г. Воронеж |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А64-8198/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от ИП Маркина Евгения Владимировича: Маркин Е.В.; Щемеров И.А. - представитель по доверенности 68 АА 0414054 от 25.04.2013;
от открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания": Бобкова Л.Ю. - представитель по доверенности N 5 от 9.01.2014;
от ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Маркина Евгения Владимировича (ИНН 682901689299, ОГРНИП 304682923000032) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2014 по делу N А64-8198/2013 (судья Подольская О.А.) по исковому заявлению открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ИНН 6829017247, ОГРН 1056882378464) к индивидуальному предпринимателю Маркину Евгению Владимировичу о взыскании задолженности, с участием третьего лица - ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - ОАО "ТОСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Маркину Евгению Владимировичу (далее - ИП Маркин Е.В., ответчик) о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения N 2398 от 29.02.2008 за период с января по октябрь 2013 г. в размере 91 954,27 руб.
Определением арбитражного суда от 15.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго" (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ИП Маркин Е.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, в отношении ответчика не подлежит применению двухставочный тариф; истец злоупотребил своим правом, не поставив своевременно в известность ответчика о применении к спорным услугам двухставочного тарифа.
ОАО "ТОСК" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения.
Третье лицо представил отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении жалобы.
В заседании суда ответчик, его представитель доводы жалобы поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 29.02.2008 между ИП Маркиным Е.В. и ОАО "ТОСК" был заключен договор энергоснабжения N 2398 (далее - договор N 2398 от 29.02.2008), согласно п. 1.2 которого, ОАО "ТОСК" обязалось осуществлять продажу ИП Маркину Е.В. электрической энергии на условиях, предусмотренных договором, а также в интересах ИП Маркина Е.В. оформить отношения с Сетевой организацией по передаче электрической энергии, а ИП Маркин Е.В., в свою очередь, обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Сетевой организацией по заключенному между сторонами договору энергоснабжения выступает ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", с которым у ОАО "ТОСК" заключен и действует договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 6800/00169/09 от 10.04.2009.
Истцом в период с января 2013 года по октябрь 2013 года была поставлена ответчику электрическая энергия на общую сумму 153 981,07 руб.
Ответчиком оплата была произведена частично по одноставочному тарифу на сумму 62 026,80 руб.
Ссылаясь на то, что ответчиком за указанный период оплата поставленной электроэнергии производилась без учета изменения расчета, вследствие чего, образовалась задолженность в размере 91 954,27 руб., истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании данной задолженности.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Из пункта 2 статьи 26 этого закона следует, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике (ред. от 30.12.2012) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) (абзац 6 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основ ценообразования), также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N 3.
Указанные нормы законодательства императивно устанавливают, что при оплате услуг по передаче электроэнергии должны применяться только цены (тарифы), установленные уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Федеральной службой по тарифам.
В пункте 55 Методических указаний, разработанных в соответствии с Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования, предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
Так, согласно указанному пункту Методический указаний, для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии. В случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного
производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 10.02.2011 по делу N ВАС-14764/10, из пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике.
При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
Исходя из вышеизложенного, опосредованно присоединенный к сетям сетевых компаний потребитель, оплачивая только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии (в части ставки за содержание сетей), не должен оплачивать услуги по передаче электрической энергии в части ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии.
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией. При расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации (абзац 2 пункта 81 Основ ценообразования).
В Тамбовской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, является Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 года" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра".
С 2013 года действует аналогичный приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об
установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год", которым установлены одновременно одноставочные и двухставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям для группы "прочие потребители" в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на соответствующий период регулирования.
Пунктом 51 Методических указаний предусмотрен порядок расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному котловому тарифу.
Между тем, ответчиком не принято во внимание, что согласно пункту 2 Методических указаний предусмотрено, что методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Специальный тариф с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 55 Методических указаний, регулирующий орган не устанавливал.
Применение произвольно рассчитанной величины, полученной путем вычитания из ставки одноставочного тарифа ставки на оплату технологических расходов (потерь) в электрических сетях двухставочного тарифа является нарушением статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", противоречит императивным указаниям в пункте 55 Методических указаний, которым не предусмотрена такая последовательность определения цены.
Необоснованность применения такой методики (вычитание из одноставочного тарифа ставки на оплату технологического расхода электроэнергии двухставочного тарифа) также установлена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2014 по делу N 305-ЭС14-73, А40-14380/13.
Аналогичный подход изложен в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 09.07.2014 по делу N А65-17993/2013, ФАС Уральского округа от 28.01.2014 по делу N Ф09-13749/13.
Кроме того, согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в случае если стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении, то предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой или шестой ценовым категориям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 750 также конкретизирован пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков. В абзаце двадцатом пункта 97 императивно закреплено, что опосредованно присоединенные потребители выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом в случае отсутствия уведомления потребителя о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
Таким образом, согласно действующему законодательству услуги по передаче электроэнергии, оказанные опосредованно присоединенным потребителям, оплачиваются только по двухставочным тарифам, конечная стоимость электрической энергии должна определяться в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию, рассчитанных по четвертой или по шестой ценовым категориям.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтверждается корректировочными актами (Т.1 л.д.38-43) и ответчиком не оспаривается.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод ответчика о том, что в соответствии с приложением к Приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э ответчик относится к категории потребителей, приравненных к населению, так как под данный перечень попадают хозяйственные постройки физических лиц (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения), часть здания, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, д. 3 "Б", принадлежащая ответчику, представляет из себя гараж и используется Маркиным Е.В. для нужд семьи, вследствие чего, по мнению ответчика, в отношении него не может быть применен двухставочный вариант тарифа, обоснованно отклонен судом, исходя из следующего.
Договор энергоснабжения N 2398 от 29.02.2008 заключен с ответчиком не как с физическим лицом, а как с индивидуальным предпринимателем, действующим на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от 17.08.2004, серия 68 N 000775275.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом в соответствии с частью 3 указанной статьи к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Кроме того, подтверждением факта того, что Маркиным Е.В. поставленная электрическая энергия (мощность) использовалась в предпринимательских целях, служит заявление ответчика от 25,10.2013 о приостановлении договора энергоснабжения N 2398 от 29.02.2008, по которому за ответчиком и образовалась задолженность. Так, в соответствии с данным заявлением, ИП Маркин Е.В. просит приостановить действие договора энергоснабжения N 2398 от 29.02.2008 в связи с прекращением трудовой деятельности по адресу г. Тамбов, ул. Монтажников, д. 36, а не в связи с прекращением потребления им как физическим лицом в целях потребления на коммунально-бытовые нужды.
С учетом изложенного, суд верно посчитал, что к ответчику не могут быть применены нормы права, имеющие отношение к физическим лицам (населению).
Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что истцом в период с января 2013 года по октябрь 2013 года была поставлена ответчику электрическая энергия на общую сумму 153 981,07 руб.
При этом, ответчиком оплата была произведена частично на сумму 62 026,80 руб., что так же подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности по договору
энергоснабжения N 2398 от 29.02.2008 за период с января по октябрь 2013 г. в размере 91 954,27 руб. ответчиком не представлено.
В связи с указанным, суд области верно посчитал требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 91 954,27 руб. по договору энергоснабжения N 2398 от 29.02.2008 за период с января по октябрь 2013 г. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2014 по делу N А64-8198/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Маркина Евгения Владимировича (ИНН 682901689299, ОГРНИП 304682923000032) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8198/2013
Истец: ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания"
Ответчик: ИП Маркин Евгений Владимирович, Маркин Е. В.
Третье лицо: ОАО "МРСК "Центра" в лице ОАО "Межрегиональная распределительнаясетевая компания Центра" "Тамбовэнерго"