г. Пермь |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А50-7299/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никифоровой И.А.,
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Томилин В.Г., удостоверение, доверенность от 10.01.2013, Былинкина Н.С., паспорт, доверенность от 05.06.2014;
от ответчика ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N 1" (ОГРН 1025900917481, ИНН 5904101322) - Артюх В.А., паспорт, доверенность от 05.03.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 18 июля 2014 года
по делу N А50-7299/2014,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
к ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N 1"
о взыскании 3 000 642,98 руб.,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N 1" (далее - ответчик, МСЧ, учреждение) о взыскании бюджетных средств в сумме 1 494 831,99 руб., пени в сумме 33 636,19 руб. и штраф в сумме 1 379 721,99 руб. (с учетом частичного отказа от исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2014 принят отказ Фонда в части возврата средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 73 288,92 руб. и взыскания штрафа в сумме 19 163,89 руб. Производство по делу в этой части прекращено. Исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в бюджет истца взысканы пени в сумме 1 572,05 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении иска, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт. Настаивает на том, что приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу является в силу ст. 147 Бюджетного кодекса РФ нецелевым расходованием.
Представители истца в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просят решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, комиссией ТФОМС Пермского края проведена проверка использования учреждением средств ОМС, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам проверки составлен акт от 05.12.2013 N 200 (л.д.15-34,т.1).
В ходе проверки выявлены факты нецелевого использования МСЧ средств ОМС в сумме 1 598 768,65 руб., в том числе в сумме 1 444 600 руб. на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 000 руб., в сумме 50 231,99 руб. на приобретение оборудования без согласования с учредителем, в сумме 27 350 руб. на расходы по оплате магнитно-резонансной томографии, которые следует производить за счет средств бюджета Пермского края, и в сумме 45 938,92 руб. на оплату неподтвержденных работ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим иском.
В сумме, превышающей 1 568 120,91 руб., средства возвращены медицинской организацией в фонд до обращения его в арбитражный суд 18.12.2013.
В сумме 73 288,92 руб. на оплату магнитно-резонансной томографии и неподтвержденных работ средства также возвращены ответчиком фонду после обращения последнего в арбитражный суд, в связи с чем, установив, что данные средства учреждение использовало не по целевому назначению, суд первой инстанции взыскал пени, начисленные на них в соответствии с частью 9 ст.39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N326-ФЗ).
В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.
Во взыскании с ответчика в бюджет истца средств в сумме 1 494 831,99 руб., израсходованных на приобретение медицинского оборудования и иных основных средств, а также соответствующей им суммы пени и штрафа в сумме 1 379 721,99 руб. решением арбитражного суда отказано по причине необоснованности выводов Фонда о нецелевом расходовании ответчиком денежных средств в названной сумме.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, заслушав мнения сторон, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда в обжалуемой части правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу п. 7 ст. 35 рассматриваемого закона структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Расходы ответчика в сумме 1 444 600 руб. признаны Фондом нецелевым использованием бюджетных средств на том основании, что они направлены на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 000 руб., в том числе приобретение аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ) по цене 1 316 700 руб. по договору с ООО "Ликом" и механического литотриптора для разрушения камней по цене 127 900 руб. по договору с ООО "Невские Технологии". В обоснование своей позиции фонд ссылается на Тарифное соглашение на 2011 год и установленную пунктом 7 ст.35 Закона N 326-ФЗ структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно разделу V Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 N 782, тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов.
В состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств ОМС могут быть включены иные расходы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации при условии выполнения установленных Программой подушевых нормативов финансового обеспечения, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Программ государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, 2012 год, утвержденных Законами Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 г. N 887-ПК, расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года, Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года, Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2011 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС от 25.05.2010 г., утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и ТФОМС Пермского края (далее Порядок) (л.д. 44, т.2).
В соответствии с Тарифными соглашениями на 2011 год за счет средств ОМС в 2011 году по статье 300 допускались следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС, в том числе: расходы на приобретение машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, стоимостью до ста тысяч рублей. Расходование средств по данной статье разрешено производить при условии внесения указанных расходов в план финансово-хозяйственной деятельности медицинского учреждения.
Материалами дела подтверждено, что необходимость приобретения дыхательного аппарата в отделение реанимации возникла еще в 2010 г.; в связи с отсутствием средств у учредителя МСЧ (Управления здравоохранения администрации г. Перми) его комиссией 15.11.2011 было принято решение о приобретении основных средств, в том числе аппарата ИВЛ NPB-760, за счет средств ОМС (л.д. 97,99, т. 2).
Факт приобретения и оплаты аппарата искусственной вентиляции легких NPB-760 стоимостью 1 316 700 руб. подтверждается договором от 04.08.2011 с ООО "Ликом", товарной накладной от 15.09.2011, платежным поручением от 22.09.2011 (л.д.137-147, т.1). Договор с ООО "Ликом" заключен учреждением по итогам открытого аукциона в электронной форме, что подтверждается протоколом от 22.07.2011 N 0356300042211000065-1. Нарушений при проведении аукциона не установлено.
Необходимость в приобретении ответчиком литотриптора для разрушения камней, согласование такого приобретения с учредителем (л.д.115-117, т.1). Факт приобретения и оплаты литотриптора механического для разрушения камней стоимостью 127 900 руб. подтверждается договором от 15.11.2011 с ООО "Невские технологии", товарной накладной от 23.11.2011, платежным поручением от 26.12.2011 (л.д.148-155, т. 1). Договор с ООО "Невские технологии" заключен медицинской организацией по итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок, что подтверждается протоколом от 07.11.2011 N 0356300042211000093-1. Нарушений при размещении заказа не установлено.
Таким образом, расходы учреждения, направленные за приобретение оборудования, согласованы с учредителем - Управлением здравоохранения администрации г. Перми.
Доказательства того, что Министерство здравоохранения Пермского края не согласовало бы расходы учреждения на приобретение данного оборудования, фондом в материалы дела не представлены.
Кроме того, отсутствие согласования с Министерством здравоохранения Пермского края само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании данных средств, а может лишь указывать на несоблюдение порядка приобретение оборудования.
В силу приведенных правовых норм, доказательств по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда в обжалуемой части отмене, а жалоба Фонда - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 июля 2014 года по делу N А50-7299/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7299/2014
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края
Ответчик: ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N1"