г. Самара |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А55-11568/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от заявителя - Татаркина А.А., доверенность от 09 января 2014 года,
от ответчика - Гостева Н.С., доверенность от 29 сентября 2014 года N 12-05/22381,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2014 года по делу N А55-11568/2014 (судья Степанова И.К.),
по заявлению ГБОУ СПО "ГК г. Сызрани", г. Сызрань, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Сызрань, Самарская обл.,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
ГБОУ СПО "ГК г. Сызрани" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления N 17-01/270 от 12 мая 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ к штрафу в размере 30 000 рублей.
Решением суда заявленные учреждением требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель управления.
Учреждение, апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.05.2014 г. в ходе проведения плановых мероприятий по контролю в отношении заявителя, выявлено, что юридическим лицом ГБОУ СПО "Губернский колледж г. Сызрани" допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей подростков, а именно: не организованы лабораторно-инструментальные исследования в рамках производственного контроля; уровни коэффициента пульсации в кабинетах N 206, 208 учебного корпуса по адресу: пр. 50 лет Октября, 1, в кабинетах N 16, 17, 28, 29, 34, 36 учебного корпуса по адресу: ул. Степана Разина, 24, в кабинетах N 7, 13, 14, 15, 17 учебного корпуса по адресу: ул. Фрунзе, 19, выше допустимых нормативов: уровни освещенности в кабинете N 14 учебного корпуса по адресу: ул. Фрунзе, 19, в кабинетах N 7, 8, 30, 35. 36, 38 учебного корпуса по адресу: пр. 50 лет Октября, 11, ниже допустимых нормативов: для обучающихся всех пяти профилей ГБОУ СП "Губернский колледж г. Сызрани" не организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
- Социально-педагогический профиль (г. Сызрань, пр. 50 лет Октября. 11): учреждение не имеет полного ограждения территории; контейнеры для сбора мусора не оснащены крышками; кабинет иностранного языка не оборудован лингафонными рецептивными и рецептивно - репродуктивными установками; часть учебных кабинетов находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, местами нарушена целостность гигиенического покрытия на стенах, потолках и полу, стены оклеены обоями (кабинеты N 24, 28, 33, 35, 38, 45, 47, 49, 51, 52, 53, 54 помещение библиотеки); отсутствует емкость для обработки спортивного инвентаря; в учреждении не организована комната личной гигиены для девушек; часть санитарно-технических приборов на момент проверки не функционирует, учебные кабинеты оборудованы двухместными столами-партами одной ростовой группы вместо двух-трех, рабочие места обучающихся в кабинете информатики не оснащены специализированными стульями, классные доски не оснащены софитами; на момент проверки имеются перегоревшие лампы, не заменены по мере выхода из строя; объем учебно-производственной нагрузки на учащихся 1 курса превышает 35 часов в неделю: в расписании учащихся менее 4 часов в неделю уроков физической культуры; питьевой режим для обучающихся организован с нарушением санитарных требований; часть помещений общежития (коридоры, санузлы) в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии (местами нарушена целостность покраски, побелки на стенах и потолках, линолеума); в общежитии отсутствует процедурный кабинет; на этажах, где проживают обучающиеся, отсутствуют комнаты воспитателя; не проводится камерная дезинфекция мягкого инвентаря (матрасы, подушки, одеяла) ежегодно, а также после каждого выселения проживающих.
- Технический профиль (г. Сызрань, ул. Фрунзе. 19): контейнеры для сбора мусора не оснащены крышками; учебные кабинеты оборудованы двухместными столами-партами одной ростовой группы вместо двух-трех групп, часть учебной мебели устаревшая; рабочие места обучающихся в кабинете информатики не оснащены специализированной мебелью (стульями): в части кабинетов необходима реконструкция системы искусственного освещения, замена светильников, не во всех кабинетах классные доски оснащены софитами; на момент проверки имеются перегоревшие лампы, не замененные по мере выхода из строя; кабинет иностранного языка не оборудован лингафонными рецептивными и рецептивно - репродуктивными установками; часть учебных кабинетов находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, местами нарушена целостность гигиенического покрытия на стенах, потолках и полу, стены оклеены обоями (кабинеты N 1, 2, 3, 4а, 4б, 6, 7, 8, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 26, 27, 33, 36, 37 и др.); душевые и санузлы при спортивном зале не функционируют; в спортивном зале требуется косметический ремонт; санузел для мальчиков не оборудован кабинами с дверями, требуется ремонт с заменой санитарно-технического оборудования, в туалете для девочек не функционирует раковина для мытья рук; в учреждении не организована комната личной гигиены для девушек; в учебно-производственных мастерских не организован питьевой режим; объем учебно-производственной нагрузки на учащихся 1 курса превышает 35 часов в неделю; в расписании учащихся менее 4 часов в неделю уроков физической культуры.
- Строительный профиль (г. Сызрань, пр. 50 лет Октября. 1): учреждение не имеет полного ограждения территории; контейнеры для сбора мусора не оснащены крышками; на момент проверки имеются перегоревшие лампы, не замененные по мере выхода из строя; кабинет иностранного языка не оборудован лингафонными рецептивными и рецептивно - репродуктивными установками; санитарно-техническое состояние помещений 3-го этажа неудовлетворительное: в учебных кабинетах, коридорах, рекреациях необходим косметический ремонт; учебная мебель и классные доски устаревшие; учебные кабинеты оборудованы двухместными столами-партами одной ростовой группы вместо двух-трех групп; в спортивном зале требуется косметический ремонт гигиенического покрытия стен, потолка, пола спортивного зала; санузел для мальчиков не оборудован унитазами и кабинами, требуется капитальный ремонт с заменой санитарно-технического оборудования; в учреждении не организована комната личной гигиены для девушек; в кабинете информатики N 204 площадь на одно рабочее место пользователя ВДТ менее 6,0 кв.м.: в кабинете информатики N 204 рабочие места не оснащены специализированными стульями; не во всех кабинетах классные доски оснащены софитами; санитарно-техническое состояние помещений учебно-производственных мастерских 2 этажа неудовлетворительное: в мастерских, коридорах местами нарушена целостность гигиенического покрытия потолка, стен и полов, имеются следы пролива кровли на стенах и потолке; часть стекол на окнах разбита; имеются перегоревшие лампы; объем учебно-производственной нагрузки на учащихся 1 курса превышает 35 часов в неделю; в расписании учащихся менее 4 часов в неделю уроков физической культуры; для обучающихся не организован питьевой режим; часть помещений общежития (коридоры, санузлы) в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии (местами нарушена целостность покраски, побелки на стенах и потолках, линолеума); в общежитии отсутствует процедурный кабинет и изолятор; на этажах, где проживают обучающиеся, отсутствуют комнаты воспитателя; не проводится камерная дезинфекция мягкого инвентаря (матрасы, подушки, одеяла) ежегодно, а также после каждого выведения проживающих.
- Технологический профиль (г. Сызрань, ул. Ст. Разина, 24): территория участка не имеет ограждения; контейнеры для сбора мусора не оснащены крышками; при спортивном зале не предусмотрены уборная для девочек, раздельные мужские и женские душевые; санузлы в учебном корпусе не оборудованы кабинами с дверями без запоров (в санузлах на 3-м этаже имеются только перегородки); в учреждении не организована комната личной гигиены для девушек; санитарно-техническое состояние части помещений неудовлетворительное: в учебных кабинетах, коридорах, рекреациях, спортивном зале необходим косметический ремонт (нарушена целостность гигиенического покрытия стен, потолков, полов, имеются следы протечек кровли); в учебных кабинетах классные доски устаревшие, не оборудованы софитами; учебные кабинеты оборудованы двухместными столами-партами одной ростовой группы вместо двух-трех групп: в учебных классах учебная мебель устаревшая, не соответствует требованиям (столы, соединенные с ними скамейками, табуретами): в кабинетах информатики площадь на 1 рабочее место обучающегося с ВДТ составляет менее 4,5 кв.м. (площадь кабинета N 41 - 31,2 кв.м., установлено 11 ПЭВМ; площадь кабинета N 23 - 56,4 кв.м., установлено 13 ПЭВМ); в кабинете информатики N 41 рабочие места не оснащены специализированными стульями; своевременно не производится замена перегоревших ламп; объем учебно-производственной нагрузки на учащихся 1 курса превышает 35 часов в неделю 4 в расписании занятий учащихся (кроме учащихся 1 курса) уроков по физической культуре менее 4 часов в неделю; кабинеты иностранного языка не оборудованы лингафонными рецептивными и рецептивно - репродуктивными установками.
- Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Губернский колледж г. Сызрань" в с. Рамено: территория участка не имеет сплошного ограждения; контейнеры для сбора мусора не оснащены крышками; в учебном корпусе N 2 (на 1 этаже) предусмотрен санитарный узел только для девочек; в учреждении не организована комната личной гигиены для девушек; в учебном корпусе N2 не предусмотрены помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств, оборудованные поддоном с подводкой горячей и холодной воды; в учреждении не организован питьевой режим для обучающихся; в учебных кабинетах классные доски устаревшие, не оборудованы софитами; учебные кабинеты оборудованы двухместными столами-партами одной ростовой группы вместо двух-трех групп: в учебных классах учебная мебель устаревшая, не соответствует требованиям (столы, соединенные с ними скамейками, табуретами); своевременно не производится замена перегоревших ламп; объем учебно-производственной нагрузки на учащихся 2 курса - превышает 35 часов в неделю; кабинеты иностранного языка не оборудованы лингафонными рецептивными и рецептивно - репродуктивными установками; отсутствует комната гигиены девочек; не на каждом этаже общежития предусмотрены туалеты, умывальные, душевые, гладильная, комната для сушки белья, кухня, помещение для обработки и хранения инвентаря; комната для хранения уборочного инвентаря не обеспечена подводкой горячей и холодной воды; внутренняя отделка помещений общежития: полов, стен и потолков имеет дефекты в отделке (нарушена целостность побелки, обои местами отстали от стены, полы имеют щели и т.д.).
По данному факту административным органом составлен протокол N 17-05/233 от 07.05.2014 г. об административном правонарушении, а от 12.05.2014 г. вынесено постановление N 17-01/270 о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ к штрафу в размере 30 000 рублей.
Считая постановление незаконным, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные учреждением требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в т.ч.: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В обоснование заявления учреждение ссылается на то, что нарушения допущены в связи с отсутствием и недостаточным финансированием из бюджета и отсутствует вина, т.к. им приняты все зависящие меры по выполнению установленных требований - в Министерство образования и науки Самарской области направлялись неоднократно просьбы о выделении денежных средств на выполнение требований в т.ч. санитарного законодательства, на устранение выявленных нарушений.
Кроме того заявитель ссылается на сведения бухгалтерской справки, согласно которой, в 2012 - 2013 г. и по состоянию на 11.08.2014 г. финансирование из областного бюджета для проведения капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении колледжа, не производилось.
Из материалов дела следует, что учреждение является государственным бюджетным образовательным учреждением, а его учредителями являются Министерство образования и науки Самарской области. Согласно п. 6.1 Устава, финансовое обеспечение деятельности колледжа в 2011 г. осуществляется Министерством образования и науки Самарской области на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных ст. 4 Закона Самарской области от 08.12.2010 г. N 40-ГД. С 01.01.2012 г. финансовое обеспечение выполнения государственного задания колледжем осуществляется Министерством образования и науки Самарской области в форме субсидии из бюджета Самарской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания колледжем осуществляется министерством образования и науки Самарской области в виде субсидии из бюджета Самарской области с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за колледжем учредителем на праве оперативного управления или приобретенных колледжем за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов на соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Учреждение вошло в проект перечня государственных бюджетных образовательных учреждений, планируемых к финансированию в 2017 г.
Учреждением неоднократно направлялись в Министерство образования и науки Самарской области письма с просьбой о выделении денежных средств на выполнение требований в т.ч. санитарного законодательства, на устранение выявленных нарушений, о чем свидетельствует представленная в материалы дела переписка начиная с 2011 г.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, и его вина, которые подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 КоАП РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд в соответствии с требованиями ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ, оценив обстоятельства дела, правильно установил, что административным органом не доказана вина учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку не приняты во внимание обстоятельства, связанные с недостаточным финансированием учреждения из бюджета, а поэтому обоснованно признал незаконным постановление N 17-01/270 от 12.05.2014 г. о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ к штрафу в размере 30 000 рублей.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2014 года по делу N А55-11568/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11568/2014
Истец: ГБОУ СПО "ГК г. Сызрани"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13785/14