г. Москва |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А40-54062/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Банина И.Н., судей Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - Курганской области в лице Финансового управления Курганской области на решение Арбитражного суда города Москвы
от 09.07.2014 г. по делу N А40-54062/2014, принятое единолично судьей Жбанковой Ю.В. (шифр судьи 131-240), по иску Финансового управления Курганской области
(ОГРН 1024500526940, г. Курган, ул. Гоголя, д. 56)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9) и Федеральному агентству железнодорожного транспорта
(ОГРН 1047796350910, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1)
с участием Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области и Управления Федерального казначейства по Курганской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 7 719 578, 07 руб.
при участии представителей:
от ответчиков - Муслимова Э.Р. по доверенности N 01-10-08/56 от 01.09.2014 г.
Веретенникова Н.В. по доверенности N 19/14/УУП от 28.04.2014 г.
УСТАНОВИЛ:
Финансовое управление Курганской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Федерального агентства железнодорожного транспорта о взыскании 7 659 433 руб. 10 коп. убытков (с учетом принятого судом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2014 г. по делу N А40-54062/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответсвуют фактическим обстоятельствам дела. В судебное заседание представитель истца не явился, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направил.
Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения. Представитель Федерального агентства железнодорожного транспорта представил письменные объяснения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителей истца и третьих лиц в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителей ответчиков, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями; принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Этим же федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Во исполнение вышеуказанного федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1208, которым утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила предоставления субсидий).
Согласно пункту 6 указанных Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.
Во исполнение пункта 5 Правил предоставления субсидий, между Федеральным агентством железнодорожного транспорта в лице Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта и Департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики было заключено Соглашение от 22.04.2010 г. N 54/04.10 "О предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на компенсацию части потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, осуществляющей перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - Соглашение от 22.04.2010 г. N 54/04.10).
В соответствии с пунктом 2.1.3 Соглашения от 22.04.2010 г. N 54/04.10) уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.
Таким образом, Российская Федерация приняла расходное обязательство по предоставлению субсидий на указанные цели бюджетам субъектов Российской Федерации и несет обязанность по его финансовому обеспечению в пределах установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1208 уровня софинансирования.
Курганская область, как субъект Российской Федерации, считает, что имеет право на компенсацию расходов по предоставлению льгот по проезду обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в соответствии с указанным уровнем софинансирования и учитывала данные обязательства Российской Федерации при принятии постановления от 24 февраля 2010 года N 42 "Об установлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении".
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, возникших в связи с принятием Правительством Курганской области постановления от 24.02.2010 г. N 42 "Об установлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении", утверждены Законом Курганской области от 27.11.2009 г. N 517 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и составили 9 111 200 руб., из которых 5% это средства областного бюджета, в размере 456 000 руб. и 95 % средства федерального бюджета в размере 8 655 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 27.11.2012 г. по делу N А34-1896/2012, вступившим в законную силу 25.02.2013 г., установлено, что расходное обязательство Курганской области по компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием Курганской областью решения об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении составляет 17 173 298 руб.
С учетом того, что расходное обязательство Курганской области перед ОАО "РЖД" в размере 17 173 298 руб. исполнено Курганской областью в полном объеме: 9 111 200 руб. перечислено последнему в соответствии с Законом Курганской области от 27 ноября 2009 года N 517 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и 8 062 098 руб. перечислено по исполнительному листу от 29 марта 2013 года серия АС N 003201101, истец полагает, что 95 % исполненного Курганской областью расходного обязательства в размере 16 314 633 руб. 10 коп. подлежит возмещению Российской Федерацией.
С учетом перечисленных в порядке софинансирования в 2010 году из федерального бюджета средств в размере 8 655 200 руб., сумма убытка составляет 7 659 433 руб. 10 коп.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Российской Федерацией обязательства по перечислению Курганской области субсидий были исполнены в полном объеме.
Истец, выплачивая в течение 2010 года перевозчику компенсацию расходов по оказанию услуг льготной категории граждан, мог оценить объем предполагаемых выплат, которые будут осуществлены до конца года.
В пункте 7 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1208 указано на возможность перераспределения субсидий на текущий период на основании предложений Министерства транспорта Российской Федерации.
Доказательств того, что Курганской областью были предприняты какие-либо меры по возможному перераспределению бюджетных ассигнований в 2010 году, истцом не представлено.
Судебными актами по делу N А34-1896/2012, установлено, что недофинансирование потерь ОАО "Российские железные дороги" возникло в связи с недостаточностью выделенных денежных средств, поскольку суммы, предусмотренные в бюджете Курганской области на 2010 год и предназначенные для финансирования льгот по проезду железнодорожным транспортом, не обеспечили полную компенсацию потерь в доходах от оказания услуг по перевозке льготным категориям граждан, что свидетельствует о вине Курганской области, на которую соответствующая обязанность возложена в силу закона.
Росжелдор не является органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в рамках настоящего дела, следовательно, органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию, является Минфин России.
Учитывая, что истцом не доказан факт допущенного нарушения, вина ответчиков и наличие причинной следственной связи между действиями ответчиков и наступившими последствиями, оснований для удовлетворения требований истца, не имеется.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Российская Федерация приняла обязательство по частичной компенсации потерь в доходах перевозчиков, вызванных установлением льгот Курганской областью на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1208, которым утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию потерь в части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила).
Следует отметить, что Российская Федерация не принимала на себя обязательства полной компенсации всех расходов, возникающих у субъекта Российской Федерации в связи с предоставлением льгот. Российская Федерация приняла на себя ограниченное по размеру обязательство профинансировать расходы Курганской области, связанные с предоставлением льгот.
Так в пункте 5 Правил указано, что субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на 2010 год Федеральному агентству железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений, устанавливающих льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с 1 января 2010 года по 15 июня 2010 года включительно и с 1 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно.
Размер субсидии, причитающейся Курганской области, а, следовательно, и размер обязательства, принятого на себя Российской Федерацией определяется распределением субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию упомянутых выше потерь и составляет 8 655 200 руб.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя ограниченное по размеру обязательство компенсировать расходы Курганской области, возникшие в связи с установлением льгот, т.е. в пределах 8 655 200 руб.
В соответствии с пунктом 5 Правил субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Во исполнение п. 5 Правил между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области было заключено соглашение от 22.04.2010 г. N 54/04.10 о предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на компенсацию части потерь в доходах по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. В абз. 2 п. 1.1. Соглашения от 22.04.2010 г. N 54/04.10 определен размер субсидии в сумме 8 655 200 руб.
Субсидия в сумме 8 655 200 руб. была доведена бюджету Курганской области в полном объеме.
Таким образом, Российская Федерация полностью исполнила свои обязательства, поскольку п. 5 Правил предусмотрено, что субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на 2010 год Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 5.12 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 397 Росжелдор осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росжелдора и реализацию возложенных на Росжелдора функций.
В пп. 12.1 и п. 1 и п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ перечислены случаи, когда главный распорядитель может быть ответчиком в суде от имени Российской Федерации. Рассматриваемый в рамках настоящего дела спор среди этого перечня отсутствует.
Таким образом, Федеральное агентство железнодорожного транспорта не является органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в рамках настоящего дела.
С учётом изложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2014 г. по делу N А40-54062/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Курганской области в лице Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54062/2014
Истец: Курганская обл. в лице Финансового управления Курганской обл, Финансовое управление Курганской области
Ответчик: Министерство Финансов РФ, РФ в лице Минфина РФ, Федеральное агенство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Третье лицо: Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Управление Федерального казначейства по Курганской области