г. Вологда |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А52-73/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 09 июня 2014 года по делу N А52-73/2014 (судья Самойлова Т.Ю.),
установил:
предприниматель Ковин Эдуард Владимирович (ОГРНИП 304643216700011, ИНН 644200012355, Саратовская область, город Красноармейск) обратился в суд с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (ОГРН 1036000302964, ИНН 6027028290, Псковская область, город Псков, проспект Октябрьский, дом 48; далее - управление, УМВД) о признании незаконными действий по аннулированию регистрационных действий в отношении транспортного средства - автобуса СЕТРА S315GT/HD, идентификационный номер (VIN) WKK32600001030247, государственный регистрационный знак Н040ВХ58, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём восстановления регистрационного учёта указанного транспортного средства в течение одного дня с даты вступления в силу судебного акта с производством всех необходимых регистрационных действий, а также направления письменного уведомления в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области о восстановлении регистрационного учёта указанного транспортного средства.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Туктаров Руслан Раисович, закрытое акционерное общество "ПЛП-сервис" (далее - ЗАО "ПЛП-сервис"), общество с ограниченной ответственностью "АвтоТранзит" (далее - ООО "АвтоТранзит").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
УМВД с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Предприниматель Ковин Э.В. в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, предприниматель Ковин Э.В. по договору купли-продажи от 09.08.2013 (том 1, лист 29) приобрёл у Туктарова Р.Р. транспортное средство - автобус СЕТРА S315GT/HD с идентификационным номером (VIN) кузова WKK32600001030247 (паспорт транспортного средства 60 НН 110367).
Прежним собственником указанного транспортного средства, ООО "АвтоТранзит", 28.08.2012 подано заявление в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения по городу Пскову о внесении изменений в конструкцию транспортного средства - о замене кузова СЕТРА S215HD с номером шасси 10/179.6127 на кузов СЕТРА S315GT/HD с номером кузова WKK32600001030247 (том 1, лист 113).
Кузов СЕТРА S315GT/HD с идентификационным номером (VIN) WKK32600001030247 ввезён на территорию Российской Федерации 13.08.2012 по декларации на товары N 10209095/130812/0004957 (том 1, лист 119). Выпуск и обращение на территории Российской Федерации разрешены.
На основании вышеуказанного заявления и решения по нему от 28.08.2012 (том 1, лист 113, оборот) представительством Института безопасности дорожного движения по Псковской области - ООО "Престиж-М" для определения возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства проведена техническая экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение от 28.08.2012 N 1417/12 (том 1, лист 115).
На основании данного положительного заключения экспертизы произведены работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства - замена кузова СЕТРА S215HD с VIN 10/179.6127 на кузов СЕТРА S315GT/HD с VIN WKK32600001030247, о чём составлено заявление-декларация об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (том 1, лист 114).
ООО "АвтоТранзит" 31.08.2012 получена диагностическая карта (том 1, лист 120), свидетельство 60АА488351 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (том 1, лист 127) и паспорт транспортного средства 58МС089639, где в графе "Особые отметки" внесена соответствующая запись о замене кузова с указанием номера свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (том 1, лист 124).
В соответствии с указаниями Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 управлением проведена проверка по факту совершения регистрационных действий с транспортным средством. По результатам этой проверки составлено заключение от 24.09.2013 о необходимости аннулировать регистрационные действия, связанные с заменой на транспортном средстве СЕТРА S215HD кузова на кузов СЕТРА S315GT/HD с идентификационным номером (VIN) WKK32600001030247 (том 1, лист 107).
УМВД уведомлением от 18.10.2013 (том 1, лист 18) сообщило об аннулировании регистрационных действий в отношении рассматриваемого транспортного средства.
Считая незаконными эти действия УМВД по аннулированию регистрации транспортного средства, предприниматель Ковин Э.В. обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что управление не представило доказательства несоответствия транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и доказательства обоснованности аннулирования свидетельства и регистрационных действий.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезённые на её территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесённые в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесённой на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации). При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), настоящий Технический регламент устанавливает требования к безопасности колёсных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колёсных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего Технического регламента.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учёта транспортного средства в порядке, определённом законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к Техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок), установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учёта транспортного средства. В заявлении подробно описываются изменения, вносимые в конструкцию транспортного средства. При приёме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесённых изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определён перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдаёт заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - это агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что базовое транспортное средство - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля в том числе на другую модель (модификацию). При этом в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учёта транспортных средств указываются марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делается отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ".
В данном случае замена кузова не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает своё существование.
Из Правил регистрации следует, что транспортное средство возможно определить по таким двум основным частям как кузов (для грузового автомобиля кабина) и шасси.
В рассматриваемом случае кузов транспортного средства СЕТРА S215HD с номером шасси 10/179.6127 заменён на кузов СЕТРА S315GT/HD с номером WKK32600001030247.
Такая замена фактически повлекла невозможность идентифицировать транспортное средство, поскольку его идентификационные номера были утрачены в результате указанной операции.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданном Госавтоинспекцией после внесения описанных выше изменений, указывается на возможность его идентификации только по кузову (том 1, лист 23).
Как отмечено выше, установленный на автобус СЕТРА S215HD с номером шасси 10/179.6127 кузов от автобуса СЕТРА S315GT/HD с номером WKK32600001030247 ввезён на территорию Российской Федерации по декларации на товары N 10209095/130812/0004957 (том 1, лист 119).
В описательной части этой декларации (том 1, лист 119, оборот) указано, что ввезённый кузов предназначен для установки на автобус марки СЕТРА типа S315GT/HD, укомплектован 51 местом (включая места водителя и гида), имеет 2 двери, 2-осный, одноэтажный, с раскладными креслами, имеет остекление двойное, рулевую колонку с рулём, переднюю панель приборов, встроенные полки, внутреннюю обшивку стенок, крыши, стёкла лобовые, боковые и задние, двери с механизмами открывания.
Следовательно, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Кроме того, из экспертного заключения возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства от 28.08.2012 N 1417/12 (том 1, лист 115), выполненного представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области - ООО "Престиж-М", на основании которого было выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, следует, что объектом экспертизы автобус СЕТРА S315GT/HD не являлся.
Апелляционный суд не может принять во внимание представленное предпринимателем заключение некоммерческой организации межотраслевого фонда "Поддержка технических инициатив автовладельцев" "НАМИ-ПТИА-ФОНД" от 29.05.2014 N 77-4192 (том 1, лист 175), так как оно не является экспертным заключением, в нём выражено мнение одного специалиста.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству, а именно автобусу СЕТРА S315GT/HD, не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учётом изложенного у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой кузова транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в связи с заменой кузова создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведённых положений законодательства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
Также аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учёта транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
На основании изложенного заявление предпринимателя Ковина Э.В. является необоснованным, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09 июня 2014 года по делу N А52-73/2014 отменить.
Отказать предпринимателю Ковину Эдуарду Владимировичу в признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области по аннулированию регистрационных действий в отношении транспортного средства автобуса СЕТРА S315GT/HD, идентификационный номер (VIN) WKK32600001030247, государственный регистрационный знак Н040ВХ58, и в возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём восстановления регистрационного учёта указанного транспортного средства в течение одного дня с даты вступления в силу судебного акта с производством всех необходимых регистрационных действий, а также направления письменного уведомления в Управление Министерства внутренних дел России по Пензенской области о восстановлении регистрационного учёта указанного транспортного средства.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-73/2014
Истец: ИП Ковин Эдуард Владимирович
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Росскийской Федерации по Псковской области
Третье лицо: ЗАО "ПЛП-сервис", ООО "АвтоТранзит", Туктаров Руслан Раисович