г.Москва |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А40-36107/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Распутиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГУП "Канал имени Москвы"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2014 по делу N А40-36107/14, принятое судьёй Дранко Л.А.(79-305) в порядке упрощённого производства,
по заявлению ФГУП "Канал имени Москвы"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Смирнов И.М. по дов. N 412/13 от 24.12.2013;
от ответчика: Караульчик О.К. по дов. N 197 от 11.02.2014;
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Канал имени Москвы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (далее Департамент, административный орган) от 27.02.2014 N 10-35/298 о назначении Предприятию административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 11.06.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на доказанность в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения, соблюдение административным органом процедуры и срока привлечения Предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, ФГУП "Канал имени Москвы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании служебной записки б/н от 05.11.2013 о фактах, указывающих на допущение юридическими лицами нарушений в области обращения с отходами, а именно отсутствие зарегистрированных в установленном порядке документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение было возбуждено дело об административном правонарушении N 10-35/298 и проведение по нему административного расследования в соответствии с п.1 ст.28.1 и ст. 28.7 КоАП РФ.
В ходе расследования было установлено, что на территории филиала Тушинского района гидротехнических сооружений (ГЭС-193) по адресу: 125015, г. Москва, Сходненский тупик, 1 (ГЭС-193) (СЗАО) образуются отходы производства и потребления в количестве 15 наименований, из них 7 отходов относятся к опасным - I-IV класса опасности.
Предприятием были представлены учредительные документы по структурным подразделениям. Предприятие осуществляет свою деятельность в Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Московской областях и городе Москве через 10 обособленных структурных подразделений - филиалов. Предприятие представило заверенные копии документов 7 обособленных структурных подразделений - филиалов и Управления ФГУП "Канал имени Москвы", расположенных в Москве и Московской области.
Документы по четырем объектом были представлены предприятием в момент составления протокола.
На составлении протокола представитель заявителя представил недействующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 8) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 11.07.2013.
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 7) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 12.08.2013.
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (ГЭС-193) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 06.08.2013.
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 9) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 11.07.2013.
В ходе проверки выявлено, что у Предприятия отсутствует обязательная разрешительная экологическая документация, а именно: документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По факту выявленного нарушения 14.02.2014 старшим государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО Абдуллаевым Г.М. в отношении предприятия с участием его представителя был составлен протокол N 10-33/212 об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, который суд находит соответствующим требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
27.02.2014 указанным должностным лицом также с участием того же представителя предприятия было вынесено оспариваемое постановление N 10-35/298, которым ФГУП "Канал имени Москвы" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде административного штрафа 100 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании и транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействия на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Закона).
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательств в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны осуществлять производственный экологический контроль.
Как верно установлено судом первой инстанции, в ходе производственной деятельности ФГУП "Канал имени Москвы" на территории филиала Тушинского района гидротехнических сооружений (ГЭС-193) по адресу: 125015, г. Москва, Сходненский тупик, 1 (ГЭС-193) (СЗАО) образуются отходы производства и потребления в количестве 15 наименований, из них 7 отходов относятся к опасным - I-IV класса опасности.
Факт образования отходов производства и потребления подтверждается следующими документами: документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 08-23049 от 06.08.2008; форма государственной статистической отчетности 2ТП - (отходы); журнал учета движения отходов; документы, подтверждающие вывоз отходов на полигон: договора, акты вывоза за 1 - 4 квартал 2012 года, 1 квартал 2013 года; расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год; расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года; документы, подтверждающие факт внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 квартал 2012 года и 1 - 2 квартал 2013 года (копии); платежные поручения.
ФГУП "Канал имени Москвы" осуществляет производственную деятельность на территории филиала Тушинский район гидротехнических сооружений (ГЭС-193) в отсутствии лимита на размещение отходов согласованного в установленном законодательством порядке, поскольку срок действия ранее полученного предприятием Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 06.08.2013.
Определением от 11.11.2013 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении государственный инспектор установил необходимость получения материалов (сведений), необходимых для разрешения дела и определил руководствуясь ст. 26.10 КоАП РФ, в трехдневный срок с момента получения определения предоставить сведения.
Предприятием представлены учредительные документы по структурным подразделениям. Предприятие осуществляет свою деятельность в Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Московской областях и городе Москве через 10 обособленных структурных подразделений - филиалов. Предприятие представило заверенные копии документов 7 обособленных структурных подразделений - филиалов и Управления ФГУП "Канал имени Москвы", расположенных в Москве и Московской области.
Административным органом дважды направлено уведомление на составление протокола об административном деле в адрес ФГУП "Канал имени Москвы", однако заявитель дважды направляло ходатайство об отложении, удовлетворенные административным органом.
Департаментом повторно направлялся запрос о предоставления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но документы по четырем объектом были представлены предприятием только в момент составления протокола.
На составлении протокола представитель заявителя представил недействующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе:
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (ГЭС-193) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 06.08.2013.
По действующему законодательству юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разработать проект нормативов образования отходов и утвердить лимит на их размещение.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 (статей 5, 14, 22, 41, 51).
Под термин "осуществляющий деятельность в области обращения с отходами" попадают практически все юридические и физические лица, которые образуют отходы производства и потребления. Разработанный проект ПНООЛР согласовывается на 5 лет в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу. На основании согласованного проекта утверждается "Лимит на размещение отходов".
Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению.
Проект нормативов образования отходов и лимит размещения разрабатывается для каждого территориально обособленного подразделения отдельно.
В нарушение вышеуказанных положений, ФГУП "Канал имени Москвы" осуществляет производственную деятельность на территории филиала Тушинский район гидротехнических сооружений (ГЭС-193) по адресу местонахождения 125015, г. Москва, Сходненский тупик, 1, не имея согласованный в соответствии с требованием законодательства РФ Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и "Лимит на размещение отходов", в связи с чем нарушило ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из ч. 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Поэтому, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя экономическую деятельность, он обязан знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности ответчиком не нарушены. Доводы автора апелляционной жалобы о нарушениях сроков административного расследования не могут свидетельствовать о существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, влекущем нарушение прав заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.5N ст.211, ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2014, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-36107/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36107/2014
Истец: ФГУП "Канал имени Москвы"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, Ст.гос. инспектор по охране природы департамента Росприроднадзора по ЦФО Абдуллаев Гаджимурад Магомедович