город Воронеж |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А48-2554/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Техническое обслуживание жилья": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: Новиковой Е.А., начальника отдела юридического обеспечения по доверенности от 09.01.2014 N 1;
от Тарасовой Е.С.: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническое обслуживание жилья" на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2014 по делу N А48-2554/2014 (судья Соколова В.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техническое обслуживание жилья" (ОГРН 1035751002143, ИНН 5751026548) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (Управление Роспотребнадзора по Орловской области) (ОГРН 1055753017990, ИНН 5753036541) о признании незаконным и отмене постановления от 01.04.2014 N 176,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техническое обслуживание жилья" (далее - ООО "ТОЖ", заявитель) обратилось в Советский районный суд г.Орла с жалобой к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Орловской области, ответчик) о признании незаконным и отменить постановление от 01.04.2014 N 176.
Определением Заводского районного суда г.Орла от 23.06.2014 жалоба общества направлена по подведомственности в Арбитражный суд Орловской области и определением арбитражного суда от 09.07.2014 принята к производству суда.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - гр. Тарасовой Е.С.
Решением суда от 27.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Техническое обслуживание жилья" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что у Общества отсутствует доступ к горячему водоснабжению. В действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку вода пригодна к употреблению. В чем выразилось нарушение не ясно.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Отобранная проба горячей воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Общества является управляющей организацией, которая обязана обеспечивать потребителей жилищно-коммунальными услугами, а также осуществлять контроль и вести учет за объемом и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Заявитель, являющийся исполнителем коммунальных услуг, не обеспечил подачу горячей воды, соответствующей требованиям санитарных правил по мутности, что свидетельствует о допущении нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Техническое обслуживание жилья" и Тарасова Е.С. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "ТОЖ" согласно договору управления от 01.04.2009 является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 229-а по ул.Комсомольской г. Орла.
21.01.2014 в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило обращение гр. Тарасовой Е.С., жительницы кв. N 21 дома N 229-а по ул. Комсомольской г. Орла, в котором содержались сведения о несоответствии подаваемой воды установленным требованиям.
В рамках рассмотрения данного обращения Управлением Роспотребнадзора по Орловской области с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" были проведены исследования проб питьевой воды в квартире N 21 дома N 229-а по ул. Комсомольской г. Орла.
Из заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" от 05.02.2014 N 191 следует, что отобранная проба горячей воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" по мутности и содержанию железа.
10.02.2014 Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в отношении ООО "ТОЖ" вынесено определение N 10 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования был проведен отбор проб горячей воды, подаваемой в квартиру N 21 дома N 229-а по ул. Комсомольской г. Орла, о чем составлен протокол взятия образцов (проб) от 12.02.2014 N 38.
12.02.2014 Управлением Роспотребнадзора по Орловской области вынесено определение о назначении экспертизы.
Из заключения эксперта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" от 18.02.2014 N 33 следует, что исследованная проба воды горячего водоснабжения, отобранная из крана горячей воды в квартире N 21 дома N 229-а по ул. Комсомольской г. Орла, не соответствует требованиям таблицы 4 к п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по мутности.
По результатам проведенного административного расследования специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Орловской области 21.02.2014 в отношении ООО "ТОЖ" составил протокол об административном правонарушении N 148 по ст. 6.5 КоАП РФ.
01.04.2014 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области вынесено постановление N 176 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "ТОЖ" привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 22000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст.6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, норм, стандартов, предъявляемых как к питьевой воде, так и к питьевому водоснабжению.
Объектом правонарушения по статье 6.5 КоАП РФ является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его здоровье, а субъектами административной ответственности признаются лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения населения.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Федерального закона N52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
На основании пунктов 1, 3 ст. 39 названного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обществу вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований, а именно: п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"
В силу указанных норм питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Аналогичные требования содержатся в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу с 1 января 2013 года, за исключением статьи 9, пункта 4 части 3 статьи 21, части 7 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 28, части 2 статьи 29 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов, согласно положений которого благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам по запаху, привкусу, цветности и мутности, указанным в таблице 4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Согласно пункту 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Согласно действующих норм могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства (п. 2.6 указанных СанПиН), которые допускаются при одновременном выполнении следующих условий:
- обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;
- соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;
- максимального ограничения срока действия отступлений;
- отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;
- обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды (п. 2.6.1 указанных СанПиН).
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2 указанных СанПиН).
При этом одновременно с принятием решения о временном отступлении от гигиенических нормативов утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующего гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и финансирования.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети, а благоприятные органолептические свойства воды определяться ее соответствием приведенным в названном документе нормативам.
Данные правила обязательны для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее - Правил N 354) юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, признается исполнителем коммунальной услуги.
В подпункте "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
По смыслу приведенных норм исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, отвечающее требованиям санитарных правил и являющееся безопасным для жизни и здоровья потребителя.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ТОЖ", являясь управляющей организацией, имея действующий договор управления, заключенный с собственниками квартир дома N 229-а по ул. Комсомольская г.Орла, согласно которому обязано обеспечивать потребителей жилищно-коммунальными услугами, осуществлять контроль и вести учет за объемом и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, в силу закона несет перед собственниками квартир ответственность за предоставление коммунальных услуг не надлежащего качества, в том числе горячей воды.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил: управляющая организация, товарищество или кооператив, ресурсоснабжающая организация (в т.ч. некоммерческое объединение, которое от своего имени в интересах собственника заключает договора с ресурсоснабжающей организацией).
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 149, пунктом 150 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Учитывая, что Общество несет ответственность за качество подаваемой воды жителям дома N 229-а по ул. Комсомольской г. Орла, оно должно принимать все необходимые меры по улучшению качества подаваемой населению воды.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Доказательств, опровергающих выводы суда, Обществом не представлено.
Судом апелляционной инстанции процессуальных нарушений, допущенных Управлением при производстве по административному делу в отношении Общества, не установлено.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по вышеуказанным правилам, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом доказана, поскольку имея возможность для соблюдения требований действующего законодательства, надлежащих мер, направленных на их соблюдение, Обществом не предпринималось.
С учетом изложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, установленного ст.6.5 КоАП РФ, что свидетельствует о законности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, постановление от 01.04.2014 N 176 является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2014 по делу N А48-2554/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2554/2014
Истец: ООО "Техническое обслуживание жилья"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области
Третье лицо: Тарасова Е. С.