате, в том числе данного штрафа в срок до 28.02.2014.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением о взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что при наличии переплаты пенсионный фонд не вправе начислять пени, которые являются компенсационной мерой, обусловленной несвоевременной уплатой сбора.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что расчетным периодом признается календарный год.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
По части 5 статьи 15 указанного закона ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно статье 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
На основании статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Как следует из материалов дела, 06.05.2013 учреждением в управление представлен первоначальный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2013, согласно которому страховые взносы начислены, в том числе по списку N 1 (часть 1 статьи 58 Федерального закона N 212) в размере 1805 руб. 29 коп.
При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ предусматриваются основания для освобождения от ответственности плательщика страховых взносов, если уточненный расчет представляется им после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов. К таким основаниям относятся представление уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам:
- до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
- после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ошибки в первоначально представленном расчете за 1 квартал 2013 года страхователем обнаружены самостоятельно.
11.10.2013 страхователем представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2013 года, согласно которому доначислено, в том числе страховых взносов по списку N 1 (часть 1 статьи 58 Федерального закона N 212) 8117 руб. 42 коп.
Из решения управления следует, что недостающая сумма страховых взносов в размере 6312 руб. 13 коп. уплачена учреждением до представления уточненного расчетов. Соответствующие ей пени не уплачены.
Пенсионный фонд, привлекая учреждение к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, посчитал, что учреждением не уплачены соответствующие пени на сумму образовавшейся задолженности, следовательно, условий для освобождения от ответственности не имеется.
Апелляционный суд полагает, что данный вывод пенсионного фонда основан на ошибочном толковании норм права.
Так, из материалов дела следует, что у учреждения имелась переплата по страховым взносам на начало отчетного периода - 1 квартала 2013 г. в размере 213773 руб. 36 коп., то есть, значительно превышающем сумму доначисленных страховых взносов в связи с занижением страховой базы в размере 6312 руб. 13 коп., что подтверждается выписками из лицевого счета страхователя и не оспаривается управлением.
На 01.04.2013 переплата составляла 67279 руб. 83 коп., на дату подачи уточненного расчета - 73075 руб. 63 коп., то есть в размере, превышающем сумму подлежащих уплате страховых взносов и пени в размере 296 руб. 69 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Таким образом, наличие у учреждения переплаты, перекрывающей доначисленную по расчету сумму страховых взносов и пени, должно было учитываться управлением при начислении и расчете пени, в связи с чем довод управления о том, что статьей 17 Федерального закона N 212-ФЗ не предусмотрен зачет излишне уплаченных страховых взносов, отклоняется судебной коллегией, поскольку управление при принятии решения должно было руководствоваться, в том числе частью 8 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает позицию, изложенную в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, где указано, что пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок, в связи с задержкой налогоплательщиком уплаты налога, что в данном случае отсутствует. Указанная позиция может применяться по аналогии к страховым взносам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что при наличии переплаты пенсионный фонд не вправе начислять пени, которые являются компенсационной мерой, а также может самостоятельно осуществляет зачет имеющейся переплаты в счет задолженности подлежащих уплате пеней.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание факт наличия переплаты по страховым взносам и то, что ошибки в первоначально представленном расчете за 1 квартал 2013 года страхователем обнаружены самостоятельно, недостающая сумма страховых взносов в размере 6312 руб. 13 коп. уплачена до представления уточненного расчетов, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что основания для привлечения учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ отсутствовали, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования управления о взыскании с учреждения штрафных санкций.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 августа 2014 г. по делу N А27-7109/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7109/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
Ответчик: Государственное казенное учреждение здравоохранения "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница"